Решение по делу № 2-177/2024 (2-2185/2023;) от 24.11.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2024 г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Самохиной Т.А., при секретаре Белоусовой С.Н., с участием представителя истца Чеченевой А.С., ответчика Волковой Т.В., представителя ответчика Беззубовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению УСЗН администрации Каменского района Ростовской области к Волковой Татьяне Викторовне о взыскании выплаченной социальной помощи на осуществление предпринимательской деятельности,

УСТАНОВИЛ :

УСЗН администрации Каменского района Ростовской области обратилось в суд с исковым заявлением к Волковой Т.В., просит взыскать с ответчика сумму, выплаченную на основании социального контракта, государственную социальную помощь на осуществление предпринимательской деятельности, приобретения необходимого оборудования в размере 350 000 руб. на счёт Министерства труда и социального развития Ростовской области, указав в исковом заявлении, что 08.08.2022 в УСЗН администрации Каменского района Ростовской области от Волковой Т.В. поступило заявление с необходимым пакетом документов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, приобретение необходимого оборудования.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013 №429 «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта» право на получение социального пособия на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, в том числе неполные малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие на территории Ростовской области, имеющие по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию и заключившие социальный контракт.

Предоставление социального пособия на основании социального контракта осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области на лицевые счета граждан в кредитных организациях.

Управление социальной защиты осуществляет организацию работы по оформлению и назначению социального пособия на основании социального контракта.

На основании предоставленных документов Волковой Т.В. среднедушевой доход семьи составил – 11 662,98 руб.

Согласно бизнес-плану на осуществление предпринимательской деятельности (услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания), предоставленного Волковой Т.В. для приобретения необходимого оборудования, требуются денежные средства в сумме 350 000 руб.

УСЗН и Волковой Т.В. 22.08.2022 был заключен социальный контракт на осуществление предпринимательской деятельности, приобретение необходимого оборудования в размере 35 0000 руб. на срок до 22.08.2023.

Протоколом заседания комиссии УСЗН администрации Каменского района Ростовской области по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия и социального пособия на основании социального контракта от 22.08.2022 принято решение о назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта от 22.08.2022 Волковой Т.В. сроком на 12 месяцев с единовременной выплатой в размере 350 000 руб.

Денежные средства вразмере 350 000 руб. ответчику были зачислены на лицевой счет, открытый в ПАО Сбербанк. Таким образом, УСЗН свои обязательства перед Волковой Т.В. выполнило.

По состоянию на 10.05.2023 Волковой Т.В. не предоставлено ни одного отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. Также ответчиком не подтверждено целевое расходование бюджетных средств на сумму 350 000 руб.

В соответствии с абз. 5 подп. 3.2.2. п. 3.2 раздела 3 социального контракта заявитель обязан предоставить в орган социальной защиты ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий.

В соответствии с п. 6.1 раздела 6 социального контракта заявитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за предоставление недостоверных или неполных сведений.

Специалисты УСЗН неоднократно в телефонном режиме связывались с ответчиком и давали разъяснения о необходимости предоставление отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств на сумму 350 000 руб., на что ответчик давала положительный ответ о явке с предоставлением требуемых документов.

Однако Волкова Т.В. с отчётом о выполнении плана мероприятий программы социальной адаптации и документами, подтверждающими целевое расходование бюджетных средств на сумму 350 000 руб., в УСЗН не представила.

Также Волковой Т.В. неоднократно направлялись почтовым отправлением уведомления от 14.03.2023 , от 17.04.2023 о необходимости сдачи отчета о целевом расходовании бюджетные средств на сумму 350 000 руб. для составления отчетов об использовании программы социальной адаптации, включая предупреждение о досрочном расторжении социального контракта и возврате всей суммы денежных средств, предоставленных ответчику на реализацию мероприятий программы социальной адаптации.

Протоколом заседания комиссии УСЗН администрации Каменского района Ростовской области по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия и социального пособия на основании социального контракта от 10.05.2023 принято решение о досрочном расторжении социального контракта от 22.08.2022 , заключенного между УСЗН и Волковой Т.В., в связи с непредставлением заявителем отчета в срок без уважительных причин, о чем ответчик была оповещена путем направления почтовым отправлением уведомления от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу постановления Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ и социального контракта, денежная выплата, предоставленная получателям государственной социальной помощи на основании социального контракта, используется исключительно на выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и направленных на преодоление указанными лицами трудной жизненной ситуации. В данном случае ответчиком использованы денежные средства не по целевому назначению. Уважительных причин неисполнения социального контракта ответчиком не предоставлено.

