Судья Баранцева Е.А.
дело № 2-231/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-752/2022 (11-15481/2021)
27 января 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я.
судей Никитенко Н.В., Норик Е.Н.
при секретаре Клышевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Третьякова А. Н. на решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 01 июня 2021 года по иску Третьякова А. Н. к ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области, администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области об изменении размера площади квартиры.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Третьяков А.Н. обратился в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области, ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области об установлении фактической общей площади квартиры, вынесении решения о признании площади 2,9 кв.м. кладовки и площади 1,9 кв.м. прихожей в общую площадь 33 к.в.м. квартиры №, расположенную в аварийном доме <адрес>.
В обоснование исковых требований указал, что с 16 мая 2017 года он является собственником квартиры <адрес>. 01 марта 2018 года данный дом признан аварийным, установить фактическую площадь квартиры без вмешательства судебной власти затруднительно. Согласно техническому паспорту общая площадь его квартиры составляет 33 кв.м. Согласно плану жилого дома квартира № имеет кладовку площадью 2,88 кв.м. и прихожую 1,9 к.в.м. Считает, что данные площади должны быть включены в общую площадь его квартиры.
Определениями суда от 9 апреля 2021 года, 26 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Истец Третьяков А.Н. не принимал участия в суде при надлежащем извещении.
Представители ответчиков администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области, ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области не принимали участия в суде при надлежащем извещении.
Представители третьих лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области не принимал участия в суде при надлежащем извещении.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Третьяков А.Н. просит отменить решение суда, принять новое решение по делу. Указывает на несогласие с выводами суда о том, что кладовая и прихожая являются общим имуществом дома, изменение площади квартира с учетом площадей указанных помещений возможно при наличии разрешения органа местного самоуправления и согласия собственников помещений данного жилого дома. Суд не принял во внимание письменное согласие соседей на перепланировку квартиры, копию планировки изменения экспликации. Судом не учтено, что дома <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим он не мог обратиться с заявлением о перепланировки квартиры в орган местного самоуправления. После приобретения спорной квартиры к нему перешло право пользования кладовой, частью коридора, сараем, пристроем, которые долгое время находились в общем пользовании всех жильцов данного дома. Считает, что в силу ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, СНиП 31-02-2001, СНиП 2.08.01-89 площади кладовой и прихожей подлежат включению в общую площадь принадлежащей ему квартиры.
Участвующие в деле лица не явились в суд апелляционной инстанции, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обратились. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, квартира № общей площадью 33,0 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Третьякову А.Н. на основании договора купли-продажи от 10 мая 2017 года. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 16 мая 2017 года.
Согласно техническому паспорту на жилое помещение по состоянию на 15 августа 2017 г. квартира <адрес> является однокомнатной общей площадью 33,0 кв.м., состоит из кухни площадью 12,8 кв.м., жилой комнаты 20,2 кв.м.
Согласно технического паспорта жилого дома <адрес>, кладовая 2,9 к.в.м. и прихожая 1,9 кв.м, являются общим имуществом указанного жилого дома.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что кладовая и прихожая являются общим имуществом дома, в связи с этим не их площади не могут быть включены в общую площадь принадлежащей истцу квартиры.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, представленных доказательствах и нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В силу части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственникам квартир многоквартирного дома на праве общей долевой собственности принадлежат общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, перечисленное в данной норме, то есть имущество, предназначенное исключительно для обслуживания более одного помещения в данном доме. В частности, пп. 1 и 3 ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Из положений приведенных норм следует, что кладовые и прихожие являются помещениями общего пользования, то есть общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, кладовая и прихожая используются собственниками квартир в многоквартирном доме в качестве общего имущества с момента приобретения в собственность квартир в многоквартирном доме и никогда из их владения не выбывали, расходы по его содержанию несли собственники, во владение и пользование истца данное имущество никогда не передавалось.
Таким образом, поскольку кладовая и прихожая являются общим имуществом дома, то площади данных помещений не могут быть включены в общею площадь принадлежащего истцу жилого помещения.
При таких обстоятельствах, исковые требования Третьякова А.Н. к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области, ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области об установлении фактической общей площади квартиры, вынесении решения о признании площади 2,9 кв.м. кладовки и площади 1,9 кв.м. прихожей в общую площадь 33 к.в.м. квартиры № расположенную в аварийном доме <адрес>, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, отклоняется довод апелляционной жалобы на несогласие с выводом суда о том, что кладовая и прихожая являются общим имуществом многоквартирного дома.
В связи с этим не принимаются во внимание доводы истца о наличии письменных согласий соседей на перепланировку квартиры, копии планировки изменения экспликации.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с этим он не мог обратиться с заявлением о перепланировки квартиры в орган местного самоуправления, не имею правового значения при разрешении настоящего спора. На момент возникновения права собственности истца на спорную квартиру данный дом не был признан аварийным и подлежащим сносу, а площадь указанной квартиры составляла 33,0 кв.м.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 01 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Третьякова А. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи