ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Дандарова А.А.
Дело № 33 – 1738 дело поступило 5 апреля 2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2017 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Рычковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония № 2» УФСИН России по РБ, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РБ, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия ответчиков по устранению нарушений требований законодательства, понуждении к устранению нарушений законодательства, аитев . Куликовой Г.по апелляционным жалобам начальника ФКУ «Исправительная колония № 2» УФСИН России по РБ Дементьева А.В., представителей УФСИН России по РБ Поповой С.Г., Плюсниной Р.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2017 г., которым постановлено:
Исковые требования Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» УФСИН России по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия в сан.узлах (туалетах) для пациентов и душевых в терапевтическом, хирургическом отделениях установить и паспортизовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением; в помещении пекарни в экспедиции оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением; в отряде № 15 (ОСУОН) учреждения паспортизовать систему приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, установленную в помещении дневного пребывания и душевой отряда № 15, установить и паспортизовать приточно-вытяжную вентиляцию с естественным или механическим побуждением в помещении ночного пребывания осужденных отряда № 15 в течение 6 месячного срока со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
В удовлетворении исковых требований к Федеральной службе исполнения наказания России и остальных требований отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ФКУ «Исправительная колония № 2» УФСИН России по РБ Завьяловой Е.А., представителей УФСИН России по РБ Поповой С.Г., Насухиной Е.В., прокурора Болдоевой Э.В., ознакомившись с апелляционными жалобами и материалами дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Бурятский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском к ФКУ «Исправительная колония № 2» УФСИН России по РБ, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РБ, Федеральной службе наказаний России о признании незаконным бездействия ответчиков по устранению нарушений требований законодательства, понуждении к устранению нарушений законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ФКУ «Исправительная колония №2» выявлены нарушения санитарных норм. В медицинской части учреждения в нарушении ст.ст.11, 17, ч3. ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в операционном блоке больницы ИК-2 установлено механическая приточно-вытяжная вентиляция, периодичность замены фильтров, установленных на притоке наружного воздуха не соответствует требованиям п.6.24 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10. Выброс отработанного воздуха организован на стену здания, что также не соответствует п.6.23 Раздела I указанного СанПиНа. В санитарных узлах, душевых для пациентов в терапевтическом, хирургическом отделениях не предусмотрена вытяжная вентиляция с механическим побуждением. В сан.узлах для пациентов в терапевтическом, хирургическом отделениях к раковине для мытья рук через смесителя подведена только холодная вода, что не соответствует требованиям п.5.5 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10. В центральном стерилизационном отделении в стерильной зоне установлена раковина для мытья рук, оборудованная двухвентильным смесителем, что не соответствует требованиям СанПиН. В пекарне в экспедиции в оконном проеме оборудован осевой вытяжной вентилятор, при этом отсутствует приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Не выделено отдельное моечное помещение, мытье внутрицеховой тары, инвентаря производится в горячем цехе. В помещении ночного пребывания осужденных отряда ОСУОН № 15 приток воздуха не организован.
Определением суда в качестве третьего лица привлечено ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Баженов А.Н. отказался от требований в части оборудования раковины для мытья рук в центральном стерилизационном отделении в стерильной зоне, о выделении и оборудовании отдельного моечного помещения для мытья внутрицеховой тары, инвентаря. Также заявил об уточнении исковых требовании.
В суде первой инстанции представитель истца Никонов А.Н. с учетом уточнений исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ Завьялова Е.А., Федоров И.В. просили в удовлетворении иска отказать.
Представители Федеральной службы исполнения наказаний России, действующее также в интересах УФСИН России по РБ Попова С.Г., Плюснина Р.Н. исковые требования не признали.
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России Цыбыктарова В.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ «Исправительная колония № 2» УФСИН России по РБ Дементьев А.В. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В апелляционное жалобе представители УФСИН России по РБ Попова С.Г., Плюснина Р.Н. просят решения отменить, указывая, что Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия является ненадлежащим ответчиком.
В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ «Исправительная колония № 2» УФСИН России по РБ Завьялова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители УФСИН России по РБ Попова С.Г., Насухина Е.В. доводы своей апелляционной жалобы также поддержали.
Прокурор Болдоева Э.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив апелляционные жалобы, выслушав мнение явившихся лиц, не усматривает оснований для отмены решения.
Согласно ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (далее ФЗ-52) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ-52 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в т.ч. посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из ч.1 ст.24 ФЗ-52 следует, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность установлены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 18.05.2010 г. № 58.
Согласно п.6.4 указанного СанПиНа здания медицинских организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением.
Из п.6.5 СанПиНа следует, что системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ в данной части подлежат отклонению.
Пунктом 1 ч.2 ст.14 Главы 3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 предусмотрено, что производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы: средствами естественной и механической вентиляции, количество и (или) мощность, конструкция и исполнение которых позволяют избежать загрязнения пищевой продукции, а также обеспечивают доступ к фильтрам и другим частям указанных систем, требующим чистки или замены.
То обстоятельство, что в помещении экспедиции только просеивается мука, не является основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части, так как мука также является пищевой продукцией.
Доказательств того, что имеющийся в помещении экспедиции осевой вытяжной вентилятор позволяет избегать загрязнения пищевой продукции, сторона ответчика не представила.
Согласно п.20.17 Приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. СП 17-02 во всех жилых помещениях режимных зданий, рабочих камер палатах стационаров и лечебных корпусов ЛПУ, в общежитиях с комнатной системой содержания или общими спальными помещениями следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляция с естественным побуждением.
Доводы жалобы о том, что иск прокурора должен быть подан в порядке административного производства, также подлежит отклонению.
Определением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 07.11.2016 г. производство по данному гражданскому делу было прекращено в связи с тем, что по мнению суда требования прокурора не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку такое заявление рассматривается в порядке административного судопроизводства по правилам КАС РФ.
Однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26.12.2016 г. данное определение было отменено и дело направлено в районный суд для рассмотрения по существу. Отменяя определение, судебная коллегия указала, что прокурор имел право на обращение в суд в порядке искового производства.
Подача кассационной жалобы на апелляционное определение основанием для отмены решения по данным основаниям, не является.
Доводы представителей УФСИН России по РБ о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком, необоснованны.
Согласно попд.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ № 1314 от 13.10.2004 г. ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
ФСИН России также осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (подп.2 п.7 Положения).
В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Из ст.162 Бюджетного кодекса РФ следует, что получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.
Из данных норм следует, что ФСИН России является главным распорядителем бюджетных средств, УФСИН России по РБ – распорядителем бюджетных средств, а ФКУ ИК-2 получателем бюджетных средств.
Согласно под.2 п.15 Положения об Управлении Федеральной службы наказаний по Республике Бурятия, утвержденного приказом директора ФСИН России № 518 от 11.06.2015 г. Управление осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений.
С учетом данных положений, учитывая, что денежные средства на ремонт системы вентиляции в ОСУОН, пекарне, больнице были выделены ФСИН России и поступили в распоряжение УФСИН России по РБ, оснований считать, что УФСИН России по РБ является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не имеется.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2017 года оставить без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И. Захаров
Судьи коллегии: Ц.В. Дампилова
О.Л. Гимадеева