В судебном заседании представитель истца Чеченева А.С., действующая на основании доверенности (л.д.42), настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, а также добавила, что Волкова Т.В. для заполнения бланков отчёта должна была явиться в УСЗН и лично заполнить бланки отчёта, приложив к ним чеки, расписаться в отчёте. 10.05.2023 контракт с Волковой Т.В. был расторгнут. В июне 2023 г. Волкова Т.В. пришла в УСЗН и принесла документы, но так как контракт с ней был расторгнут, документы у неё не приняли. Причины пропуска срока непредставления отчёта выяснялись у Волковой Т.В. в телефонном режиме. Волкова Т.В. поясняла, что занята работой, так как больше некому работать, нет времени, необходимо дочь везти в Москву на Красную площадь, то ещё какие-то проблемы. Волкова Т.В. приезжала в УСЗН 02.03.2023 и написала расписку о том, что обязуется предоставить документы до 14.03.2023. По месту нахождения кафе Волковой Т.В. 15.03.2023 выезжала инспектор ФИО1 вместе с другим специалистом УСЗН. Она знает, что ФИО1 вручила Волковой Т.В. уведомление от 14.03.2023 о необходимости представить документы в УСЗН. Кафе работало, некоторое оборудование, находящееся в кафе, было не новое. Также Волковой Т.В. направлялись уведомления от 17.04.2023 о предоставлении документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств до 02.05.2023, от 10.05.2023 о прекращении социального контракта.

Ответчик Волкова Т.В. просила отказать в удовлетворении иска, показала, что 19.09.2022 ей на счёт были перечислены по социальному контракту 350 000 руб. 20.09.2023 она сняла со счёта указанные деньги. Она является «самозанятой», открыла кафе в п. Чистоозёрном примерно 01.09.2022, торговала выпечкой, которую делала сама, сосисками в тесте, булочками и т.д. Большую часть денег она потратила на ремонт этого кафе, которое она арендует, только на электрическую проводку ушло 100 000 руб. Она заказала оборудование для кафе, которое указано в бизнес-плане: печь конвекционную, фритюрницу, жарочную поверхность, пресс-гриль, гриль для шаурмы, миксер для молочных коктейлей, фрезер для мороженого в интернет-магазине, расположенном в г. Ростове-на-Дону, примерно с сентября по ноябрь 2022 г. Оплата за товар должна была производиться после поступления подтверждения о наличии товара, но не сразу пришло подтверждение, только после нового года. Это оборудование турецкое, в магазинах в наличии такого оборудования нет. Чеки у неё появились только в конце января 2023 г. 17.01.2023 она приобрела кондиционер, 23.01.2023 она оплатила гриль, барную стойку, столы, стулья заказала и оплатила до 30.01.2023. Часть оборудования она смогла получить только в феврале 2023 г. До января 2023 г. не отчитывалась потому, что ничего не приобрела. Она не знала, что всё необходимо приобрести до 31.12.2022. В феврале 2023 г. ей позвонили с УСЗН и попросили явиться с отчётом. Она приехала в УСЗН, где её приняла молодая девушка, но не ФИО2 Эта девушка сделала копии с её чеков и документов более, чем на 350 000 руб., подлинники вернула ей, кроме чека и гарантийного талона на холодильник. Чек и гарантийный талон на холодильник оставила в УСЗН. Девушка дала ей 5 бланков отчёта. Она заполнила все 5 бланков одинаково, подписала эти бланки и оставила в УСЗН. 02.03.2023 её снова по телефону вызвали в УСЗН и сказали, что в некоторых накладных и товарных чеках не была указана её фамилия, нужно переделать. 02.03.2023 она приехала в УСЗН, где её приняла пожилая женщина, но не ФИО2 и сказала, что ей необходимо переделать товарные чеки и накладные, где обязательно должна быть указана её фамилия. Она снова поехала в <адрес> в интернет-магазин, переделала документы. Она объясняла сотруднику УСЗН, что не может явиться в марте и апреле 2023 г. в УСЗН, так как ей надо ехать в Москву на конкурс, где участвует её 10-летняя дочь. В мае она приезжала в УСЗН, снова привозила с собой все чеки, но там ей пояснили, что специалист, который с ней должен работать, находится в отпуске. Потом она приехала в УСЗН в июне 2023 г., но её не приняли, сказали, что контракт расторгнут. Между п. Чистоозёрным, где она проживает, и п. Глубоким, где находится УСЗН, расстояние в 45 км. Уведомления из УСЗН от 17.04.2023 и от 10.05.2023 она не получала. Все 350 000 руб., полученные ею по контракту, она потратила на приобретение оборудования для кафе. Её муж погиб 8 лет назад. Она воспитывает 3 детей, старшей 19 лет, другому ребёнку – 14 и младшей 10 лет.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 08.08.2022 в УСЗН администрации Каменского района Ростовской области от Волковой Т.В. поступило заявление с необходимым пакетом документов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д.10-11).

22.08.2022 на заседании межведомственной комиссии по оказанию адресной социальной помощи было принято решение о назначении Волковой Т.В. адресного социального пособия в размере 350 000 руб. на срок 12 месяцев с единовременной выплатой через Сбербанк, основания для назначения пособия – занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью (л.д.23-26).

22.08.2022 между УСЗН администрации Каменского района Ростовской области и Волковой Т.В. был заключен Социальный контракт на оказание государственной социальной помощи в соответствии с программой социальной адаптации в размере 350 000 руб. со сроком действия по 22.08.2023 (л.д.20-22).

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В абзаце 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной зашиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно частей 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

По условиям социального контракта согласно программе по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» (подп. 2.2.2 п. 2.2 разд. 2 Положения) ответчик принял обязанности:

- приобрести в период действия социального контракта основные средства (оборудование) до 31.12.2022:

1) печь конвекционная LUXSTAlL EKF 423 UP — 37770 руб.

2) фритюрница HURAKAN HKN-FT1010N —16300 руб.

3) жарочная поверхность AIRHOT GE-550/F — 10500 руб.

4) пресс-гриль Viatto GH-811EH - 10100 руб.

5) гриль для шаурмы Atesy - 27400 руб.

6) миксер для молочных коктейлей - 8000 руб.

7) кассовый аппарат с эквайрингом – 35 000 руб.

8) холодильник ВЕКО – 35 000 руб.

9) торговое оборудование – 45 000 руб.

10) фризер для мороженого – 50 000 руб.

11) кондиционер – 28 000 руб.

12) аренда – 47000 руб.;

- осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Орган социальной защиты населения;

- представлять в Орган социальной защиты населения ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов);

- при непредставлении своевременно отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине, в соответствии с Положением представить в Орган социальной защиты населения сведения, подтверждающие наличие таких причин;

- уведомить Орган социальной защиты населения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение трех рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств;

- возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);

- представлять в Орган социальной защиты населения до 5-го числа 4-го месяца, после месяца окончания срока действия настоящего социального контракта сведения о составе и доходах своей семьи за 3 месяца, следующие за месяцем окончания срока действия настоящего социального контракта, и об условиях жизни своей семьи;

- по запросу предоставлять сведения об осуществлении предпринимательской деятельности ежемесячно в течение года со дня окончания срока действия настоящего социального контракта.

Согласно п. 43 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации от 03.08.2021 №536 органу социальной защиты населения рекомендуется досрочно прекратить социальный контракт в одностороннем порядке, в том числе, в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта без уважительных причин, перечень которых утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации.

Из п. 44 Методических рекомендаций следует, что в случае невыполнения в течение месяца получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации куратору рекомендуется вынести на заседание межведомственной комиссии в целях разработки соответствующей рекомендации предложение о продлении срока действия социального контракта (не более половины срока действующего социального контракта); внесений изменений в программу социальной адаптации; досрочном прекращении социального контракта.

Согласно п. 47 Методических рекомендаций при досрочном расторжении социального контракта по причинам, не являющимся уважительными, куратором готовится отчет о причинах расторжения такого социального контракта.

Рассмотрение соответствующей рекомендации может осуществляться на заседании межведомственной комиссии при взаимном согласии сторон.

Из указанного выше следует, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендовало органу социальной защиты выяснять причины невыполнения получателем государственной социальной помощи условий социального контракта.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм, могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п.3 ст.1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть, не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежные средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что она с 2017 г. работает в УСЗН Администрации Каменского района в должности ведущего специалиста. С 09.01.2022 занимает должность ведущего специалиста по предоставлению адресной социальной помощи. Она занималась ведением дела Волковой Т.В. Она неоднократно звонила Волковой Т.В., сообщала той о необходимости предоставления отчетов об использовании выделенных ей денежных средств, на что Волкова Т.В. каждый раз обещала представить отчет, но так и не выполнила обещание. Ей известно, что сотрудники УСЗН Каменского района ФИО1 и ФИО3 выезжали к Волковой Т.В. в пос.Чистоозерный, чтобы посмотреть на ситуацию, вручили ей уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств. Также ей известно, что Волкова Т.В. в феврале 2023 г. приезжала в УСЗН, общалась с начальником отдела адресной помощи ФИО4 К ней Волкова Т.В. приезжала только после расторжения контракта.

