Судья 1 инстанции Давиденко С.А. | 38RS0015-01-2020-000115-13 |
Судья-докладчик Бутина Е.Г. | № 33а-6499/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2020 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,
с участием прокурора Нарижняк О.Н.,
при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-46/2020 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева С.А. к Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. (номер изъят) «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района»
по апелляционной жалобе Сергея А.Б. на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 г.,
установила:
решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района седьмого созыва от 22 июня 2020 г. № 42 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района.
решением Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии (далее Мамско-Чуйская ТИК, избирательная комиссия) от 1 августа 2020 г. (номер изъят) кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района зарегистрирован Соловьев С.А.
10 августа 2020 г. решением Мамско-Чуйской ТИК (номер изъят) кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района зарегистрирован Сергей А.Б.
Не согласившись с решением избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Сергея А.Б., Соловьев С.А., обратился в суд с иском, указывая, что заявление Сергея А.Б. содержит недостоверные сведения в части места жительства, а именно в части указания населенного пункта- вместо рабочий поселок (данные изъяты), указан поселок (данные изъяты). Указывает на недействительность подписей в подписных листах в поддержку кандидата Сергея А.Б., поскольку в них не указана принадлежность кандидата к политической партии и занимаемый в ней статус в объеме, указанном в заявлении о согласии баллотироваться. Кроме того, изготовление подписных листов не было оплачено из средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
На основании изложенного, с учетом уточненного административного искового заявления, Соловьев С.А. просил суд признать незаконным и отменить решение Мамско-Чуйской ТИК от 10 августа 2020 г. (номер изъят) «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско - Чуйского района».
Определением судьи от 11 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Региональное отделение политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Сергей А.Б. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на непринятие судом во внимание, что основанием для отказа в регистрации, является недостаточное количество подписей избирателей, однако рабочей группой Мамской-Чуйской ТИК установлено, что все подписные листы отвечают требованиям закона и все 23 подписи избирателей признаны действительными. Ссылается на отсутствие в решении суда оценки доводам о разнице, исходя из Устава партии «Единая Россия», между понятиями «статус» и «должность». Обязанность кандидата указывать свою принадлежность к политической партии и статус, занимаемый в ней, отсутствует, при этом в представленных им в избирательную комиссию подписных листах указание принадлежности к политической партии содержится, необходимость указания должности, занимаемой кандидатом в политической партии, действующим избирательным законодательством не предусмотрена, а он занимает именно должность секретаря местного отделения партии. Полагает вывод суда об изготовлении подписных листов не за счет средств избирательного фонда не соответствующим действительности и основанном на неверном толковании норм избирательного права, поскольку суду были представлены доказательства изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и, кроме того, действующим законодательством не установлено ограничение периода оплаты за изготовление подписных листов и сбор подписей в поддержку кандидата. Обращает внимание на отсутствие доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, Попов А.Б., просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца Соловьева С.А., представителя административного ответчика Мамско-Чуйской ТИК, заинтересованного лица Сергея А.Б., представителя заинтересованного лица Регионального отделения в Иркутской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
От заинтересованного лица Сергея А.Б., представителя Регионального отделения в Иркутской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя заинтересованного лица Сергея А.Б. Сержантова П.Е., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца Соловьева С.А. Белозеровой Е.И., возражавшей против них, заслушав заключение прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основания отказа в регистрации кандидата закреплены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с подпунктом «д» которого основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 116-ОЗ) основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата
В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 указанного федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу требования пункта 9 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в подписном листе, содержащем в вводной части фамилию такого кандидата, в обязательном порядке указываются сведения о партийной принадлежности и статусе в партии в соответствии с заявлением о согласии баллотироваться.
Аналогичное положение закреплено пункте 6 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области № 116-ОЗ, где указано, что подписной лист должен содержать сведения о принадлежности кандидата к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в них, если членство в данной политической партии либо данном общественном объединении кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 49 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 декабря 2015 г. № 99/1111 сформирована Мамско-Чуйская ТИК, постановлением от 3 декабря 2015 г. № 98/1112 её председателем назначен Кнауб Д.В.
Решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района седьмого созыва от 22 июня 2020 г. № 42 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы мэра муниципального образования Мамско -Чуйского района.
Из материалов дела следует, что 24 июля 2020 г. Сергей А.Б. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района в порядке самовыдвижения с указанием на то, что он является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», секретарем Мамско - Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
3 августа 2020 г. Сергей А.Б. представил в избирательную комиссию подписные листы, содержащих 23 подписи избирателей, протокол об итогах сбора подписей.
