Решение по делу № 2-7/2023 (2-1883/2022;) от 30.08.2022

Дело (УИД) № 48RS0010-01-2022-000890-63                                                   Гражданское дело № 2-7/2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2023 года                                                                                              г. Грязи

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Пресняковой Е.В.,

с участием заместителя межрайонного природоохранного прокурора Боровковой С.В.,

представителя ответчика СПССПК «Экоптица» по доверенности Тереховой А.А.,

при секретаре Федоровой К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Липецкой области к СПССПК «Экоптица» о возложении обязанности по приведению лесного участка в соответствие с целевым назначением защитных лесов,

УСТАНОВИЛ:

               Липецкий межрайонный природоохранный прокурор Липецкой области обратился с иском к СПССПК «Экоптица» о возложении обязанности по приведению лесного участка в соответствие с целевым назначением защитных лесов. В обоснование заявленных исковых требований указал, что в связи с поступившей информацией Управления лесного хозяйства Липецкой области, на основании решения от 15.02.2022 года проведена проверка в отношении СПССПК «Экоптица» в части соблюдения лесного законодательства. В ходе проверки установлено, что Управлением лесного хозяйства Липецкой области на основании договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № 198 от 20.04.2020 года СПС СПК «Экоптица», предоставлен в аренду лесной участок, площадью 1,35 га (13 500 кв.м.), местоположение: <адрес>. Договор аренды лесного участка № 198 от 20.04.2020 года заключен сроком на 49 лет на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 09.04.2020 года № 18. На основании п. 1.3. вышеуказанного договора арендатору передается лесной участок с целью осуществления рекреационной деятельности. Согласно приложению №2 к договору аренды лесного участка № 198 от 02.04.2020 года лесной участок, площадью 1,1 га, расположенный: <адрес> относится к особо защитным участкам лесов, назначение - берегозащитные участки лесов. В результате кадастровой деятельности в отношении лесного участка, расположенного: <адрес>, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности, осуществлен кадастровый учет сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Лесной участок, площадью 1,35 га (13 500 кв.м), поставлен на государственный земельный кадастровый учет за номером , о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.08.2020 года № . В п.п. «б» пункта 3.4. договора аренды установлено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором. Согласно п.п. «г» пункта 3.4. договора арендатор в течении 6 месяцев со дня заключения договора обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для производства государственной экспертизы. На основании п.п. «ж» п. 3.4 договора арендатор обязан соблюдать установленные режимы особо защитных участков леса, расположенных в границах арендованного земельного участка. Представленный СПССПК «Экоптица» Проект освоения лесов содержал сведения о возведении объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов. Запланированные объекты связаны с осуществлением деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ). Однако, членами экспертной комиссии было вынесено положительное заключение о возможности размещения на предоставленном в аренду СПССПК «Экоптица» особо защитном участке леса, объектов, обозначенных в Проекте освоения лесов. Соответствующее заключение утверждено Приказом начальника Управления от 15.09.2020 года № 194. 13.08.2021 года приказом управления лесного хозяйства Липецкой области данный приказ от 15.09.2020 года № 194 отменен как противоречащий действующему законодательству. СПССПК «Экоптица» в 2022 году вновь разработан и представлен арендодателю проект освоения лесов для производства государственной экспертизы. Вместе с тем, представленный СПССПК «Экоптица» Проект освоения лесов содержит сведения о возведении объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов в границе выдела 20, а именно запроектированы объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов. Членами экспертной комиссии вновь вынесено положительное заключение о возможности размещения на предоставленном в аренду СПССПК «Экоптица» особо защитном участке леса, объектов, обозначенных в Проекте освоения лесов. Соответствующее заключение утверждено Приказом начальника Управления от 28.01.2022 года № 21 без учета разрешенного вида использования лесов, с нарушением установленных требований. СПССПК «Экоптица» приступило к использованию предоставленного в аренду лесного участка. На вышеуказанном земельном участке расположены: объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»); объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; пешеходная дорожка в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка; урна в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая. Названные объекты связаны с осуществлением деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса, что противоречит действующему законодательству. Действия СПССПК «Экоптица» нарушают права Российской Федерации, создают угрозу причинения вреда лесному фонду. Нахождение данных объектов на особо защитном участке леса препятствует средообразующим, водоохранным, защитным, санитарно-гигиеническим, оздоровительным и иным полезным функциям лесов. Прокурор просил возложить на СПССПК «Экоптица» обязанности привести лесной участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, в соответствие с целевым назначением защитных лесов путем сноса расположенных на особо защитном участке леса: объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»); объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; пешеходной дорожки в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка; урны в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая.

    Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, прокурор просит возложить на СПССПК «Экоптица» обязанности привести лесной участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, в соответствие с целевым назначением защитных лесов путем демонтажа расположенных на особо защитном участке леса: объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»); объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; пешеходной дорожки в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка; урны в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая.

    В судебном заседании заместитель Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Липецкой области Боровкова С.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам. Ссылалась на то, что по договору аренды № 198 от 20.04.2020 года СПССПК «Экоптица» предоставлен в аренду лесной участок, площадью 1,35 га, расположенный: <адрес>. Выдел 1 не относится к особо защитным участкам лесов, а лесной участок, площадью 1,1 га, расположенный: <адрес> относится к особо защитным участкам лесов, назначение - берегозащитные участки лесов. Основанием для отнесения лесного участка к особо защитным участкам лесов является Приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 725 от 30.05.2019 года. Арендатору об этом было известно, так как в приложении № 3 к договору аренды об этом сказано. Несмотря на это, СПССПК «Экоптица» бал разработан Проект освоения участка, в котором было запроектировано расположение объектов строительства именно в выделе 20, хотя в выделе 1 также имеется возможность расположить данные объекты строительства. Проект освоения лесного участка № 21 от 28.01.2022 года получил положительное заключение государственной экспертизы и был утвержден приказом Управления лесного хозяйства Липецкой области № 21 от 28.01.2022 года. Однако, Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес начальника Управления лесного хозяйства был внесен протест на приказ № 21 от 28.01.2022 года, в связи с чем приказом начальника управления Лесного хозяйства Липецкой области № 106 от 05.05.2022 года приказ № 21 от 28.01.2022 года отменен, СПССПК «Экоптица» приказано доработать проект освоения лесов, разработанный с нарушением установленных требований. Приказом Управления лесного хозяйства Липецкой области № 14 от 01.02.2023 года утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, согласно которого объекты, заявленные к демонтажу в иске, запроектированы как существующие с установленным сроком их сноса (демонтажа) до 01.07.2023 года. Полагает, что нахождение данных объектов в ОЗУ в настоящее время противоречит требованиям лесного законодательства, поскольку возведение их на особо защитных участках леса в соответствии в лесным законодательством запрещено. Наличие статуса данного лесного участка определено в соответствии с лесным законодательством, внесены эти сведения в материалы лесоустройства, государственного лесного реестра и лесного плана Липецкой области. Внесенные в лесоустроительную инструкцию изменения не являются основанием для проведения повторного лесоустройства. Установленных законом оснований для исключения данного участка из категории защитных, на сегодняшний день не представлено.

    Представитель ответчика СПССПК «Экоптица» в судебном заседании Терехова А.А. возражала против удовлетворения иска в полном объеме. Указала, что ответчик как арендатор земельного участка принял данный земельный участок на основании проведенных торгов и использует его в соответствии с теми характеристиками, которые установлены в ЕГРН, для рекреационных целей. Ограничения в области использования земельных участков введены нормативными документами и локальными документами административных органов, которые на протяжении длительного периода времени так и не смогли определиться, разрешить либо запретить арендатору земельного участка возводить на нем нестационарные объекты. Неоднократно, с 2020 года СПС СПК «ЭкоПтица» обращалось в Управление лесного хозяйства с предложениями по утверждению проектов освоения лесов. Неоднократно такие проекты освоения лесов и предложенные к размещению нестационарные объекты утверждались, затем приказы об их утверждении отменялись по внесенным прокурором протестам. В настоящее время объекты, заявленные прокуратурой к демонтажу, не причиняют вреда окружающей среде. Принятый в аренду земельный участок приведен в такое состояние, что сейчас неограниченное количество лиц имеет право посещать это место без вреда для здоровья, свободно пользоваться водным объектом. Из заброшенного земельного участка кооператив сделал место для отдыха неограниченного круга лиц и это место стало одним из украшений Липецкого края, где могут отдохнуть люди. Цель арендатора – сохранить данный объект в том виде, который есть, не уничтожая его. На сегодняшний момент нормативные положения, которые изначально предписывали, что земельные участки, характеризующиеся как особо защитные участки, не позволяют использовать его, в том числе с установлением нестационарных объектов, утратили силу. Кроме того, ссылалась на то, что прибрежно-защитная полоса Матырского водохранилища не сформирована. Указала, что на сегодняшний день требования в области проектирования документов по лесоустройству, на основании которых формируются особо защитные земельные участки, не дают права какому-либо органу формировать на лесопарковых зонах особо защитные участки. Этот нормативный документ изменен. Право ответчика внести соответствующие изменения подтверждено ответом Федерального агентства Рослесхоза, которое формирует документы по лесоустройству с учетом тех документов, которые делает Рослесинфорг по проектированию. Именно данный орган дал ответчику разъяснение о том, что он имеет право выступить с инициативой по проектированию. Ответчик обратился в Федеральное агентство с требованием о проведении соответствующих мероприятий и исключении 20 выдела из Приказа № 725. Ответчик предпринимает все необходимые меры для того, чтобы привести данный земельный участок в соответствие с нормами действующего законодательства, поскольку является заинтересованным лицом. Просила учесть также, что объекты действительно существуют и существует штатное расписание тех лиц, которые трудоустроены в данном объекте. Ответчику придется сокращать людей и расформировывать их в другие организации. В случае удовлетворении исковых требований просила предоставить время для проведения всех необходимых мероприятий для исполнения решения суда.

    Представители третьих лиц Управления лесного хозяйства Липецкой области, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов Донское управление Федерального агентства водных ресурсов, ООО «Липецкптицепром» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3. ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности или иных предусмотренных настоящим кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участка на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с главами III и IV Земельного кодекса РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном пользовании.

На основании ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 25, п. 6 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ осуществление рекреационной деятельности относится к одному из возможных видов использования лесов, для которой на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании ч. 1 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Защитные леса в силу ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2019 года № 725 «Об установлении границ Грязинского лесничества Липецкой области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их грани, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 29.04.2008 года № 138, от 19.05.2009 года № 213, от 19.10.2017 года № 600 установлены границы Грязинского лесничества, расположенного на землях лесного фонда, отнесены леса, расположенные на территории Грязинского лесничества Липецкой области к защитным лесам, особо защитным участкам лесов и установлены их границы.

Так, согласно приложению № 3 к Приказу Рослесхоза от 30.05.2019 года № 725 (Сведения о границах особо защитных участков лесов, выделенных на территории Грязинского лесничества) выдел 20 лесного квартала 54 Плехановского участкового лесничества Грязинское лесничества отнесен к особо защитному участку лесов – берегозащитные участки лесов.

Также, согласно выписке из Лесного реестра (материалы лесоустройства 2016 года) следует, что выдел 20 лесного квартала 54 Плехановского участкового лесничества Грязинское лесничества отнесен к особо защитному участку лесов – берегозащитные участки лесов.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; осуществление религиозной деятельности, иные виды деятельности в лесу, по классификатору Росреестра – для размещения объектов лесного фонда, уточненная площадь 13500+/-2033 кв.м., находится в собственности Российской Федерации (дата постановки на учет/регистрации 14.08.2019 года, номер регистрации вещного права ) и используется на праве аренды СПССПК «Экоптица» на основании договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № 198 от 20.04.2020 года (дата постановки на учет/регистрации 10.06.2020 года, номер регистрации вещного права , срок действия ограничения/обременения – на 49 лет).