Свидетель ФИО1 суду показала, что она работает старшим инспектором адресной социальной помощи в УСЗН Каменского района. В марте 2023 г. она выезжала в пос.Чистоозерный по поручению начальника отдела адресной помощи Стремиловой Л.И., чтобы убедиться в наличии купленного Волковой Т.В. оборудования. Кафе работало. В наличии у Волковой Т.В. имелось не все оборудование, которое было указано в бизнес плане. Помнит, что имелся гриль, холодильник, барная стойка, столы и стулья. Что было еще из оборудования, она не помнит. Было ли оборудование новым или бывшим в использовании, она также не помнит. Помнит, что кондиционер был не новым, бывшим в употреблении. Кафе в тот момент работало, в нем находилась какая то женщина, Волкова Т.В. подъехала позже. У Волковой Т.В. они ничего не спрашивали.

Свидетель ФИО5 показала, что она является подругой Волковой Т.В. ей известно, что Волкова Т.В. открыла кафе в пос. Чистоозерном, оформила социальный контракт о предоставлении ей адресной социальной помощи. Ей также известно, что Волкова Т.В. ездила в УСЗН, возила чеки на приобретенное оборудование. Иногда она подменяла Волкову Т.В. на работе в кафе. Когда в марте 2023 г. в кафе приезжали сотрудники УСЗН, она подменяла Волкову Т.В. на работе. Сотрудники УСЗН расспрашивали ее о приобретенном Волковой Т.В. оборудовании, о графике работы кафе. Они сфотографировали все оборудование, мебель, сантехнику, составили опись, с которой ее ознакомили. Также интересовались, все ли оборудование они перечислили в описи.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав показания свидетелей, суд считает, что при рассмотрении дела стороной истца не представлено доказательств, что при получении и использовании полученных в рамках социального контракта денежных средств ответчик действовала недобросовестно.

В качестве признаков недобросовестного поведения ответчика, свидетельствующего о необходимости возврата полученной социальной помощи, представитель истца указал на непредставление отчетов об использовании средств социальной помощи.

Однако, положениями п.п. «г» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» предусмотрено, что в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в п.п. «б» п. 3 настоящих Правил (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности), обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права, являлись следующие обстоятельства. Были ли представлены Волковой Т.В. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные программой по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» для отчета об использовании социальной выплаты по назначению; причина пропуска срока по предоставлению отчета об использовании социальной выплаты в размере оставшейся суммы социальной выплаты; какие действия предприняты уполномоченным органом для проверки указанных истцом обстоятельств, связанных с невозможностью своевременного предоставления отчета об оставшейся сумме; предлагалось ли ответчику уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие наличие уважительных причин несвоевременного представления документов, имеется ли в действиях Волковой Т.В. недобросовестность в выполнении условий контракта и получении средств социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, на момент прекращения срока действия контракта – 22.08.2023, и после указанной даты, Волкова Т.В. продолжила свою деятельность в качестве самозанятой.

Представленными в дело доказательствами подтверждается, что Волковой Т.В. приобретены практически все, предусмотренные социальным контрактом, основные средства для осуществления предпринимательской деятельности.

В качестве подтверждения исполнения условий социального контракта представлены договор аренды нежилого помещения от 15.02.2022, товарный чеки на приобретение мебели, оборудования, закупку расходных материалов более, чем на 350000 руб.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком приобретено необходимое для осуществления предпринимательской деятельности оборудование, что соответствует условиям заключенного с ней социального контракта.

Нарушений, при которых выплаченная государственная социальная поддержка подлежит возврату в соответствии с положениями п.п. «г» п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», ответчиком не допущено. Доказательств, что предоставленное ответчику социальное пособие используемся не по целевому назначению либо, что приобретенное ответчиком оборудование используется в иных, не предусмотренных социальным контрактом, целях, в материалы дела не представлено.

Согласно приведенным нормам права, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, то есть их доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе Российской Федерации.

Стороной истца в материалы дела представлен бизнес-план, на основании которого с ответчиком заключен социальный контракт и составлена программа социальной адаптации.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что указанная в контракте цель предоставления государственной социальной помощи, а именно по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута, в связи с чем, сам по себе факт непредоставления отчета об исполнении контракта, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Оснований полагать, что со стороны ответчика имело место неосновательное обогащение, суд не находит.

Выплаченные Волковой Т.В. в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере, в силу положений п. 1 ст.1102 и п.3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности Волковой Т.В. при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.

Вместе с тем, предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий того, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.

Каких-либо виновных и недобросовестных действий при получении ответчиком спорной суммы не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования УСЗН администрации Каменского района Ростовской области к Волковой Татьяне Викторовне о взыскании выплаченной социальной помощи на осуществление предпринимательской деятельности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16.02.2023.

Судья

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2024 г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Самохиной Т.А., при секретаре Белоусовой С.Н., с участием представителя истца Чеченевой А.С., ответчика Волковой Т.В., представителя ответчика Беззубовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению УСЗН администрации Каменского района Ростовской области к Волковой Татьяне Викторовне о взыскании выплаченной социальной помощи на осуществление предпринимательской деятельности,

УСТАНОВИЛ :

УСЗН администрации Каменского района Ростовской области обратилось в суд с исковым заявлением к Волковой Т.В., просит взыскать с ответчика сумму, выплаченную на основании социального контракта, государственную социальную помощь на осуществление предпринимательской деятельности, приобретения необходимого оборудования в размере 350 000 руб. на счёт Министерства труда и социального развития Ростовской области, указав в исковом заявлении, что 08.08.2022 в УСЗН администрации Каменского района Ростовской области от Волковой Т.В. поступило заявление с необходимым пакетом документов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, приобретение необходимого оборудования.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013 №429 «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта» право на получение социального пособия на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, в том числе неполные малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие на территории Ростовской области, имеющие по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию и заключившие социальный контракт.

Предоставление социального пособия на основании социального контракта осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области на лицевые счета граждан в кредитных организациях.

Управление социальной защиты осуществляет организацию работы по оформлению и назначению социального пособия на основании социального контракта.

На основании предоставленных документов Волковой Т.В. среднедушевой доход семьи составил – 11 662,98 руб.

Согласно бизнес-плану на осуществление предпринимательской деятельности (услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания), предоставленного Волковой Т.В. для приобретения необходимого оборудования, требуются денежные средства в сумме 350 000 руб.

УСЗН и Волковой Т.В. 22.08.2022 был заключен социальный контракт на осуществление предпринимательской деятельности, приобретение необходимого оборудования в размере 35 0000 руб. на срок до 22.08.2023.

Протоколом заседания комиссии УСЗН администрации Каменского района Ростовской области по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия и социального пособия на основании социального контракта от 22.08.2022 принято решение о назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта от 22.08.2022 Волковой Т.В. сроком на 12 месяцев с единовременной выплатой в размере 350 000 руб.

Денежные средства вразмере 350 000 руб. ответчику были зачислены на лицевой счет, открытый в ПАО Сбербанк. Таким образом, УСЗН свои обязательства перед Волковой Т.В. выполнило.

По состоянию на 10.05.2023 Волковой Т.В. не предоставлено ни одного отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. Также ответчиком не подтверждено целевое расходование бюджетных средств на сумму 350 000 руб.

В соответствии с абз. 5 подп. 3.2.2. п. 3.2 раздела 3 социального контракта заявитель обязан предоставить в орган социальной защиты ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий.

В соответствии с п. 6.1 раздела 6 социального контракта заявитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за предоставление недостоверных или неполных сведений.

Специалисты УСЗН неоднократно в телефонном режиме связывались с ответчиком и давали разъяснения о необходимости предоставление отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств на сумму 350 000 руб., на что ответчик давала положительный ответ о явке с предоставлением требуемых документов.

Однако Волкова Т.В. с отчётом о выполнении плана мероприятий программы социальной адаптации и документами, подтверждающими целевое расходование бюджетных средств на сумму 350 000 руб., в УСЗН не представила.

Также Волковой Т.В. неоднократно направлялись почтовым отправлением уведомления от 14.03.2023 , от 17.04.2023 о необходимости сдачи отчета о целевом расходовании бюджетные средств на сумму 350 000 руб. для составления отчетов об использовании программы социальной адаптации, включая предупреждение о досрочном расторжении социального контракта и возврате всей суммы денежных средств, предоставленных ответчику на реализацию мероприятий программы социальной адаптации.

Протоколом заседания комиссии УСЗН администрации Каменского района Ростовской области по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия и социального пособия на основании социального контракта от 10.05.2023 принято решение о досрочном расторжении социального контракта от 22.08.2022 , заключенного между УСЗН и Волковой Т.В., в связи с непредставлением заявителем отчета в срок без уважительных причин, о чем ответчик была оповещена путем направления почтовым отправлением уведомления от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу постановления Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ и социального контракта, денежная выплата, предоставленная получателям государственной социальной помощи на основании социального контракта, используется исключительно на выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и направленных на преодоление указанными лицами трудной жизненной ситуации. В данном случае ответчиком использованы денежные средства не по целевому назначению. Уважительных причин неисполнения социального контракта ответчиком не предоставлено.

