Дело № 2 а-376/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 июня 2021 года г. Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Лойко М.А., при секретаре Веревкиной О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области к Саватееву В.И. о пени за несвоевременную уплату транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к Саватееву В.И. о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени. В обоснование требований указано, что ответчик Саватеев В.И. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области в качестве налогоплательщика. Согласно ст. 357 НК РФ, ст. 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 года № 20 «О транспортном налоге Липецкой области» ему был начислен транспортный налог за 2015-2018 годы на транспортные средства: автомобиль № гос.рег. знак №; автомобиль МАН 26.483 FDC, гос.рег. знак № на общую сумму 92261 руб. Транспортный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 52 НК РФ Саватееву В.И. было направлено налоговое уведомление на уплату налога. В связи с тем, что в установленные сроки Саватеев В.И. налоги не уплатил, на сумму недоимки начислены пени. В связи с неуплатой налоговых платежей в добровольном порядке Саватеву В.И. было направлено требование, в котором налогоплательщику были даны сроки погасить числящуюся за ним задолженность. В указанный срок задолженность за указанные налоговые периоды не была погашена. Истец просит взыскать с ответчика пеню за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 8530,16 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Саватеев В.И. в судебном заседании не оспаривал, что транспортный налог за 2017, 2018 годы был им оплачен несвоевременно, поэтому не возражал против взыскания пени за указанные периоды, возражал против удовлетворения исковых требований в части взыскания пени, начисленной на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015 год, ссылаясь на своевременность уплаты и пропуск истцом срока обращения в суд по данным требованиям.
Согласно ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд признает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ, а также ст. 57 Конституции РФ налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.
По смыслу ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исходя из содержания указанных правовых норм, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога является вручение соответствующего налогового уведомления.
Требование об уплате налога носит фискальный характер (ст. 69 Налогового кодекса РФ) и является способом понуждения налогоплательщика к исполнению уже возникшей обязанности по уплате налога.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Судом установлено, что Саватеев В.И. имеет (имел) в собственности:
- транспортные средства: автомобиль УАЗ-31514, гос.рег.знак №, VIN: №, год выпуска 2000, дата регистрации права 29.11.2000 года;
- автомобиль МАН 26.483 FDC, гос.рег.знак №, VIN: №, год выпуска 1994, дата регистрации права 09.06.2011 года.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе наличие в указанные периоды у ответчика в собственности транспортных средств подтверждено полученными по запросу суда сведениями из ГИБДД УМВД России по Липецкой области №10/1-2308 от 30.03.2021.
В соответствии со ст. 52 НК РФ Саватееву В.И. направлялись налоговые уведомления:
- № 69392757 от 01.12.2016 года на уплату транспортного налога за 2015 год в размере 17942 рубля, земельного налога в размере 476 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 1052 рубля;
- № 16322797 от 04.07.2018 года на уплату транспортного налога за 2017 годы в размере 34364 рубля, земельного налога в размере 476 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 1308 рублей;
- № 61803108 от 22.08.2019 года на уплату транспортного налога за 2018 год в размере 42955 рублей, земельного налога в размере 437 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 91 рубль;
В уведомлении содержались конкретные объекты налогообложения, расчеты налоговой базы, суммы налогов, подлежащие уплате, а также срок уплаты налогов.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Саватееву В.И. в связи с неуплатой налогов в добровольном порядке было направлено требование от 19.08.2020 года № 30425 об уплате пени по состоянию на 19.08.2020 года, в котором были указаны суммы пени, подлежащие уплате, налогоплательщику был дан срок до 10.09.2020 года погасить числящуюся за ним задолженность.
Факт направления налоговых уведомлений и требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестрами исходящей заказной почтовой корреспонденции.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (п. 1 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
04.12.2020 года мировым судьей Чаплыгинского судебного участка № 2 Чаплыгинского судебного района Липецкой области был вынесен судебный приказ, которым с Саватеева В.И. взыскана задолженность по налогам.
15.12.2020 года судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями от должника Саватеева В.И.
Данный иск был направлен в суд по почте согласно почтового штемпеля на конверте 23.03.2021 года.
В материалах дела имеется требование № 304425 от 19 августа 2020 года, где указана сумма пени в размере 8530,16 руб., а также указан срок исполнения требования – до 10.09.2020 года.
Таким образом, в данном случае срок обращения в суд, предусмотренный п. 2, п.3 ст. 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
Поскольку в установленный законом срок уплата налога административным ответчиком произведена не была, на сумму неуплаченных налогов подлежит начисление пени.
Согласно представленным административным истцом расчетам, с ответчика подлежит взысканию сумма пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2018 годы в общей сумме 8530,16 руб.
Судом установлено, что до настоящего времени задолженность по пени ответчиком не погашена. Доказательств уплаты сумм пени ответчиком не представлено, начисленные суммы пени, порядок их расчета ответчиком не оспорены и не опровергнуты, оснований сомневаться в правильности расчета у суда не имеется.
Доводы ответчика о том, что транспортный налог за 2015 год был им уплачен своевременно, документально не подтверждены и опровергаются материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с удовлетворением требований истца с административного ответчика Саватеева В.И. подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в доход бюджета Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с Саватеева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения пеню за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 8530 (восемь тысяч пятьсот тридцать) рублей 16 копеек.
Реквизиты для оплаты:
Банк получателя: Отделение Липецк Банка России//УФК по Липецкой области
БИК: 014206212
Сч. № 03100643000000014600
Получатель: УФК по Липецкой области (Межрайонная ИФНС России № 5 по Липецкой области)
Сч. № 40102810945370000039 ИНН 4813006623 / КПП 482601001
Код бюджетной классификации транспорт: 182 106 040 120 21 000 110 - налог
182 106 040 120 22 100 110 - пеня
Код ОКТМО: указывается согласно требования об уплате налога
Взыскать с Саватеева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в бюджет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Лойко
Мотивированное решение
составлено 11 июня 2021 года