УИД 29RS0018-01-2021-005173-53
Дело № 2-3718/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайкова Сергея Владимировича к департаменту городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск», администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета и с первоочередного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Зайков С.В. обратился в суд с иском к департаменту городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным и отмене распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 01.06.2018 №1671р в части снятия его с составом семьи 3 человека (в том числе Зайкова Наталья Федоровна, Зайков Иван Сергеевич) с учета и с первоочередного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование требований указал, что в 1995 году с семьей был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также принят на первоочередной учет. Распоряжением от 01.06.2018 №1671р он с составом семьи три человека снят с учета и с первоочередного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Поскольку он является ветераном боевых действий, снятие его с учета неправомерно, нормой учетной площади для него является 18 кв.м. общей площади жилья. Согласно поквартирной карточке, по адресу : г.Архангельск, <адрес>, общей площадью 50 кв.м., проживает три человека, то есть меньше, чем предусмотрено для ветеранов боевых действий.
По ходатайству истца определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа «Город Архангельск».
Истец Зайков С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Сухих А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что фактически семья истца не имеет в собственности жилого помещения, в связи с приобретением его в ипотеку, площадь жилого помещения не соответствует учетной норме.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Архангельск» Кудрявцева Н.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что в связи с тем, что истец обеспечен жилым помещением, то он утратил право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Ответчик департамент городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» в судебное заседание представителя не направил.
Третьи лица Зайкова Н.Ф., Зайков И.С., извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что семья Зайкова С.В., ранее зарегистрированная по месту жительства по адресу: город Архангельск, <адрес> корпус 2, комната 130, в 1995 году была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (как семья, имеющая обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи менее 9 кв.м.). Также Зайков С.В. был поставлен на первоочередной учет.
По договору купли-продажи от 30.03.2016 Зайковым С.В. и Зайковым Н.Ф. приобретено в совместную собственность жилое помещение по адресу: город Архангельск, <адрес>, общей площадью 50,1 кв.м.
Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении с 26.04.2016 зарегистрированы по месту жительства три человека: Зайков С.В., Зайкова Н.Ф. и Зайков И.С.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 01.06.2018 № 1671р Зайков С.В. с составом семьи 3 человека (в том числе Зайкова Н.Ф., Зайков И.С.) снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, также Зайков С.В. снят с первоочередного учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что является ветераном боевых действий, в связи с этим снятие его с учета неправомерно, нормой учетной площади жилого помещения для ветеранов боевых действий и для членов семьи является 18 кв.м. общей площади жилья, он нормой не обеспечен. Кроме того, фактически жилое помещение по адресу: город Архангельск, <адрес>, не является его собственностью, поскольку приобретено в ипотеку.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищным кодексом РСФСР и Примерными правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, решением исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28.12.1989 N 160 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области.
Указанными Правилами устанавливался единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда.
Согласно п.2 Правил, на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Российской Федерации), а также беженцы и вынужденные переселенцы, имеющие соответствующие удостоверения.
В силу п.7 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее квадратных метров.
Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших воинов и приравненные к ним в установленном порядке лица, а также другие категории граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 Правил), могут быть признаны нуждающимися и при условии, что на одного члена семьи имеют обеспеченность жилой площадью менее девяти квадратных метров, а проживающие в жилых помещениях с уровнем благоустройства ниже достигнутого по данному населенному пункту, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемой площади.
б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, что подтверждается заключением санитарно-эпидемиологической службы, и при необходимости, решением исполкома местного Совета народных депутатов;
в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
г) проживающие в коммунальных квартирах два и более нанимателя;
д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, заключенному на срок не менее 3 лет, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
е) проживающие на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади в данном населенном пункте;
ж) проживающие в служебном жилом помещении независимо от его площади и благоустроенности;
з) проживающие в одной комнате (однокомнатной квартире) лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов;
и) награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд на оборонных работах в период Великой Отечественной войны, проживающие на жилплощади, не отвечающей требованиям п. 41 Правил;
к) беженцы и вынужденные переселенцы, имеющие соответствующие удостоверения.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Архангельского городского Совета от 27.07.2005 N 23
установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Зайков С.В. является собственником жилого помещения, общей площадью 50 кв.м., жилой – 30,3 кв.м. Таким образом, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи истца составляет 10,1 кв.м., то есть более уровня, установленного решением исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28.12.1989 N 160, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи - 16,66 кв.м., то есть более учетной нормы, действующей в настоящее время.
Таким образом, учитывая улучшение истцом жилищных условий, то обстоятельство, что обеспеченность истца жилой площадью на одного члена семьи после приобретения в собственность квартиры стала превышать установленный уровень, а обеспеченность общей площадью - превышать учетную норму, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", является основанием для снятия с жилищного учета, суд не усматривает оснований для признания незаконным распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 01.06.2018 №1671р и его отмены.
Иных оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали истцу право на получение жилого помещения по договору социального найма судом не установлено.
Довод представителя истца о том, что фактически жилое помещение по адресу: город Архангельск, <адрес>, не является собственностью истца, поскольку приобретено в ипотеку, отклоняется судом.
По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании (ст. 1, Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
В силу ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Право собственности истца и его супруги на указанную квартиру зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Ссылка истца на п.3 ч.3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по обеспечению жильем исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров, не свидетельствует о незаконности принятого решения о снятии с учета, поскольку указанная норма является нормой предоставления, а не учетной нормой.
В связи с отсутствием оснований для признания незаконным распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 01.06.2018 №1671р в части снятия его с составом семьи 3 человека (в том числе Зайкова Наталья Федоровна, Зайков Иван Сергеевич) с учета и с первоочередного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не подлежит удовлетворению и производное требование о возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
На основании вышеизложенного иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Зайкову Сергею Владимировичу отказать в удовлетворении иска к департаменту городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск», администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета и с первоочередного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2021 года.
Председательствующий И.А. Валькова