В судебном заседании представитель истца Чеченева А.С., действующая на основании доверенности (л.д.42), настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, а также добавила, что Волкова Т.В. для заполнения бланков отчёта должна была явиться в УСЗН и лично заполнить бланки отчёта, приложив к ним чеки, расписаться в отчёте. 10.05.2023 контракт с Волковой Т.В. был расторгнут. В июне 2023 г. Волкова Т.В. пришла в УСЗН и принесла документы, но так как контракт с ней был расторгнут, документы у неё не приняли. Причины пропуска срока непредставления отчёта выяснялись у Волковой Т.В. в телефонном режиме. Волкова Т.В. поясняла, что занята работой, так как больше некому работать, нет времени, необходимо дочь везти в Москву на Красную площадь, то ещё какие-то проблемы. Волкова Т.В. приезжала в УСЗН 02.03.2023 и написала расписку о том, что обязуется предоставить документы до 14.03.2023. По месту нахождения кафе Волковой Т.В. 15.03.2023 выезжала инспектор ФИО1 вместе с другим специалистом УСЗН. Она знает, что ФИО1 вручила Волковой Т.В. уведомление от 14.03.2023 о необходимости представить документы в УСЗН. Кафе работало, некоторое оборудование, находящееся в кафе, было не новое. Также Волковой Т.В. направлялись уведомления от 17.04.2023 о предоставлении документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств до 02.05.2023, от 10.05.2023 о прекращении социального контракта.

Ответчик Волкова Т.В. просила отказать в удовлетворении иска, показала, что 19.09.2022 ей на счёт были перечислены по социальному контракту 350 000 руб. 20.09.2023 она сняла со счёта указанные деньги. Она является «самозанятой», открыла кафе в п. Чистоозёрном примерно 01.09.2022, торговала выпечкой, которую делала сама, сосисками в тесте, булочками и т.д. Большую часть денег она потратила на ремонт этого кафе, которое она арендует, только на электрическую проводку ушло 100 000 руб. Она заказала оборудование для кафе, которое указано в бизнес-плане: печь конвекционную, фритюрницу, жарочную поверхность, пресс-гриль, гриль для шаурмы, миксер для молочных коктейлей, фрезер для мороженого в интернет-магазине, расположенном в г. Ростове-на-Дону, примерно с сентября по ноябрь 2022 г. Оплата за товар должна была производиться после поступления подтверждения о наличии товара, но не сразу пришло подтверждение, только после нового года. Это оборудование турецкое, в магазинах в наличии такого оборудования нет. Чеки у неё появились только в конце января 2023 г. 17.01.2023 она приобрела кондиционер, 23.01.2023 она оплатила гриль, барную стойку, столы, стулья заказала и оплатила до 30.01.2023. Часть оборудования она смогла получить только в феврале 2023 г. До января 2023 г. не отчитывалась потому, что ничего не приобрела. Она не знала, что всё необходимо приобрести до 31.12.2022. В феврале 2023 г. ей позвонили с УСЗН и попросили явиться с отчётом. Она приехала в УСЗН, где её приняла молодая девушка, но не ФИО2 Эта девушка сделала копии с её чеков и документов более, чем на 350 000 руб., подлинники вернула ей, кроме чека и гарантийного талона на холодильник. Чек и гарантийный талон на холодильник оставила в УСЗН. Девушка дала ей 5 бланков отчёта. Она заполнила все 5 бланков одинаково, подписала эти бланки и оставила в УСЗН. 02.03.2023 её снова по телефону вызвали в УСЗН и сказали, что в некоторых накладных и товарных чеках не была указана её фамилия, нужно переделать. 02.03.2023 она приехала в УСЗН, где её приняла пожилая женщина, но не ФИО2 и сказала, что ей необходимо переделать товарные чеки и накладные, где обязательно должна быть указана её фамилия. Она снова поехала в <адрес> в интернет-магазин, переделала документы. Она объясняла сотруднику УСЗН, что не может явиться в марте и апреле 2023 г. в УСЗН, так как ей надо ехать в Москву на конкурс, где участвует её 10-летняя дочь. В мае она приезжала в УСЗН, снова привозила с собой все чеки, но там ей пояснили, что специалист, который с ней должен работать, находится в отпуске. Потом она приехала в УСЗН в июне 2023 г., но её не приняли, сказали, что контракт расторгнут. Между п. Чистоозёрным, где она проживает, и п. Глубоким, где находится УСЗН, расстояние в 45 км. Уведомления из УСЗН от 17.04.2023 и от 10.05.2023 она не получала. Все 350 000 руб., полученные ею по контракту, она потратила на приобретение оборудования для кафе. Её муж погиб 8 лет назад. Она воспитывает 3 детей, старшей 19 лет, другому ребёнку – 14 и младшей 10 лет.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 08.08.2022 в УСЗН администрации Каменского района Ростовской области от Волковой Т.В. поступило заявление с необходимым пакетом документов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д.10-11).

22.08.2022 на заседании межведомственной комиссии по оказанию адресной социальной помощи было принято решение о назначении Волковой Т.В. адресного социального пособия в размере 350 000 руб. на срок 12 месяцев с единовременной выплатой через Сбербанк, основания для назначения пособия – занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью (л.д.23-26).

22.08.2022 между УСЗН администрации Каменского района Ростовской области и Волковой Т.В. был заключен Социальный контракт на оказание государственной социальной помощи в соответствии с программой социальной адаптации в размере 350 000 руб. со сроком действия по 22.08.2023 (л.д.20-22).

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В абзаце 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной зашиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно частей 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

По условиям социального контракта согласно программе по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» (подп. 2.2.2 п. 2.2 разд. 2 Положения) ответчик принял обязанности:

- приобрести в период действия социального контракта основные средства (оборудование) до 31.12.2022:

1) печь конвекционная LUXSTAlL EKF 423 UP — 37770 руб.

2) фритюрница HURAKAN HKN-FT1010N —16300 руб.

3) жарочная поверхность AIRHOT GE-550/F — 10500 руб.

4) пресс-гриль Viatto GH-811EH - 10100 руб.

5) гриль для шаурмы Atesy - 27400 руб.

6) миксер для молочных коктейлей - 8000 руб.

7) кассовый аппарат с эквайрингом – 35 000 руб.

8) холодильник ВЕКО – 35 000 руб.

9) торговое оборудование – 45 000 руб.

10) фризер для мороженого – 50 000 руб.

11) кондиционер – 28 000 руб.

12) аренда – 47000 руб.;

- осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Орган социальной защиты населения;

- представлять в Орган социальной защиты населения ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов);

- при непредставлении своевременно отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине, в соответствии с Положением представить в Орган социальной защиты населения сведения, подтверждающие наличие таких причин;

- уведомить Орган социальной защиты населения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение трех рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств;

- возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);

- представлять в Орган социальной защиты населения до 5-го числа 4-го месяца, после месяца окончания срока действия настоящего социального контракта сведения о составе и доходах своей семьи за 3 месяца, следующие за месяцем окончания срока действия настоящего социального контракта, и об условиях жизни своей семьи;

- по запросу предоставлять сведения об осуществлении предпринимательской деятельности ежемесячно в течение года со дня окончания срока действия настоящего социального контракта.

Согласно п. 43 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации от 03.08.2021 №536 органу социальной защиты населения рекомендуется досрочно прекратить социальный контракт в одностороннем порядке, в том числе, в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта без уважительных причин, перечень которых утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации.

Из п. 44 Методических рекомендаций следует, что в случае невыполнения в течение месяца получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации куратору рекомендуется вынести на заседание межведомственной комиссии в целях разработки соответствующей рекомендации предложение о продлении срока действия социального контракта (не более половины срока действующего социального контракта); внесений изменений в программу социальной адаптации; досрочном прекращении социального контракта.

Согласно п. 47 Методических рекомендаций при досрочном расторжении социального контракта по причинам, не являющимся уважительными, куратором готовится отчет о причинах расторжения такого социального контракта.

Рассмотрение соответствующей рекомендации может осуществляться на заседании межведомственной комиссии при взаимном согласии сторон.

Из указанного выше следует, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендовало органу социальной защиты выяснять причины невыполнения получателем государственной социальной помощи условий социального контракта.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм, могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п.3 ст.1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть, не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежные средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что она с 2017 г. работает в УСЗН Администрации Каменского района в должности ведущего специалиста. С 09.01.2022 занимает должность ведущего специалиста по предоставлению адресной социальной помощи. Она занималась ведением дела Волковой Т.В. Она неоднократно звонила Волковой Т.В., сообщала той о необходимости предоставления отчетов об использовании выделенных ей денежных средств, на что Волкова Т.В. каждый раз обещала представить отчет, но так и не выполнила обещание. Ей известно, что сотрудники УСЗН Каменского района ФИО1 и ФИО3 выезжали к Волковой Т.В. в пос.Чистоозерный, чтобы посмотреть на ситуацию, вручили ей уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств. Также ей известно, что Волкова Т.В. в феврале 2023 г. приезжала в УСЗН, общалась с начальником отдела адресной помощи ФИО4 К ней Волкова Т.В. приезжала только после расторжения контракта.

Свидетель ФИО1 суду показала, что она работает старшим инспектором адресной социальной помощи в УСЗН Каменского района. В марте 2023 г. она выезжала в пос.Чистоозерный по поручению начальника отдела адресной помощи Стремиловой Л.И., чтобы убедиться в наличии купленного Волковой Т.В. оборудования. Кафе работало. В наличии у Волковой Т.В. имелось не все оборудование, которое было указано в бизнес плане. Помнит, что имелся гриль, холодильник, барная стойка, столы и стулья. Что было еще из оборудования, она не помнит. Было ли оборудование новым или бывшим в использовании, она также не помнит. Помнит, что кондиционер был не новым, бывшим в употреблении. Кафе в тот момент работало, в нем находилась какая то женщина, Волкова Т.В. подъехала позже. У Волковой Т.В. они ничего не спрашивали.

