дело № 2а-1262/2019
уникальный идентификатор дела - 75RS0025-01-2019-001667-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чита
Забайкальского края 05 сентября 2019 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе судьи Огурцовой О.В. единолично,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства, без проведения устного разбирательства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю) к Шишкиной Н. А. (далее – Шишкина Н.А.) о восстановлении срока подачи административного искового заявления, взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю обратилась в Читинский районный суд Забайкальского края с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Шишкина Н.А. состоит на налоговом учёте в качестве налогоплательщика, ей на праве собственности принадлежат автомобили <данные изъяты> являющиеся объектами налогообложения. У Шишкиной Н.А. имеется задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 15 рублей 70 копеек, транспортного налога за 2016 год в размере 1 472 рубля и пени в размере 30 рублей 71 копейка. В адрес Шишкиной Н.А. направлены соответствующие налоговые уведомления, а затем требования, срок исполнения которых истёк, однако указанная задолженность Шишкиной Н.А. не погашена. При этом срок обращения в суд пропущен в связи с необходимостью соблюдения установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации требований о предварительном вручении подлежащего рассмотрению заявления противоположной стороне. Учитывая изложенное, просило восстановить срок подачи административного искового заявления, взыскать с Шишкиной Н.А. задолженность по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 15 рублей 70 копеек, по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 472 рубля и пени в размере 30 рублей 71 копейка.
В судебное заседание административный истец – Межрайонная ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направил, о причинах неявки своего представителя не сообщил, об отложении слушания не просил, напротив, представитель административного истца: Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю, - Сухова Я. А. направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении административного дела в своё отсутствие.
Административный ответчик Шишкина Н.А. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённой о его дате, времени и месте, не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просила.
Участие представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю, административного ответчика Шишкиной Н.А. в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 291 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока (пункт 2).
Как следует из материалов административного дела, 10.11.2015 в адрес Шишкиной Н.А. направлено требование № 24051 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1 105 рублей и пени в размере 15 рублей 75 копеек, срок исполнения указанного требования истёк 22.12.2015.
20.02.2018 в адрес Шишкиной Н.А. направлено требование № 656 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 1 472 рубля и пени в размере 30 рублей 71 копейка, срок исполнения указанного требования истёк 17.04.2018, при этом общая сумма налога и пени в течение трёх лет не превысила 3 000 рублей.
При таких обстоятельствах, с заявлением о взыскании указанных сумм Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю надлежало обратиться в срок не позднее 22.06.2019.
Вместе с тем, заявление о вынесении соответствующего судебного приказа было подано Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю мировому судье судебного участка № 33 Читинского судебного района Забайкальского края 25.06.2019, то есть с пропуском установленного срока на три дня.
Наряду с изложенным, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 1 статьи 123.1 КАС РФ по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций на основании соответствующего заявления судьёй единолично выносится судебный акт в форме судебного приказа.
Согласно статьи 17.1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса, рассматривает мировой судья.
В силу части 3 статьи 123.3 КАС РФ к заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
При этом, как следует из пункта 2 части 1 статьи 123.4 КАС РФ, судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьёй 129 настоящего Кодекса, а также в случае, если не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные статьёй 123.3 настоящего Кодекса.
Таким образом, возможность обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций сопряжена с необходимостью соблюдения определённой процедуры, включающей, в том числе, предварительное направление взыскателем должнику копии такого заявления с приложенными документами, а также представление мировому судье доказательств вручения таких документов должнику.
Как следует из материалов административного дела, копия заявления о вынесении судебного приказа предварительно направлялась Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю Шишкиной Н.А., на что объективно требовались дополнительные временные затраты.
Определением мирового судьи судебного участка № 33 Читинского судебного района Забайкальского края Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Шишкиной Н.А. задолженности по налогу и пени за 2014, 2016 годы в общем размере 1 518 рублей 41 копейка в связи с пропуском срока подачи такого заявления, что свидетельствует о его небесспорности.
Вместе с тем, последующее обращение в суд с административным исковым заявлением с тождественными требованиями возможно только при соблюдении требований, установленных, в том числе, частью 7 статьи 125 КАС РФ, то есть только с представлением суду доказательств в подтверждение предварительного направления административному ответчику копии соответствующего заявления с приложенными документами и получения им таковых, что объективно потребовало от Межрайонной ИФНС России по Забайкальскому краю дополнительных временных затрат, протяжённость которых, по мнению суда, является разумной.
При таких обстоятельствах срок подачи административного искового заявления пропущен Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Согласно абзацу первому статьи 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретённым и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Как следует из пункта 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.
В силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в определённых настоящим пунктом размерах.
Как следует из статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Транспортный налог на территории Забайкальского края устанавливает и вводит в действие Закон Забайкальского края от 20.11.2008 № 73-ЗЗК «О транспортном налоге» (далее – Закон Забайкальского края от 20.11.2008 № 73-ЗЗК).
Им же определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьёй 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса (пункт 2).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Согласно статьи 75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Как следует из материалов административного дела, 10.11.2015 в адрес Шишкиной Н.А. направлено требование № 24051 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1 105 рублей и пени в размере 15 рублей 75 копеек, срок исполнения указанного требования истёк 22.12.2015.
21.09.2017 в адрес Шишкиной Н.А. направлено налоговое уведомление № 70452465 о необходимости в срок не позднее 01.12.2017 уплатить транспортный налог за 2016 год за автомобиль <данные изъяты> в размере 497 рублей, за автомобиль <данные изъяты> в размере 975 рублей, налог на имущество физических лиц за 2016 год за квартиру <адрес> края в размере 241 рубль.
В связи с неуплатой Шишкиной Н.А. транспортного налога в указанных суммах в установленный срок, Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю насчитаны пени в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ.
20.02.2018 в адрес Шишкиной Н.А. направлено требование № 656 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 1 472 рубля и пени в размере 30 рублей 71 копейка, срок исполнения указанного требования истёк 17.04.2018.
При этом в установленный срок в соответствии с данными налогового администрирования задолженность и пени в указанном размере Шишкиной Н.А. не уплачены.
Доказательств в подтверждение наличия оснований для освобождения Шишкиной Н.А. от уплаты транспортного налога, а равно доказательств в подтверждение отсутствия спорной задолженности или её наличия в меньшем размере административным ответчиком Шишкиной Н.А. суду не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права (нормой, предусмотренной частью 1 статьи 114 КАС РФ) и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, по нормативу 100 процентов подлежит зачислению в бюджет городского округа.
Как следует из подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Оснований для освобождения административного ответчика Шишкиной Н.А. от уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьёй 333.36 НК РФ, суд не усматривает, не представлено доказательств в подтверждение наличия таких оснований и самим административным ответчиком Шишкиной Н.А.
При таких обстоятельствах государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в размере 400 рублей, подлежит взысканию с административного ответчика Шишкиной Н.А. в бюджет городского округа «Город Чита».
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю к Шишкиной Н. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю срок подачи административного искового заявления о взыскании с Шишкиной Н. А. задолженности по транспортному налогу и пени.
Взыскать с Шишкиной Н. А., <данные изъяты>, задолженность по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 15 рублей 70 копеек, по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 472 рубля и пени в размере 30 рублей 71 копейка, всего 1 518 рублей 41 копейку.
Взыскать с Шишкиной Н. А. в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путём подачи апелляционной жалобы в Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Огурцова
Мотивированное решение суда составлено 05.09.2019.