Судья Пересыпкина А. Г. дело № 33а-3404/2021
Номер дела в суде первой инстанции 2а-48/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2021 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:
Председательствующего Симоновича В. Г.,
судей Начарова Д. В., Погорельцевой Т. В.,
при секретаре Кулькиной И. Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Ваховск о признании недействующим в части постановления,
по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Ваховск на решение Нижневартовского районного суда от 25 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., заключение прокурора Казакова Р. А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
акционерное общество «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с даты принятия постановление администрации сельского поселения Ваховск от 11 июня 2019 года № 136 в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и индивидуальных домов, а также взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование административного искового заявления общество указало, что является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, административным ответчиком принято оспариваемое постановление, с которым административный истец не согласен, поскольку при принятии оспариваемого постановления использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства № 269, что влечет его недействительность. Оспариваемым постановлением нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим постановлением, и теми нормативами, которые вошли в Терсхему и тарифную заявку, что повлекло для административного истца убытки за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Ненашева Е. О. административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Ваховск Кидяева К. В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, при принятии оспариваемого решения в основу были положены нормативы, утвержденные Департаментом промышленности ХМАО-Югры в приказе от 6 октября 2017 года № (номер) «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». В 2019 году Департаментом главам муниципалитетов были направлены рекомендации о снижении утвержденных нормативов на период проведения замеров, в целях недопущения необоснованного роста платы граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО и социальной напряженности, в связи с чем и были приняты нормативы в сторону их уменьшения. При этом, считает постановление принятым в пределах полномочий, замеры проведены в соответствии с методическими рекомендациями, специально созданной комиссией. Административный истец был уведомлен об утверждении нормативов.
Представитель заинтересованного лица Управления экологии и природопользования администрации Нижневартовского района Шмидт Т. В. поддержала доводы административного ответчика. Просила в иске отказать.
Заинтересованное лицо Департамент промышленности ХМАО-Югры извещенный о времени и месте рассмотрении дела в судебное заседание своего представителя не направил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Ваховск от 11 июня 2019 года № 136 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Ваховск от 26 декабря 2017 года № 279 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ваховск» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов. В остальной части исковых требований отказано. Взысканы судебные расходы, понесенные по уплате госпошлины, в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации сельского поселения Ваховск Кидяева К. В. просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование административного искового заявления указала, что решение суда считает незаконным, принятым с нарушением норм материального права. В соответствии с изменениями внесенными в Закон ХМАО-Югры от 17 ноября 2016 года № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» поселения наделены полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО. Данные изменения вступили в законную силу 1 января 2018 года.
Администрация сельского поселения Ваховск, во исполнение переданных полномочий, руководствуясь методическими рекомендациями, утвержденным приказом № (номер) была создана комиссия по измерению объема и массы ТКО на территории сельского поселения Ваховск.
Исходными данными для определения нормативов являлись отчеты о результатах инструментальных измерений с целью определения нормативов ТКО по сезонам весна, лето, осень, зима на протяжении 2018 года.
Учитывая низкую плотность населения и однотипность жилых домов, замеры производились по 2 объектам, но с максимальным проживанием жителей в целях учета максимального объема отходов. Выбор двух объектов был обусловлен пунктом 7 методических рекомендаций.
Таким образом, расчет и замеры нормативов ТКО на территории сельского поселения произведены в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО и методическими рекомендациями № (номер) и в пределах компетенции, установленной законодательством, поэтому считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Кроме того, административным истцом на территории Нижневартовского района использовался норматив не заложенный в терсхему на 2019 год, что подтверждается его письмом, в связи с чем возникновение убытков является недоказанным.
Полагает, что в виду несвоевременной отмены приказа, несвоевременного внесения изменений в территориальную схему у административного истца возникли неопределенности с применением норматива ТКО, а не в связи с принятием оспариваемого постановления.
Кроме того, полагает, что нормативы ТКО вошедшие в Терсхему в 2019 году не подлежат применению, так как замеры в 2017 году при их определении не проводились.
