№2а-839/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года с. Старосубхангулово
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мустафиной З.З.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на сайте...,запрещенной к распространению на территории РФ, указав в обоснование своих требований на то, что проведена проверка информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на предмет её соответствия требованиям законодательства.
Административный истец направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по РБ возражения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суд не представил.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п.9 ст.2 Федерального закона №149 от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Пунктом 1 ст.9 Федерального закона №149 от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, прокуратурой Бурзянского района проверка интернет-пространства на наличие сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В ходе проведенного мониторинга сети интернет выявлен сайт: ...... на котором осуществляется продажа медицинских справок, заключений на оружие, справок в ГИБДД, и др.
Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться предложенными услугами может любой Интернет-пользователь.
Из содержания информации на вышеуказанном Интернет-ресурсе следует, что медицинскую справку (заключение) возможно приобрести дистанционно, не проходя медицинского осмотра и исследования, без личного присутствия и участия, лишь подав заявку и оплатив стоимость услуги.
Вместе с тем, граждане РФ при наличии соответствующих разрешительных документов имеют право на приобретение и хранение оружия и (или) патронов к нему (ст. ст. 10, 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»; п.п. 19, 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814). Для получения лицензии на приобретение оружия и разрешения (его продления) на хранение оружия или патронов к нему потребуется ряд документов, в том числе медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (ч. 15, п. 2 ч. 20, ч. 22 ст. 13 Закона № 150-ФЗ, п. 9.1 Административного регламента, утвержденного Приказом Росгвардии от 11.05.2018 № 172). В целях установления у гражданина РФ, намеревающегося владеть оружием, наличия (отсутствия) заболеваний, при которых противопоказано владение оружием, проводится его медицинское освидетельствование (п. 2 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 441н).
Согласно п. 7 названного Порядка медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием включает: медицинский осмотр врачом-офтальмологом, медицинский осмотр врачом-психиатром; медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом; качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови (при выявлении врачом психиатром-наркологом соответствующих симптомов и синдромов заболевания).
Согласно ст. 13 ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Обеспечение свободного доступа к информации, предлагающей приобрести медицинскую справку (заключение) в обход предусмотренных законом процедур, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о возможности получения разрешительных документов на оружие, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 222, 327 УК РФ, которыми установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, а также использование заведомо подложного документа.
Возможность получения подложных медицинских заключений без идентификации личности, фактического медицинского осмотра и исследования способствует получению разрешений (лицензий) на оружие лицами с психо-эмоциональными нарушениями, которые могут использовать оружие в целях совершения преступлений, в том числе террористического характера.
Кроме того, возможность получения медсправок (заключений) по установленным формам для предоставления в ГИБДД для получения (замены) водительского удостоверения и других, без идентификации личности, фактического медицинского осмотра и исследования способствует возможности реализации названных прав лицами страдающими заболеваниями психики, наркоманией, что недопустимо.
Согласно п.п. 1, 7, 13 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с п. 4 ст. 3 настоящего Закона противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц в числе прочего по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 данного Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу того, что сеть Интернет является общедоступным информационным источником, определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены вышеназванными противозаконными действиями возможным, не представляется.
Согласно положениям ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» (далее по тексту - Единый реестр), полномочия по созданию, формированию и ведению которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 определено, что основаниями для включения в Единый реестр сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в едином реестре ...отсутствует.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. 5 названных Правил одним из оснований для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Пунктами 3,5 ст.15.1. Федерального закона №149 от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих запрещенную к распространению информации является вступившее в законную силу решение суда.
Поскольку действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенных сайтах не оспаривается и установлен судом, суд приходит к выводу, что в силу закона требования прокурора района подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанных Интернет-сайтах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, нарушающей права граждан, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 179 - 180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию с предложением купить паспорт гражданина Российской Федерации, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ..., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронному адресу: ..., в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».
На основании ст.188 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле, через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в селе Старосубхангулово Бурзянского района Республики Башкортостан.
Судья: З.З. Мустафина