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.08.2020 года № .

Судом установлено, что Управлением лесного хозяйства Липецкой области на основании договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности №198 от 20.04.2020 года СПССПК «Экоптица», предоставлен в аренду лесной участок, площадью 1,35 га, местоположение: <адрес>

Договор аренды лесного участка № 198 от 20.04.2020 года заключен сроком на 49 лет на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 09.04.2020 года № 18.

На основании п. 1.3. вышеуказанного договора арендатору передается лесной участок с целью осуществления рекреационной деятельности.

Согласно приложению №2 к договору аренды лесного участка № 198 от 02.04.2020 года лесной участок, площадью 1,1 га, расположенный: <адрес> относится к особо защитным участкам лесов, назначение - берегозащитные участки лесов.

В п.п. «б» пункта 3.4. договора аренды установлено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.

Согласно п.п. «г» пункта 3.4. договора арендатор в течении 6 месяцев со дня заключения договора обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для производства государственной экспертизы.

На основании п.п. «ж» п. 3.4 договора арендатор обязан соблюдать установленные режимы особо защитных участков леса, расположенных в границах арендованного земельного участка.

СПССПК «Экоптица» бал разработан Проект освоения лесного участка, сроком действия до 31.12.2028 года, который получил положительное заключение государственной экспертизы и был утвержден приказом Управления лесного хозяйства Липецкой области № 14 от 01.02.2023 года.

    Согласно указанному Проекту освоения лесного участка сроком действия до 31.12.2028 года, на лесном участке расположенном: <адрес> запроектировано расположение объектов: объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»); объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; пешеходной дорожки в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка; урны в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая, с указанием срока их сноса (демонтажа) до 01.07.2023 года.

Сведений об отмене приказа Управления лесного хозяйства Липецкой области № 14 от 01.02.2023 года на настоящее время в материалах дела не имеется, в связи с чем Проект освоения лесов является утвержденным и действующим на момент рассмотрения данного гражданского дела.

Решением Липецкого межрайонного природоохранного прокурора № 7 от 15.02.2022 года решено провести проверку СПССПК «Экоптица» на предмет исполнения требований лесного законодательства, а именно соблюдение требований лесного законодательства при пользовании земельным участком с кадастровым номером .

Согласно выводов, изложенных в справке о результатах проверки СПССПК «Экоптица» от 30.03.2022 года Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, на лесном участке, согласно проекту освоения лесов № 21 от 28.01.2022 года располагаются объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры: объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»); объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента; пешеходная дорожка в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка; урна в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая. Вышеуказанные объекты связаны с осуществлением СПССПК «Экоптица» деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса, что противоречит лесному законодательству.

Факт расположения указанных объектов прокурор подтверждает фототаблицей к акту осмотра земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> от 16.02.2022 года, составленному старшим помощником Липецкого межрайонного природоохранного прокурора ФИО8

Также, из справки по результатам обследования объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составленной государственным инспектором Липецкой области по использованию и охране земель ФИО9. совместно со старшим помощником Липецкого межрайонного природоохранного прокурора ФИО10., следует, что при проведении контрольных замеров и определении координат строений, расположенных на вышеуказанном земельном участке, установлено, что строение кафе площадью 524,19 кв.м. расположено в пределах кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером , то есть на его территории, однако металлическое строение, расположенное в непосредственной близости от здания кафе, расположено за кадастровыми границами данного участка. Установлено, что часть данного строения площадью 3,57 кв.м. расположена на части земельного участка с кадастровым номером . Остальная часть вышеуказанного строения площадью 37,86 кв.м. расположена на территории из земель, государственная собственность на которые не разграничена (кадастровый квартал ).

Аналогичные выводы содержатся в Акте осмотра земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> от 16.02.2022 года, составленном старшим помощником Липецкого межрайонного природоохранного прокурора ФИО11.

В своих возражениях относительно заявленных исковых требований представитель ответчика ссылалась на то, что фактически земельный участок, на котором расположены объекты, заявленные прокурором к демонтажу, не относится к особо защитным участкам – берегозащитным лесам, так как береговая полоса Матырского водохранилища не установлена в установленном законом порядке.

Определением суда по ходатайству ответчика по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ИП ФИО12.

Согласно выводов заключения эксперта № 2-48/02/2022 от 17.01.2023 года, по материалам дела границы ОЗУ представлены в графическом исполнении выдела 20 по материалам лесоустройства в соответствии с Приказом Рослесхоза № 725 от 30.05.2019 года. Местоположение границ исследуемого земельного участка совпадает с местоположением выдела 20 и 1.

Объекты, заявленные истцом к сносу, а именно: объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»), объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента, объект попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента, пешеходная дорожки в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка, урна в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая находятся вграницах выдела 20, который указан Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) № 725 от 30.05.2009 года «Об установлении границ /Грязинского лесничества Липецкой области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков и установлении их границ, о признании утративших силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 29.04.2008 года № 138, от 19.05.2009 года № 213, от 19.10.2017 года № 600» как ОЗУ (особо защитный участок лесов). Зоны с особыми условиями использования данным приказом не устанавливались.

При этом, в исследовательской части экспертного заключения № 2-48/02/2022 от 17.01.2023 года эксперт обратил внимание суда на то, что граница ОЗУ должна устанавливаться по границам ПЗП (Лесоустроительная инструкция № 122, п. 23 от 29.03.2018 года). Выдел 20 внесен в ОЗУ приказом в определенным материалами лесоустройства границах без учета наличия координат границ ПЗП (прибрежной защитной полосы) Матырского водохранилища, координаты которой не внесены в ЕГРН и соответственно, не установлены по материалам дела. Соответственно, исследование в отношении сопоставления границ ОЗУ (выдела 20) и земельного участка с кадастровым номером могут оцениваться только в случае установления факта отнесения выдела № 20 к ОЗУ. В материалах дела, предоставленных эксперту, материалы, подтверждающие такой факт отсутствуют.

Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта ФИО13. выводы экспертного заключения № 2-48/02/2022 от 17.01.2023 года подтвердил полностью. При этом пояснил, что особо защитный участок леса – это выдел, который своим фактическим нахождением защищает водный объект. Если лес, который растет на берегу, попадет в прибрежную защитную полосу, значит он должен быть отнесен к особо защитному участку. Это его дополнительный статус. В Приказе Рослесхоза № 725 от 30.05.2009 года 20 выдел отнесен к ОЗУ, но в приказе нет границ, в нем указаны только номера выделов. Приказом этот выдел отнесен к особо защитному участку, но координаты и границы этого выдела не установлены. В таком случае, основанием отнесения этого участка к ОЗУ будет являться расположение его в прибрежной защитной полосе, но у нас нет установленной прибрежной защитной полосы, так как границы водоохранной зоны Матырского водохранилища не установлены в установленном законом порядке.

У суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта, поскольку отводов данному эксперту не заявлялось, доказательств, подтверждающих сомнения в правильности или необоснованности экспертного заключения суду не представлено. Заключение обоснованно и мотивированно, отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.

Оснований для назначения по делу дополнительной или повторной экспертизы не имеется.

