Решение по делу № 2-993/2019 от 18.04.2019

                            

Дело № 2-993/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» сентября 2019 года               г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Е.В. Дробышевой,

при секретаре Л.Г.Мачехиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Оксаны Степановны к администрации Тамбовского района Тамбовской области, к администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на самовольное строение,

установил:

Шестакова О.С. обратилась в суд с иском к администрации Тамбовского района о признании права собственности на квартиру площадью 48,4 кв.м с учетом самовольно произведенной реконструкции, расположенную по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, <адрес>

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Шестакова Л.М. требования поддержала и пояснила, что истцу принадлежит на праве собственности квартира <адрес> пос.<адрес>ю 30,0 кв.м. С целью улучшения жилищных условий ею произведена реконструкция квартиры с увеличением площади: возведена жилая пристройка лит.А2, общей площадью 19,2 кв.м, возведена веранда лит.а5 площадью 8,1 кв.м и лит.а6 площадью 15,9 кв.м, осуществлен снос перегородок между комнатами №1 и №3. Земельный участок, на котором расположено спорно жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности. Жилой дом состоит из двух квартир, владелец квартиры №2 претензий к Шестаковой О.С. не имеет. При оформлении документов с целью регистрации права на возведенные пристройки было выявлено, что частично произошел захват земельного участка населенного пункта площадью 17 кв.м. На момент покупки истцом квартиры с земельным участком по границе участка был установлен забор и указанные 17 кв.м по факту входили в границы приобретаемого земельного участка. В связи с этим истец обратилась в администрацию Тамбовского района с целью перераспределения земельного участка и включения 17 кв.м участка, расположенного под возведенными пристройками, в состав принадлежащего истцу земельного участка. Однако администрация Тамбовского района отказала в перераспределении земельного участка, а также отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отказ администрации препятствует истцу в оформлении прав на жилое помещении. После проведенной реконструкции согласно техническому заключению квартира соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным требованиям.

Представитель ответчика - администрации Тамбовского района по доверенности Рогоман М.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что администрация не согласна с исковыми требованиями, поскольку истицей допущен самовольный захват земельного участка. При этом перераспределение земельного участка в настоящее время невозможно, поскольку на захваченном земельном участке расположено возведенное истцом строение. По этому основанию в соответствии с ч.3 ст.39.16. ЗК РФ ей было отказано в перераспределении земельного участка, она должна была до строительства обратиться за перераспределением.

Представитель администрации Беломестнокриушинского сельсовета в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство главы администрации о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, владелец квартиры №2 – Рзаева Е.Ф., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как следует из материалов дела, за Шестаковой О.С. зарегистрировано право собственности на квартиру площадью 30,0 кв.м <адрес>, а также на земельный участок площадью 527 кв.м с , расположенный по данному адресу. Согласно выписке из ЕГРН сведения о земельном участке имеют статус ранее учтенные.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на 16.04.2018, усматривается, что произведена реконструкция квартиры с увеличением площади: возведена жилая пристройка лит.А2, общей площадью 19,2 кв.м, возведена веранда лит.а5 площадью 8,1 кв.м и лит.а6 площадью 15,9 кв.м, осуществлен снос перегородок между комнатами №1 и №3, в отсутствие разрешения на строительство.

Согласно плану границ земельного участка, составленному 26.09.2018 кадастровым инженером Соловьевой Л.В., частично возведенные пристройки расположены за пределами принадлежащего истцу земельного участка, на землях не разграниченной госсобственности. Площадь земельного участка, не входящего в границы участка истца, составила 17 кв.м.

В соответствии с данным планом составлена схема расположения земельного участка с обозначением перераспределяемого земельного участка площадью 17 кв.м.

Решением администрации Тамбовского района от 06.06.2018 истцу отказано в выдаче разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию.

В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Как установлено, земельный участок с кадастровым номером на котором Шестакова О.С. возвела пристройки к своему жилому помещению, находится в собственности истца. Вместе с тем, застройка частично расположена на земельном участке площадью 17 кв.м, который входит в земли неразграниченной госсобственности.

Статья 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (ч.1).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч.2).

В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно части 18 пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ, указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

Частью 3 статьи 11.7 ЗК РФ определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, согласно пункта 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, допускается в случаях: перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (часть 2 статьи 39.28 ЗК РФ) и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ предусматривает платное увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 39.29 ЗК РФ, регламентирующей порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, собственники земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

Часть 9 указанной статьи содержит полный список оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Пунктом 3 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 29.26 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Истец обратилась в администрацию Тамбовского района с заявлением о перераспределении земельного участка, площадь которого менее установленных предельных максимальных размеров, с приложением схемы расположения участка. Письмом от 25.01.2019 ответчик отказал Шестаковой Л.М. в согласовании схемы и перераспределении земельного участка в соответствии с данной схемой по причине нахождения на запрашиваемом земельном участке капитального строения.

Однако, в ходе рассмотрения дела установлено, что строение, находящееся на земельном участке в перераспределении которого отказано, возведено истцом и доказательств того, что земельный участок обременен правами третьих лиц, ответчик, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суду не представил.

При таких обстоятельствах отказ ответчика в перераспределении земельного участка со ссылкой на пункт 3 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ нельзя считать обоснованным.

В своем письме ответчик указывает на наличие, кроме основания, предусмотренного пунктом 3 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ, оснований для отказа в перераспределении земельных участков и согласовании схемы, предусмотренных пунктом 11 части 9 статьи 39.29, пунктом 3 части 16 статьи 11.10, частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ. Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку не указано, какие именно требования земельного законодательства нарушит образование испрашиваемого земельного участка.

Из технического заключения АО Проектный институт «Тамбовгражданпроект» и экспертного заключения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» следует, что <адрес>.14 <адрес> после произведенной реконструкции соответствует строительным, противопожарным и санитарным требованиям и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.

Факта нарушения чьих-либо прав и законных интересов при проведении Шестаковой О.С. реконструкции жилого помещения судом не установлено.

Анализируя изложенное, а также с учетом положений ст.12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем признания права, суд находит требования Шестаковой О.С. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    

решил:

Признать за Шестаковой Оксаной Степановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру площадью 48,4 кв.м с учетом произведенной реконструкции, расположенную по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 30 сентября 2019 года.

Копия верна.

Судья Е.В.Дробышева

2-993/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шестакова Оксана Степановна
Ответчики
администрация Беломестнокриушинского сельсовета
администрация Тамбовского района Тамбовской области
Другие
Рзаева Елена Федоровна
Шестакова Любовь Михайловна
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
sud22.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.04.2020Предварительное судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Дело оформлено
05.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее