Решение по делу № 3а-1081/2017 от 16.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре Рафиковой Е.Д.,

с участием:

представителя административного истца Администрации г.о. Кинель Мамонова А.Ю.,

представителя заинтересованного лица МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Вишневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1081/2017 по административному исковому заявлению Администрации г.о. Кинель об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 г. ,

у с т а н о в и л:

Администрация г.о. Кинель обратилась в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 г. .

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 18.01.2017 г. между МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» и муниципальным образованием г.о. Кинель Самарской области был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым передан в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером , площадью 30 378 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, для очистных сооружений канализации, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно договора аренды размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и она составляет 33 220 469, 46 руб.

18.07.2017 г. МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером на основании отчета об оценке от 16.01.2017 г. , составленного ООО «Регион».

Решением Комиссии от 04.08.2017 г. заявление МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» удовлетворено, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена в размере его рыночной стоимости, равной 12 941 028 рублей, в соответствии с отчетом об оценке от 16.01.2017 г.

При этом, установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости определенной в размере 33 220 469, 46 руб. по состоянию на 01.01.2013 г., указанной в отчете об оценке, которое составляет 20 279 441,46 руб.

Административный истец считает, оспариваемое решение незаконным, не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подлежащим отмене, поскольку рыночная стоимость земельного участка существенно занижена против ее кадастровой стоимости, что приведет к значительному сокращению поступлений в бюджет городского округа Кинель, повлечет нарушение прав Администрации в сфере экономической деятельности.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Администрация г.о. Кинель просит суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 г. и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 33 220 469, 46 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В судебном заседании представитель административного истца Администрации г.о. Кинель Мамонов А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.

    Представитель заинтересованного лица МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Вишнева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле - Управление Росреестра по Самарской области, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, ФФГБУ «ФКП» Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, показания свидетеля ФИО1, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст.218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Часть 1 ст.219 КАС РФ определяет, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области - 04.08.2017 г.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что решение Комиссии получено административным истцом - 31.08.2017 г.

Административное исковое заявление подано в суд - 16.11.2017 г., из чего следует, что указанный выше срок истцом не пропущен.

В силу ч.1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В статье 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ №135 от 29.07.1998 года закреплено понятие рыночной стоимости объекта оценки - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (абз. девятый ст. 24.18 Закона).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (абз. десятый ст. 24.18 Закона).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. одиннадцатый и тринадцатый ст. 24.18 Закона).

В соответствии со ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 30 378 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 01.01.2013 г. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13.11.2013г. № 610 и она составляет 33 220 469, 46 руб.

Считая кадастровую стоимость завышенной и нарушающей его права МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» 18.07.2017 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отчете рыночной стоимости данного объекта.

Порядок работы Комиссии определен приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012г. №263 (в ред. от 16.05.2013 г., с изм. от 03.03.2017 г.), в силу которого Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года № П/48 на территории Самарской области создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 года № П/371 в состав Комиссии внесены изменения, численный состав остался прежним – 4 человека.

Судом не установлено обстоятельств свидетельствующих о нарушении порядка создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.

В соответствии с Порядком работы при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа (п. 14).

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (абзац 1 п. 20).

Судом установлено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» были приложены документы, перечисленные в ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе: отчет об оценке от 16.01.2017 г., составленный ООО «Регион», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 30 378 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, для очистных сооружений канализации, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2013 года составляет 12 941 028 руб..

Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

Из протокола от 04.08.2017 года заседания Комиссии следует, что заявление МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» удовлетворено и большинством голосов принято решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости равной 12 941 028 руб.

Проанализировав перечисленные выше нормы права и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что заседание комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области 04.08.2017 года являлось правомочным и голосование данной комиссии по итогам рассмотрения заявления соответствуют названному Порядку работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263.

Каких-либо нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения от 04.08.2017 г. , судом не установлено.

    Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик ООО «Регион» ФИО1 выводы о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , изложенные в отчете подтвердил.

Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО1 у суда не имеется, его показания последовательны, логичны, он обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, в исходе дела не заинтересован.

При этом, доказательств в опровержение выводов, сделанных в отчете оценщика и его показаний, данных в судебном заседании, соответствующих требованиям ст. 60 – 61 КАС РФ, административным истцом не представлено.

Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы на предмет проверки соответствия отчета требованиям закона и федеральных стандартов оценки, административным истцом не заявлено. Иных доказательств в опровержение размера рыночной стоимости земельного участка и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административным истцом не представлено.

Исходя из изложенного, основания для отклонения заявления МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» об установлении кадастровой стоимости равной рыночной у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области отсутствовали.

Таким образом, обстоятельства необходимые для признания оспариваемого решения комиссии незаконным, а именно - несоответствие решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, судом не установлены, при этом установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной не может считаться нарушением прав заявителя, поскольку право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, предусмотрено Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

    Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Комиссия, приняв отчет ООО «Регион» как достоверный, вынесла правильное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

У суда также не имеется оснований и для удовлетворения требований административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 33 220 469, 46 руб., поскольку законность решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 г. административным истцом не опровергнута.

Кроме того, указанные требования не могут быть рассмотрены в рамках заявленного иска об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228, 245 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Администрации г.о. Кинель об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2017 г.

Судья: Ласковская С.Н.

3а-1081/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.о.Кинель
Ответчики
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской о
Правительство Самарской области
Другие
МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства"
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
16.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
30.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2017[Адм.] Судебное заседание
15.12.2017[Адм.] Судебное заседание
20.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018[Адм.] Дело оформлено
30.01.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее