27 января 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Любченко З.О. к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 7 октября 2014 года на администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Любченко З.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв.м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Приморском крае, на территории Владивостокского городского округа.
На основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее – МОСП УФССП России по Приморскому краю) 11 февраля 2015 года возбуждено исполнительное производство № 1223/15/25037-ИП.
27 сентября 2018 года решением Приморского краевого суда с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу Любченко З.О. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Любченко З.О. обратилась в Приморский краевой суд с административным иском о взыскании в ее пользу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей, а также понесенных по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и услуг представителя в размере 7 500 рублей.
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года № 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент финансов Приморского края - в министерство финансов Приморского края, департамент градостроительства Приморского края - в министерство строительства Приморского края, департамент образования и науки Приморского края - в министерство образования Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители Правительства Приморского края, министерства финансов Приморского края представили письменные возражения на административный иск, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Представитель административного истца Неустроев Е.О. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что 11 июля 2019 года между истцом и администрацией Приморского края заключено мировое соглашение, по условиям которого Любченко З.О. отказалась от требований по предоставлению жилого помещения взамен на выдачу жилищного сертификата, который в настоящее время ею получен.
Из содержания поступивших в Приморский краевой суд письменных отзывов Правительства Приморского края и министерства финансов Приморского края следует, что данные органы государственной власти Приморского края возражают против удовлетворения административных исковых требований, административный истец не обосновала тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта, а размер заявленной к взысканию компенсации и судебных расходов является завышенным.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела № 2-6152/14 и материалы исполнительного производства № 1223/15/25037-ИП, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ), части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления должны осуществляться в разумные сроки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон 2 октября 2007 года № 229-ФЗ) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 октября 2014 года на администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Любченко З.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, не менее 16 кв. м. и не более 36 кв. м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Приморском крае, на территории Владивостокского городского округа.
11 февраля 2015 года в отношении администрации Приморского края судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство № 1223/15/25037-ИП.
27 сентября 2018 года решением Приморского краевого суда административное исковое заявление Любченко З.О. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично, с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края в пользу Любченко З.О. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей.
1 ноября 2019 года определением Фрунзенского районного суда города Владивостока утверждено мировое соглашение, заключенное между Любченко З.О. и администрацией Приморского края, по условиям которого Любченко З.О. отказывается от требований о предоставлении жилого помещения и согласна на однократное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. Исполнительное производство прекращено.
Таким образом, в целом продолжительность неисполнения решения суда составляет более четырех лет.
Такой срок существенно превышает срок, установленный в статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, и расценивается судом как не отвечающий критерию разумности.
В судебном заседании установлено, что в рамках исполнительного производства в соответствии со статьей 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта, в том числе после принятия Приморским краевым судом решения о взыскании компенсации в пользу Любченко З.О., на основании постановлений судебного пристава-исполнителя администрация Приморского края привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (28 сентября 2018 года, 21 февраля 2019 года, 18 июня 2019 года).
В совокупности исследованные по делу доказательства со всей очевидностью позволяют сделать вывод о том, что нарушение установленных сроков исполнения судебного решения не было вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника по исполнительному производству, которые подтверждали бы уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством.
Отсутствие свободных жилых помещений во Владивостокском городском округе либо недостаточность предусмотренных краевым бюджетом денежных средств на строительство и (или) приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда.
Более того, в ходе судебного разбирательства административными ответчиками не представлено доказательств того, что ими до заключения мирового соглашения предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение решения суда, вынесенного в пользу Любченко З.О., материалы исполнительного производства № 1223/15/25037-ИП подобных документов также не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры, направленные на своевременное исполнение вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 7 октября 2014 года по гражданскому делу № 2-6152/14.
Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовой и фактической сложности дела; поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Из разъяснений, приведенных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, исполнительного листа в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
По мнению суда, неисполнение судебного акта произошло по причинам, которые не зависели от взыскателя, доказательств обратного со стороны административных ответчиков не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд признает установленным факт нарушения права Любченко З.О. на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты прав административного истца присудить ей денежную компенсацию.
Из анализа содержания положений статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ следует, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме, при этом размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в данном случае, суд учитывает фактическую сложность исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения во Владивостокском городском округе, общую продолжительность допущенного нарушения сроков, значимость его последствий для административного истца, а также то, что Любченко З.О. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту и помощь со стороны государства.
С учетом принципов разумности и справедливости, исходя из практики Европейского Суда по правам человека, а также учитывая, что решением Приморского краевого суда от 27 сентября 2018 года компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 рублей в пользу Любченко З.О. взыскана, суд полагает необходимым присудить в пользу административного истца денежную компенсацию в размере 20000 рублей.
В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовыми органами, указанными в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).
В данном случае в Приморском крае таким органом является министерство финансов Приморского края.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 24 сентября 2019 года № 616-па, предусмотрено, что министерство финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Полномочия министерства финансов Приморского края содержатся в разделе II Положения, одним из которых является проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организация исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Пунктами 2.1.3, 2.1.8 Положения о министерстве строительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края 18 октября 2019 года № 681-па, министерство строительства организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, объектов капитального строительства, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета; осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством
В силу пунктов 2.1.15, 2.1.48 Положения о министерстве образования Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 708-па, данное министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств краевого и федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции предусмотренные законами Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» полномочия по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края.
Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 – 2021 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па, в 2015 – 2017 годах, с января по июль 2018 года обеспечивалась ответственными исполнителями: департаментом градостроительства Приморского края посредством строительства жилых помещений, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; департаментом образования и науки Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С августа 2018 года в число ответственных исполнителей подпрограммы был включен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (постановлением администрации Приморского края от 3 августа 2018 года № 366-па полномочия по приобретению в казну Приморского края жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданы департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края).
В то же время в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 предусматривает, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае министерство образования Приморского края, министерство строительства Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края выступают главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, однако они не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, тогда как именно на министерство финансов Приморского края возложены обязанности по организации исполнения краевого бюджета и по управлению средствами на едином счете краевого бюджета.
При таких обстоятельствах согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 присужденная компенсация в сумме 20 000 рублей за нарушение права Любченко З.О. на исполнение в разумный срок вступившего в законную силу судебного акта подлежит взысканию с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Кроме того, на основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края в пользу Любченко З.О. судебные расходы в сумме 300 рублей, что составляет размер государственной пошлины, уплаченной административным истцом в бюджет при подаче административного искового заявления.
Статьей 112 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Пункты 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», определяют, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из представленных истцом документов следует, что за оказанные юридические услуги Любченко З.О. выплатила Неустроеву Е.О. денежные средства в сумме 7500 рублей, что подтверждается договором поручения об оказании юридических услуг от 10 октября 2019 года № 266/124-2019, актом приема-сдачи выполненных работ от 20 октября 2019 года и кассовым чеком от 26 ноября 2019 года.
Соотнося данную сумму расходов с объемом защищенного права административного истца, принимая во внимание, что по административному делу проведена одна подготовка (24 декабря 2019 года) и два судебных заседания суда первой инстанции (24 декабря 2019 года и 27 января 2020 года) с участием представителя Любченко З.О. – Неустроева Е.О., учитывая объем выполненной представителем административного истца работы в связи с рассмотрением настоящего дела, включая подготовку административного искового заявления и приложенных к нему документов, а также представление интересов административного истца в суде, суд считает необходимым взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края в пользу Любченко З.О. судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 7 500 рублей, поскольку, по мнению суда, такие расходы являются разумными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Любченко Златы Олеговны к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить в части.
Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу Любченко Златы Олеговны, 16 июля 1989 года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 27 800 (двадцать семь тысяч восемьсот) рублей.
Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пилипенко