Свидетель ФИО5 показала, что она является подругой Волковой Т.В. ей известно, что Волкова Т.В. открыла кафе в пос. Чистоозерном, оформила социальный контракт о предоставлении ей адресной социальной помощи. Ей также известно, что Волкова Т.В. ездила в УСЗН, возила чеки на приобретенное оборудование. Иногда она подменяла Волкову Т.В. на работе в кафе. Когда в марте 2023 г. в кафе приезжали сотрудники УСЗН, она подменяла Волкову Т.В. на работе. Сотрудники УСЗН расспрашивали ее о приобретенном Волковой Т.В. оборудовании, о графике работы кафе. Они сфотографировали все оборудование, мебель, сантехнику, составили опись, с которой ее ознакомили. Также интересовались, все ли оборудование они перечислили в описи.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав показания свидетелей, суд считает, что при рассмотрении дела стороной истца не представлено доказательств, что при получении и использовании полученных в рамках социального контракта денежных средств ответчик действовала недобросовестно.

В качестве признаков недобросовестного поведения ответчика, свидетельствующего о необходимости возврата полученной социальной помощи, представитель истца указал на непредставление отчетов об использовании средств социальной помощи.

Однако, положениями п.п. «г» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» предусмотрено, что в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в п.п. «б» п. 3 настоящих Правил (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности), обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права, являлись следующие обстоятельства. Были ли представлены Волковой Т.В. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные программой по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» для отчета об использовании социальной выплаты по назначению; причина пропуска срока по предоставлению отчета об использовании социальной выплаты в размере оставшейся суммы социальной выплаты; какие действия предприняты уполномоченным органом для проверки указанных истцом обстоятельств, связанных с невозможностью своевременного предоставления отчета об оставшейся сумме; предлагалось ли ответчику уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие наличие уважительных причин несвоевременного представления документов, имеется ли в действиях Волковой Т.В. недобросовестность в выполнении условий контракта и получении средств социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, на момент прекращения срока действия контракта – 22.08.2023, и после указанной даты, Волкова Т.В. продолжила свою деятельность в качестве самозанятой.

Представленными в дело доказательствами подтверждается, что Волковой Т.В. приобретены практически все, предусмотренные социальным контрактом, основные средства для осуществления предпринимательской деятельности.

В качестве подтверждения исполнения условий социального контракта представлены договор аренды нежилого помещения от 15.02.2022, товарный чеки на приобретение мебели, оборудования, закупку расходных материалов более, чем на 350000 руб.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком приобретено необходимое для осуществления предпринимательской деятельности оборудование, что соответствует условиям заключенного с ней социального контракта.

Нарушений, при которых выплаченная государственная социальная поддержка подлежит возврату в соответствии с положениями п.п. «г» п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», ответчиком не допущено. Доказательств, что предоставленное ответчику социальное пособие используемся не по целевому назначению либо, что приобретенное ответчиком оборудование используется в иных, не предусмотренных социальным контрактом, целях, в материалы дела не представлено.

Согласно приведенным нормам права, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, то есть их доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе Российской Федерации.

Стороной истца в материалы дела представлен бизнес-план, на основании которого с ответчиком заключен социальный контракт и составлена программа социальной адаптации.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что указанная в контракте цель предоставления государственной социальной помощи, а именно по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута, в связи с чем, сам по себе факт непредоставления отчета об исполнении контракта, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Оснований полагать, что со стороны ответчика имело место неосновательное обогащение, суд не находит.

Выплаченные Волковой Т.В. в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере, в силу положений п. 1 ст.1102 и п.3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности Волковой Т.В. при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.

Вместе с тем, предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий того, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.

Каких-либо виновных и недобросовестных действий при получении ответчиком спорной суммы не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования УСЗН администрации Каменского района Ростовской области к Волковой Татьяне Викторовне о взыскании выплаченной социальной помощи на осуществление предпринимательской деятельности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16.02.2023.

Судья

2-177/2024 (2-2185/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
УСЗН Администрации Каменского района
Ответчики
Волкова Татьяна Викторовна
Другие
Беззубова Ирина Валерьевна
Суд
Каменский районный суд Ростовской области
Судья
Самохина Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
kamensky.ros.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
29.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Подготовка дела (собеседование)
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Производство по делу возобновлено
09.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее