Решение по делу № 33-9365/2023 от 10.05.2023

Судья Чикризова Н.Б.          УИД 12RS0008-01-2022-001672-81

дело № 2-1015/2022

№ 33-9365/2023

учёт № 129г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2023 г.                                 г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,

судей Никулиной О.В. и Шакировой З.И.,

с участием прокуроров Новоселова А.С., Мигунова В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Земдихановым Н.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционным жалобам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры <адрес> ФИО32. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <дата> которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Прокуратуры <адрес> к
ФИО33 (СНИЛС ....), ФИО34 (СНИЛС ....), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО35 (СНИЛС ....), ФИО36 (СНИЛС ....), о признании прекратившими право пользования служебным жилым    помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселении из указанного жилого помещения отказать.

Встречное исковое заявление ФИО37., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО38 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре <адрес>, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 3.49 протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата>

В удовлетворении требований встречного искового заявления о признании за ФИО39. права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и определении суммы оплаты площади передаваемого жилого помещения, превышающий установленный размер общего площади жилого помещения, в размере <данные изъяты> руб. отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя прокуратуры <адрес> – Новоселова А.С., представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Мигунова В.Ю., представителя ФИО40. – Мингазова Р.Ш., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокуратура Медведевского района <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО41 о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, и выселении из указанного служебного жилого помещения.

Иск мотивирован тем, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено ФИО42 и членам его семьи – супруге ФИО43. и сыновьям ФИО44. в связи с работой в органах прокуратуры <адрес>. После увольнения ФИО45 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, договор найма служебного помещения прекратил свое действие, в связи с чем у ФИО46. и членов его семьи прекращено право пользования служебным помещением. Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата>. ФИО47. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии п. 3 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 1.3 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> ...., поскольку им ранее уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации ответчиком и его супругой квартиры по адресу: <адрес> и предоставленного ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры на основании приказа прокурора <адрес> от <дата>. ..... При этом прокуратуре <адрес> поручено провести мероприятия по освобождению служебной квартиры, занимаемой ответчиками, и расторжении договора найма служебного жилого помещения. Решение жилищной комиссии было обжаловано ФИО48., оставлено без изменения. <дата>. прокуратурой республики ФИО49 предложено расторгнуть договор найма служебного жилого помещения и освободить его, однако ответчики до настоящего времени не освободили спорное жилое помещение.

ФИО50 действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО51. иск не признали, предъявили встречный иск к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Прокуратуре <адрес> о признании незаконным п. 3.49 протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата>., признании за ФИО52 права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, по 1/4 доли за каждым; определении суммы оплаты площади передаваемого жилого помещения по названному адресу, превышающий установленный размер общей площади жилого помещения, в размере 31 465 руб., которая подлежит уплате ФИО53. в доход федерального бюджета в течение 20 рабочих дней после вступления решения суда в силу.

В обоснование встречного иска указано, что ФИО54 проходил службу в органах прокуратуры <адрес> с <дата>, его стаж работы в составляет <данные изъяты>. <дата> ФИО55 на состав семьи из трех человек была предоставлена квартира <адрес>. Указанная квартира приобретена администрацией <адрес> на основании договора купли-продажи от <дата>., по которому квартира приобретена за <данные изъяты> руб., из них <данные изъяты> руб. выделяется <адрес>, после приобретения <адрес> поссовет предоставляет данную квартиру прокуратуре <адрес>. Однако сведений, подтверждающих факт перечисления денежных средств прокуратурой республики администрации <адрес> на приобретение указанной квартиры, не имеется, правовых оснований для перечисления денежных средств за квартиру также не имелось в силу действующего на тот момент законодательства. Первоначально указанная квартира определена служебной, предоставлена ФИО56.;
<дата>. выдан ордер .... на служебное жилое помещение. Однако впоследствии квартира исключена из числа служебных по результатам рассмотрения протеста и.о. прокурора <адрес>; ФИО57. <дата>. выдан ордер .... установленного образца на право занятия названной квартиры. ФИО58 выехал из указанной жилого помещения в <дата> в связи с прекращением брачных отношений со ФИО59., брак между ними был расторгнут в <дата> На основании заявления ФИО60 от <дата>. квартира передана бесплатно в собственность ФИО61 и несовершеннолетнего сына ФИО62 в порядке приватизации. На момент приватизации ФИО63 не являлась членом семьи ФИО64 в связи с прекращением семейных отношений и последующим расторжением брака, а несовершеннолетний ФИО65. по соглашению между родителями остался проживать с матерью. ФИО66 от участия в приватизации отказался. В связи с этим полагают неверными выводы жилищной комиссии о том, что ФИО67., являясь супругой ФИО68., приватизировала указанное жилое помещение, и что ФИО69 ранее уже реализовал право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации квартиры, предоставленной в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. Жилое помещение, которым ФИО70 был обеспечен в период работы прокурором <адрес>, не относилось к государственному жилищному фонду, федеральные денежные средства на него не выделялись, являлось муниципальным жильем. Жильем за счет государства ФИО71 не был обеспечен. Спорное служебное помещение предоставлено ФИО72. и членам его семьи в связи с признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в котором ответчики проживают с <дата> по настоящее время. ФИО73. соответствует необходимым условиям, установленным для предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления занимаемого служебного помещения в собственность, так как имеет требуемый стаж работы, ранее право на предоставление жилого помещения в собственность не реализовано, в связи с чем имеет право на приобретение занимаемого им служебного жилого помещения в собственность, в чем ему необоснованно отказано. Ранее ФИО74 уже обращался с жалобой на решение жилищной комиссии к Генеральному прокурору Российской Федерации, в удовлетворении жалобы ему было отказано, поэтому у истцов отсутствует иная возможность кроме как в судебном порядке защитить свои нарушенные права и реализовать свое право на передачу жилого помещения в собственность. На оплату стоимости доли, превышающий размер жилого помещения, определяемый на основании п.п. 7-9 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на 0,9 кв.м в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с заключенным <дата> соглашением между Прокуратурой <адрес> и ФИО75., истцы согласны.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционных представлениях прокуратура Медведевского района <адрес> и Генеральная прокуратура Российской Федерации ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска прокуратуры и отказе в удовлетворении встречного иска ФИО76; приводят обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Обращают внимание на то, что ФИО77 был обеспечен жильем как прокурор, и то обстоятельство, что жилье было приватизировано его бывшей супругой в период брака, свидетельствует о том, что он реализовал как прокурор право на жилье. Податели жалоб, ссылаясь, в том числе на судебную практику Второго, Шестого и Седьмого кассационных судов общей юрисдикции, отмечают, что ФИО78. добровольно отказался от приватизации жилого помещения в пользу своей первой супруги, а права супруги и несовершеннолетнего производны от его прав.

В апелляционной жалобе ФИО79. просят отменить решение суда в части отказа в признании права собственности на жилое помещение. Полагают, что на них распространяется закон о статусе судей, закон о прокуратуре, все подзаконные нормативные акты, которые регулируют спорные правоотношения, поскольку в период работы
ФИО80. не был обеспечен жилым помещением; ФИО81., как судья верховного суда, до настоящего времени также не обеспечена жилым помещением или соответствующей единовременной выплатой для его приобретения.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно абзацу второму п. 4 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г.
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции от 4 ноября 2005 г. (далее – Закон о прокуратуре), прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений данной статьи признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 17 ст. 44.1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях: а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами «б» - «е» п. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.

Приказом Генеральной прокуратуры России от 2 октября 2018 г. № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 жилого помещения в собственность, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее –Положение от 2 октября 2018 г. № 624).

В соответствии с пп. 1.2, 1,3 Положения от 2 октября 2018 г. № 624 право на получение единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях прокуроры, имеющие стаж службы в органах прокуратуры Российской Федерации и ее организациях не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а лица, указанные в подпунктах «б» и «в» п. 17 ст. 44.1 Закона о прокуратуре, - независимо от стажа.

Единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Пунктом 1.4 Положения от 2 октября 2018 г. № 624 установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность гражданам при наличии условий и оснований, установленных в пунктах 1.2 и 1.3 Положения.

Прокуроры (граждане), признанные нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.5 Положения от 2 октября 2018 г. № 624).

Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.

Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования: с прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним специализированными прокурорами - в отношении прокуроров (граждан) прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также прокуроров (граждан) структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляющих (осуществлявших) служебную деятельность на постоянной основе по месту дислокации соответствующих прокуратур субъектов Российской Федерации.

В случае, если общая площадь передаваемого жилого помещения превышает размер общей площади жилого помещения, определенный п. 7-9 ст. 44.1 Закона о прокуратуре, то жилое помещение передается в собственность прокурорам (гражданам) при их согласии на получение в собственность этого жилого помещения и оплату такого превышения за счет их собственных средств в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2018 г.№ 850 (п. 3.13. Положения от 2 октября 2018 г. № 624).

В этом случае такое письменное согласие направляется в Комиссию одновременно с материалами на предоставление прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.

При этом оформляется соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (далее - соглашение), по форме, предусмотренной в приложении № 5 к Положению, которое вступает в силу после принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.