Решением Мамско - Чуйской ТИК от 10 августа 2020 г. (номер изъят) Сергей А.Б. зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско - Чуйского района.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что неверное указание сведений о месте жительства не может быть расценено как неполнота сведений, поскольку указанный им адрес соответствует адресу, указанному в штампе паспорта о регистрации и иных документах. Удовлетворяя исковое заявление, суд исходил из того, что Сергей А.Б. не оплатил услуги по изготовлению подписных листов с момента открытия специального избирательного счета и до начала сбора подписей, то есть с 27 июля 2020 г. по 30 июля 2020 г., а Мамско-Чуйская ТИК при составлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей и ведомости проверки подписных листов, не убедившись, что изготовление подписных листов оплачено из средств соответствующего избирательного фонда, приняла необоснованное решение о достоверности подписей избирателей. Также суд исходил из того, что в подписных листах, представленных Сергей А.Б., отсутствуют сведения о статусе кандидата в политической партии, а именно о том, что выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидат Сергей А.Б. является секретарем Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно наличия оснований для удовлетворения административного искового заявления по причине несоблюдения требований к оформлению подписных листов, поскольку Сергей А.Б. в подписные листы не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ.
Доводы жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм избирательного законодательства.
Как уже установлено, в заявлении о согласии баллотироваться Сергей А.Б. в разделе «принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, статус в данной политической партии, данном общественном объединении» указал, что он является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», секретарем Мамско - Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Между тем в подписных листах Сергей А.Б. указал, что он является челном Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», без указания на то, что он является также и секретарем местного отделения указанной политической партии.
Исходя из буквального толкования пункта 9 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 6 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области № 116-ОЗ юридически значимым обстоятельством является указание в обязательном порядке своей принадлежности к партии именно в соответствии с заявлением о согласии баллотироваться.
Сергей А.Б. о своей принадлежности к партии и свою должность секретаря Мамско-Чуйского местного отделения партии добровольно указал в заявлении о согласии баллотироваться, назвав себя, кроме как член политической партии также секретарем Мамско–Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в связи с чем в подписных листах эта запись также должна содержаться.
Данные требования закона Сергей А.Б. выполнены не были.
Отсутствие в подписных листах приведенной выше информации в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ влечет недействительность всех подписей избирателей во всех представленных для регистрации подписных листах, и в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области № 116-ОЗ является основанием для отказа в регистрации Сергея А.Б. кандидатом.
Ссылка в жалобе на то, что судом не дана оценка толкованию понятий «должность» и «статус» в уставе Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», судебной коллегией отклоняется, поскольку данное обстоятельство правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах решение избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско – Чуйского района нельзя признать законным.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда относительно основания для признания решения избирательной комиссии незаконным в связи с тем, что Сергей А.Б. не оплатил услуги по изготовлению подписных листов с момента открытия специального избирательного счета и до начала сбора подписей, то есть с 27 июля 2020 г. по 30 июля 2020 г.
Данные выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Пунктом 1 статьи 58 Закона Иркутской области № 116-ОЗ предусмотрено, что сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого на должность главы муниципального образования, осуществляется со дня, следующего за днем представления гражданином в избирательную комиссию муниципального образования заявления о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 49 настоящего Закона.
В силу подпункта «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
В постановлении ЦИК России от 13 июня 2012 г. № 128/986/6 «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» разъяснено, что подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата (подпункт «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона) признается недействительной. Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления - со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем.
Таким образом, из анализа указанных норм в их совокупности следует, что действующее законодательство позволяет учитывать подписи избирателей, собранных кандидатом в органы местного самоуправления после уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата. При этом Закон Иркутской области № 116-ОЗ при проведении выборов в органы местного самоуправления не связывает начало сбора подписей с оплатой изготовления подписных листов.
Поскольку в спорной ситуации кандидат на должность мэра Мамско–Чуйского муниципального образования Сергей А.Б. уведомил избирательную комиссию о самовыдвижении 24 июля 2020 г., а сбор подписей произвел 30 июля 2020 г., то оснований для признания недействительными представленных им подписей избирателей по указанному основанию у избирательной комиссии не имелось.
Между тем данное обстоятельство не влияет на законность принятого судом первой инстанции решения, поскольку установлено, что имеются иные правовые основания для признания решения Мамско-Чуйской ТИК о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района незаконным.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что оспариваемое решение не затрагивает прав административного истца, является ошибочным. Положениями пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ и части 10 статьи 239 КАС РФ прямо предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке решения избирательной комиссии о регистрации кандидата по административному иску кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Е.Г. Бутина |
Судьи | Л.В. Гусарова |
Н.М. Усова |