При этом, оценив экспертное заключение в соответствии с иными представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к выводу, что действительно координаты границ прибрежной защитной полосы Матырского водохранилища не установлены, не внесены в ЕГРН и, не установлены по материалам дела. Доказательств, подтверждающих фактическое расположение выдела 20 квартала 54 Плехановского участкового лесничества Грязинского лесничества в границах прибрежной полосы Матырского водохранилища, а следовательно, отнесения его к особо защитным участкам – берегозащитному участку леса, суду не представлено. Формальное отнесение выдела 20 квартала 54 Плехановского участкового лесничества Грязинского лесничества к ОЗУ не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку опровергается выводами и объяснениями эксперта и исследованными материалами дела.

Кроме того, суд учитывает, что границы ОЗУ устанавливались по правилам, предусмотренным Лесоустроительной инструкцией № 122 от 29.03.2018 года.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2022 года № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», вступившим в законную силу 01.03.2023 года утверждена Лесоустроительная инструкция, из содержания которой следует, что в лесах, расположенных в водоохранных, лесопарковых зонах берегозащитные участки лесов ОЗУ не проектируются.

С целью упразднения особо защитных участков лесов в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2022 года № 510, внесения изменений в Приказ Федерального Агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) № 725 от 30.05.2019 года, а также с целью исключения ОЗУ из состава территории, входящей в земельный участок с кадастровым номером 48:02:1000601:1968, ответчик СПССПК «Экоптица» обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) с требованием о подготовке лесоустроительной документации, составленной в результате проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категории), резервных лесов, особо защитных участков лесов, а именно территории квартала 54 Плехановского участкового лесничества Грязинского лесничества Грязинского района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на лесном участке, расположенном: <адрес>, в соответствии с требованиями действующей Лесоустроительной инструкции, ОЗУ на участке, отнесенном к лесопарковой зоне не может быть сформирован, а ответчик СПССПК «Экоптица», как заинтересованное лицо, обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) с соответствующими требованиями о приведении статуса земельного участка в соответствие с действующим законодательством.

Суд не соглашается также с позицией истца о том, что действия СПССПК «Экоптица» нарушают права Российской Федерации, создают угрозу причинения вреда лесному фонду. Доказательств того, что нахождение вышеуказанных объектов на территории <адрес> препятствует средообразующим, водоохранным, защитным, санитарно-гигиеническим, оздоровительным и иным полезным функциям лесов, суду не представлено. Напротив, в материалы дела ответчиком представлено Техническое заключение по результатам обследования от 03.11.2022 года, согласно которого очистное сооружение, смонтированное возле объекта «Кафе Квартал 54» эксплуатируется в качестве водонепроницаемого накопительного резервуара в соответствии с СП 13-102-2003 и ГОСТ 31937-2011, исключающего попадание нечистот в грунт.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Липецкой области к СПССПК «Экоптица» (ОГРН 1104813001105, ИНН 4813014007) о возложении обязанности привести лесной участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, в соответствие с целевым назначением защитных лесов путем демонтажа расположенных на особо защитном участке леса:

    объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,054 га, характеристика объекта - нестационарное временное безфундаментное металлическое каркасное сооружение 18x30 кв.м, (кафе «Квартал 54»),

    объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0009 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента,

    объекта попутного бытового обслуживания, в 54 квартале, выдел ч. 20, площадь объекта 0,0015 га, характеристика объекта - нестационарное каркасное временное сооружение без фундамента,

    пешеходной дорожки в <адрес>, характеристика объекта - пешеходная дорожка,

    урны в <адрес>, площадь объекта 0,0001 га, характеристика объекта – урна металлическая, отказать.

             Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Грязинский городской суд Липецкой области.

                        Судья                                Е.В. Преснякова

Мотивированное решение суда изготовлено 23.03.2023 года

2-7/2023 (2-1883/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Липецкая межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
СПССПК "Экоптица"
Другие
Донское БВУ
Управление лесного хозяйства Липецкой области
ООО «Липецкптицепром»
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Грязинский городской суд Липецкой области
Судья
Преснякова Е В
Дело на странице суда
grjazsud.lpk.sudrf.ru
30.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.08.2022Передача материалов судье
30.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
14.02.2023Производство по делу возобновлено
14.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее