№ 12-281/2024
РЕШЕНИЕ
11 декабря 2024 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Колоцей М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №№ и решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО5 №№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (сорок тысяч) рублей.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица №№ ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить указанные постановление и решение, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на то, что вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения сделан неверно. В протоколе об административном правонарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности указан ФИО2, а не ФИО1, то есть иное лицо. Протокол содержит данные о том, что административное правонарушение совершено ФИО3 Относительно выводов о границах охотхозяйства ФИО1 в жалобе отмечает, что: в районе охотхозяйства постоянно работают РЭБ, которые не позволяют объективно определить границы охотничьего хозяйства; согласно материалам дела не указано, каким именно способом, каким прибором были определены географические координаты места совершения правонарушения, какой именно специалист для этого привлекался, какова ошибка данного измерительного прибора, как и когда указанный прибор проходил госповерку и сертификацию. Довод суда относительно того, что егерь обязан знать границы охотугодий является несостоятельным. ФИО1 также указывает, что он двигался по лесу в ходе выполнения утреннего патрулирования, в ходе движения попросил, чтобы его подвезли на автомобиле попутным транспортом, встреча с инспекторами леса происходила на границе охотугодий. Также заявитель обращает внимание, что во время нахождения в лесу, он находился при исполнении своих служебных обязанностей егеря, сам факт нахождения его в автомобиле не свидетельствует о том, что он не находился при исполнении рабочих обязанностей.
ФИО1, уведомленный надлежащим образом, на судебное заседание не явился, обеспечил явку защитника. На судебном заседании защитник ФИО1 адвокат ФИО3 поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 2 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 года №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В силу предписаний подпункта «а» пункта 46 Правил, граждане при пребывании в лесах обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8 - 11 настоящих Правил.
В пункте 47 Правил специально оговорено, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утвержденного Приказом Минприроды России от 06.09.2016 №457 органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Согласно Приказу Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от 05.07.2023 №76-осн (опубликован 06.07.2023 года № 480) на территории Республики Крым на период с 00 ч 00 мин 08.07.2023 введен особый противопожарный режим, которым включает введение запрета на посещение гражданами лесов, кроме случаев, предусмотренных законом (пункт 2 Приказа).
Пунктом 4 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от 05.07.2023 года №76-осн Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий по мониторингу пожарной обстановки на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Особый противопожарный режим отменен с 00 часов 00 минут 20 ноября 2023 года на основании Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от 17.11.2023 №138-осн.
Осуществление лесной охраны производится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России от 15.12.2021 N 955 (ред. от 28.11.2022) "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67033) (далее - Порядок).
Пунктами 2,3 Порядка предусмотрено, что лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны (далее - должностные лица лесной охраны). Систематическое патрулирование лесов осуществляется посредством осмотра территорий в границах лесничеств в целях, установленных частью 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации, проводимого должностными лицами лесной охраны по маршрутам патрулирования лесов в соответствии с пунктами 8 - 10, 12 настоящего Порядка, с периодичностью, определенной в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при осуществлении патрулирования лесов для целей и в рамках реализации прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, установленных статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации, должностные лица, осуществляющие лесную охрану, имеют право проводить фото- и (или) видеофиксацию с использованием соответствующих технических средств, а также использовать иные технические средства, в том числе беспилотные летательные аппараты, которые могут обеспечить картографические, картометрические и фотограмметрические измерения.
В соответствии с пунктом 16 Порядка при выявлении в ходе патрулирования лесов признаков нарушения гражданами, пребывающими в лесах, требований, указанных в части 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - правонарушение), должностные лица лесной охраны принимают меры по пресечению правонарушения, установлению виновного лица, привлечению его к предусмотренной законом ответственности (в том числе осуществляют (обеспечивают) документарную и техническую фиксацию, сохранение признаков и следов правонарушения (информации о правонарушении), а также принятию иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе направленных на возмещение вреда вследствие правонарушения.
В случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом лесной охраны принимаются меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностными лицами ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» при осуществлении патрулирования ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 40 минут в квартале 57 выделе 8 Красногорского участкового лесничества Симферопольского лесничества вблизи <адрес>, Республики Крым, был остановлен автомобиль <данные изъяты>, зеленого цвета с регистрационным знаком №. В кузове был выявлен гражданин ФИО1, который находился и осуществлял движение на автомобиле марки <данные изъяты>, регистрационный знак №, на территории вышеуказанного лесного участка в период ограничения пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств при введенном особом противопожарном режиме на территории Республики Крым.
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ участковым государственным инспектором по охране леса составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 направлено извещение с указанием даты, времени и места составления протокола об административном правонарушении. Данное извещение получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании.
Вместе с тем как следует из протокола об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол в отношении ФИО1 был составлен в его отсутствие, однако в присутствии защитника ФИО3 При надлежащем уведомлении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, он был составлен в отсутствие последнего в соответствии с положениями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ. Из протокола по делу об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что защитник с протоколом ознакомлен, что подтверждается личной подписью. Оснований для направления копии протокола ФИО1 у должностного лица, отсутствовали.
Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для разрешения дела, в протоколе отражены.
Однако при составлении данного протокола должностным лицом была допущена техническая описка, а именно: на листе 1 протокола отчество лица, в отношении которого ведется производство по делу, указано, как ФИО2 и на листе 3 протокола инициалы лица, в отношении которого составляется протокол указаны инициалы: ФИО3. Названные технические описки не повлияли на существо изложенного в протоколе об административном правонарушении и не повлекли нарушение права ФИО1 на защиту, поскольку он и его защитник не были лишены возможности знать совершение каких противоправных действий и при каких обстоятельствах вменяют ФИО1. Сомнений в том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отношении ФИО1, не имеется.
Изложенные в протоколе обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении ФИО1 постановления №ЛО-417/2023от ДД.ММ.ГГГГ, которым последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Обстоятельства совершения ФИО1 вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении №C30JI-2023/0403 от ДД.ММ.ГГГГ, актом патрулирования лесов №№ от ДД.ММ.ГГГГ, план-схемой к акту патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к акту патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписью событий от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом мастера леса (участкового государственного инспектора по охране леса) Подгорного участкового лесничества ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом мастера леса (участкового государственного инспектора по охране леса) Ущельного участкового лесничества ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом участкового лесничего Новокленовского участкового лесничества ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ;, рапортом участкового лесничего участкового лесничества «Холодная гора» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО6, ФИО7, ФИО10, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Подгорного участкового лесничества и районным судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой. В связи с чем, доводы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО1 являются несостоятельными.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу в районном суде, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном решении.
Новых доводов заявитель не представил, фактически настаивая на переоценке установленных судом обстоятельств.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену принятых по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах правовые основания для отмены или изменения принятых по делу постановления должностного лица и решения районного суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
решение судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, постановление заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Крым М.В. Колоцей