Ведение реестра контейнерных площадок отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов. Реестр размещен на официальном сайте администрации Нижневартовского района, в связи с этим полагает, что принятым постановлением права административного истца не нарушены.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает на законность решения суда.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, акционерное общество «Югра – Экология» является региональным оператором, оказывающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на основании соглашения № (номер), заключенного с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 31 января 2019 года.
В целях расчетов с собственниками ТКО общество осуществляет коммерческий учет отходов исходя из нормативов накопления, установленных органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями в этой сфере.
Постановлением администрации сельского поселения Воховск от 11 января 2018 года № (номер) создана комиссия по измерению объема и массы твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ваховск и утвержден ее состав.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Ваховск оказываются региональным оператором в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 октября 2016 года № (номер). Информация о нормативах накопления является составной частью указанной схемы, что следует из пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № (номер).
Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 7 декабря 2018 года № (номер), в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории сельского поселения Ваховск. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе принятием административным ответчиком постановления от 26 декабря 2017 года № (номер) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ваховск».
Постановлением администрации сельского поселения Ваховск от 11 июня 2019 года № (номер) «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Ваховск от 26 декабря 2017 года № (номер) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ваховск» были утверждены расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Воховск, в том числе для многоквартирных домов (было 1,825 м3/год, стало 1,488 м3/год) и для индивидуальных жилых домов (было 5,256м3/год, стало 1,488 м3/год).
Удовлетворяя административное исковое заявление частично суд первой инстанции исходил из того, что постановление вынесено административным ответчиком в соответствии с представленными полномочиями, однако утвержденные им нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов определены с нарушением установленных норм, в связи с чем являются необоснованными и незаконными.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции полагает правильными.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании статьи 24.6 этого же закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 ноября 2016 № 79-оз органы местного самоуправления автономного округа наделены отдельными государственными полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов(ТКО).
В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № (номер) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Из пунктов 5-8 Правил следует, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом(п.5). Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов(п.6). В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек(п.7). На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов(п.8).
Пунктами 11 и 12 указанных Правил установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № (номер) утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Согласно пунктам 11-15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется равнять и мерной линейкой определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определить путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводит путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомость накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5. Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
Как видно из материалов дела и признано представителем административного ответчика замеры твердых коммунальных отходов в сельском поселении Ваховск проводились по менее чем по 3 объектам каждой категории, при наличии необходимого количества (18 индивидуальных жилых домов в с(адрес)).
В отношении индивидуальных домов замеры проводились по двум объектам поселка Ваховск по (адрес), по многоквартирным в (адрес). На территории имеются незарегистрированные площадки, по ул. (адрес).
При этом, не смотря на доводы административного ответчика о наличии информации реестра о местах (площадках) накопления ТКО на сайте администрации Нижневартовского района, доказательств соответствующих сведений в материалы дела административным ответчиком не представлено.
Ссылки административного ответчика на проведение замеров по объектам с максимальной плотностью проживания людей, не опровергают выводов суда, не указывают на законность оспариваемого постановления в указанной части, при наличии возможности провести измерения по необходимому количеству объектов.
Аргумент, приведенный административным ответчиком, относительно обоснованности установления оспариваемых нормативов в соответствии с приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 октября 2017 года, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обосновано признан не состоятельным. Действующим законодательством не предусмотрено применение для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № (номер).
При таких обстоятельствах, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов на основе сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, свидетельствует о нарушении административным ответчиком порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Оплата услуг регионального оператора осуществляется потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Изменение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ваховск без проведения процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом, количества объектов каждой категории их сезонных изменений, повлекло изменение единого тарифа на коммунальные услуги и, как следствие, нарушение прав административного истца, являющегося получателем дохода в зависимости от установленных тарифов и нормативов твердых коммунальных отходов.
Что также подтверждается письмом, на которое ссылается административный ответчик от 8 сентября 2020 года № (номер), в которой указан утвержденный оспариваемым постановлением тариф.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просил административный истец.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являющихся предметом судебного исследования, с последующей правильной оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского районного суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Ваховск – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Симонович В. Г.
Судьи Начаров Д. В.
Погорельцева Т. В.