Дело№ 2а-666/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре Колобылиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алексеева Н.А., Климова В.Н., Михайловой С.А. к Департаменту общественных коммуникаций города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с административным иском о признании отказа Департамента общественных коммуникаций г. Севастополя № от 19.01.2017 г. о согласовании публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, понуждении государственного органа согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
В обоснование требований истец указал, что 17.10.2017 г. административными истцами в Департамент общественных коммуникаций города Севастополя поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий. 19.10.2017 г. государственным органом отказано в согласовании проведении данных публичных мероприятий, ссылаясь на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что по мнению истцов, является нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Представитель административного ответчика в суде относительно исковых требований истцов возражал.
С учетом положений закона, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 3 и 7 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера а уведомлением о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В Определении от 02 апреля 2009 года № 484-ОП Конституционный Суд Российской Федерации указал, орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц которые могут находится в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
В соответствии с Уставом города Севастополя и законом Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя является органом исполнительной власти в функции, которого входит реализация государственных полномочий города Севастополя в сфере коммуникаций с гражданами, общественно – политическими, национальными и религиозными организациями, профессиональными союзами, средствами массовой информации и иными субъектами массовой коммуникации, а также разработка и реализация комплекса мер, направленных на содержание общественно – политической стабильности в городе Севастополе.
Как установлено судом, 17.10.2017 в Правительство Севастополя поступили уведомления о проведении пикетирования группой лиц 26.10.2017 на площадке у памятника Георгию Победоносцу (вх. Правительства Севастополя от 17.10.2017 №№ о проведении пикетирования группой лиц 26.10.2017 на <адрес> (вх. Правительства Севастополя от 17.10.2017 №), о проведении шествия группой лиц 30.10.2017 от <адрес> бульвара (вх. Правительства Севастополя от 17.10.2017 №№
19.10.2017 заявителю мероприятий был направлен ответ исх. № с разъяснением, в соответствии с нормами действующего законодательства, невозможности проведения публичных мероприятий с целями заявленными в уведомлениях.
Целями публичных мероприятий, указанных в уведомлениях, являлось привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.
Согласно требованиям ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а так же реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
ч.2 ст.4 указанного Федерального закона гласит, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч.1 ст. 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию»:
органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а так же от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определен перечень информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, так: согласно п.4 ч.1 ст.5 к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Так же, в качестве места проведения публичных мероприятий, заявителем были указаны улицы и площади Севастополя, в районе которых расположены общественные и муниципальные (в том числе и детские) учреждения и детские площадки.
В соответствии с п.10 ст.2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: места, доступные для детей – это общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.
Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Таким образом, данная норма предусматривает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии у него обоснованных предположений, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, предупредить организатора публичного мероприятия о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении мероприятия.
В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (статья 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), учитывая намерение истцов провести публичные мероприятия с заявленными целями в местах, расположенных в историческом центре Севастополя и густонаселенных районах, предполагающих присутствие большого количества людей, данные мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, которые, принимая во внимание, в том числе и время проведения публичных мероприятий, очевидно могут находиться в местах их проведения, так как в тех местах, где истцы планировали провести публичные мероприятия сосредоточено значительное количество культурно-массовых и образовательных учреждений Севастополя посещаемых детьми.
Таким образом, поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание заявленное количество участников, формы проведения (парад, митинг) и тематику запланированных мероприятий, которые имеют для истцов актуальное значение, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт «ж» части 1 статьи 72).
Поскольку применительно к названным законоположениям, принцип уважения прав человека должен соблюдаться и самими истцами при проведении публичного мероприятия, организаторы правомерно получили предупреждение со стороны административного ответчика о создаваемой угрозе нарушения охраняемых законом прав и интересов детей.
Таким образом, противоречие заявленных целей планируемых истцами публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма среди детей исключали для уполномоченного органа исполнительной власти города Севастополя необходимость предложения организаторам шествия и митингов иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем доводы истцов о нарушении исполнительным органом пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» являются несостоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, решение государственного органа соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении исковых требований административных истцов следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Алексеева Н.А., Климова В.Н., Михайловой С.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течении месяца со дня составлении решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 28.02.2018 г.
Судья Ю.С. Степанова