В соответствии с п. 3.11 Положения от 2 октября 2018 г. № 624 служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам на время прохождения службы. Расторжение трудового договора с прокурорским работником является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Прокурорский работник и проживающие совместно с ним члены его семьи, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и в п. 23 и 24 ст. 44.1 Закона о прокуратуре, обязаны освободить служебное жилое помещение в течение одного месяца после расторжения трудового договора.

В силу положений ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе пенсионеры по старости.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно п. 5 ст. 41 Закона о прокуратуре (в редакции от 17 января 1992 г.) местные Советы народных депутатов, местная администрация обязаны предоставлять прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенную жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке, а при назначении на должность - в течение шести месяцев.

На основании п. 5 ст. 41 Закона о прокуратуре (в редакции, действовавшей в период с
1 июля 2003 г. по 31 декабря 2004 г.) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.

Занимаемые прокурорами и следователями жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Целью указанного закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа
1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

По смыслу ст. 2 Закона о приватизации член семьи нанимателя вправе выразить как свое согласие на получение жилья в собственность, так и не согласие с этим. Предусматривая согласие членов семьи нанимателя как необходимое условие приватизации, законодатель не ставит необходимость получения такого согласия в зависимость от каких-либо условий и в случае отказа члена семьи нанимателя дать такое согласие не требует установления причин или мотивов такого волеизъявления, поскольку они не влекут за собой никаких правовых последствий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО82 с <дата> проходил службу в органах прокуратуры <адрес>: с <дата> г. - в должности стажера прокуратуры <адрес>, с <дата>. - в должности старшего помощника прокурора <адрес>, с <дата> - в должности прокурора <адрес>, с <дата> - в должности прокурора <адрес>, с <дата> - в должности прокурора
<адрес>; <дата>. уволен из органов прокуратуры <адрес> в отставку в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (подп. «а» п. 3 ст. 43 Закона о прокуратуре).

<дата>. <адрес>. вновь принят на службу на должность помощника прокурора <адрес>. <дата>. переведен на должность заместителя прокурора <адрес>. <дата> уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

Общий стаж работы ФИО83 в органах прокуратуры составляет <данные изъяты>.

<дата> ФИО84., как прокурор <адрес>, обращался с заявлением к прокурору <адрес> о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по месту службы.

В соответствии с приказом прокуратуры <адрес> от <дата>
.... на основании договора купли-продажи от <дата>., заключенного между <адрес>. (продавец) и прокуратурой <адрес>, Администрацией <адрес> (покупатели), на долевых условиях была приобретена трехкомнатная квартира <адрес>.

Цена квартиры в договоре купли-продажи от <дата> <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. подлежали выделению <адрес> поссовету прокуратурой <адрес>.

После приобретения квартиры <адрес> поссовет должен был передать ее прокуратуре <адрес>.

Постановлением Администрации <адрес> от
<дата>. ....» приобретённая на долевых условиях трехкомнатная квартира
<адрес> определена служебной и предоставлена прокурору <адрес> ФИО85 на состав семьи из трех человек.

<дата> Администрацией пос. <адрес> ФИО86. выдан ордер
.... на указанное служебное жилое помещение на семью из трех человек: ФИО87

На основании протеста и.о. прокурора <адрес> постановлением Администрации <адрес> от <дата>. .... о незаконном включении в число служебных жилых помещений квартиры <адрес>, предоставленной прокурору <адрес>, постановление от <дата> .... «О служебной квартире» в части определения квартиры <адрес> служебной отменено; <адрес> ФИО88. выдан новый ордер .... установленного образца.

По сведениям Администрации <адрес> от
<дата>. .... в архивных документах фонда .... «Администрации
<адрес>» за <дата>. документов, подтверждающих перечисление
<данные изъяты> руб. прокуратурой <адрес> Администрации <адрес> на приобретение квартиры у <адрес>. по договору купли- продажи от <дата> г., не имеется. В годовом отчете об исполнении бюджета Администрации <адрес> за <дата>. не имеется сведений о перечислении <данные изъяты> руб. прокуратурой <адрес> Администрации <адрес> на приобретение квартиры у <данные изъяты>. по договору купли-продажи от <дата>

ФИО89 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> с <дата>

<дата>. ФИО90., действуя от своего имени и от имени проживающего с ней несовершеннолетнего сына ФИО91., обратилась в приватизационную комиссию при <адрес> МУМПКХ с заявлением о приватизации указанного жилого помещения.

Заявлением от <дата>. <адрес>. отказался от участия в приватизации квартиры.

<дата> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО <адрес> и ФИО92. был заключен договор на передачу данной квартиры в общую долевую собственность ФИО93 (1/2 доля) и ФИО94 (1/2 доли) в порядке приватизации.

Согласно свидетельству о расторжении брака серии .... от <дата> брак между ФИО95. прекращен <дата> г. на основании решения мирового судьи судебного участка .... Новоторъяльского района <адрес> от <дата>

<дата>. между ФИО96 заключен брак, в котором родились сыновья: ФИО97 <дата> рождения, и ФИО98., <дата> рождения.

Общим собранием трудового коллектива прокуратуры <адрес> от
<дата> ФИО99. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении служебного жилья.

<дата>. между прокуратурой <адрес> и ФИО101. заключен договор найма служебного жилого помещения .... по которому ФИО102 и членам его семьи ФИО103 передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата>. .... общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное в <адрес> для временного проживания в нем в период работы в органах прокуратуры.

На основании государственного контракта .... от <дата> прокуратурой <адрес> приобретена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>

<дата> зарегистрировано право оперативного управления прокуратуры <адрес> на указанную квартиру, о чем сделана запись о регистрации .....

Протокольным решением заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры <адрес> от <дата> квартира .... в доме <адрес> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям.

<дата> зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение, о чем имеется запись о регистрации .....

<дата> прокуратурой <адрес> спорная квартира на основании договора найма служебного жилого помещения .... предоставлена прокурору <адрес> ФИО105. совместно с членами семьи ФИО106 Договор заключен на время прохождения службы в прокуратуре <адрес>.

В связи с увольнением ФИО107 из органов прокуратуры жилищно-бытовой комиссией прокуратуры <адрес> принято решение, оформленное протоколом
.... от <дата>., о выделении указанной квартиры старшему прокурору отдела прокуратуры республики ФИО108., которая признана нуждающейся в предоставлении жилья <дата> и заключении с ней договора найма служебного жилого помещения.

<дата>. между прокуратурой <адрес> и старшим прокурором отдела прокуратуры республики ФИО109 заключен договор найма спорного служебного жилого помещения на время прохождения службы в прокуратуре <адрес>.

Согласно п. 4 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены её семьи: ФИО110

Приказом прокурора <адрес> с <дата> ФИО111. освобождена от должности и уволена из прокуратуры <адрес> в связи с назначением на должность судьи <адрес>

В связи с увольнением из органов прокуратуры ФИО112., решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры <адрес> от <дата> г., та же спорная квартира выделена помощнику прокурора <адрес> ФИО113 с которым заключен договор найма служебного жилого помещения .... от <дата>., состав семьи прежний.

В указанном жилом помещении ФИО114 зарегистрированы с
<дата> и проживают по настоящее время.

Приказом прокурора <адрес> от <дата> .... ФИО115. уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с
<дата>

В целях реализации права на предоставление занимаемого служебного помещения в собственность ФИО116 <дата>. подал в жилищную комиссию прокуратуры <адрес> заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом о прокуратуре с составом семьи: ФИО117., а также заявление о предоставлении ему в собственность на основании п. 2 п. 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре занимаемого им и членами его семьи спорного служебного жилого помещения.

На заседании <дата> жилищной комиссией установлено, что стаж
ФИО118. на момент увольнения из органов прокуратуры составил <данные изъяты> Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Отделение по <дата> ФИО119. собственниками жилых помещений не являются, проживают и зарегистрированы в служебном жилом помещении по указанному адресу. ФИО120., как судье <адрес>, единовременная социальная выплата или жилое помещение не предоставлялись. Занимаемой ФИО121. служебное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, что превышает размер общей площади жилого помещения, определённый на основании п.п. 7-9 ст. 44.1 Закона о прокуратуре на <данные изъяты> кв.м и подлежит оплате за счет собственных средств.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии прокуратуры <адрес> от <дата> г. ...., утверждённому прокурором <адрес> ФИО122 комиссия постановила внести предложения прокурору <адрес> о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания ФИО123 нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, и о представлении ФИО124 вместо единовременной социальной выплаты в собственность занимаемого служебного жилого помещения по адресу: <адрес>

<дата> между прокуратурой <адрес> и ФИО125 заключено соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающий установленный размер общей площади жилого помещения, согласно которому ФИО126. за счет собственных средств перечисляет денежные средства в размере <данные изъяты>. в доход федерального бюджета в течение 20 рабочих дней после принятия распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении жилого помещения в собственность.

Материалы по рассмотрению жилищного вопроса ФИО127 направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от
<дата> .... (п. 3.49 протокола заседания жилищной комиссии) ФИО128 отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ст. 44.1 Закона о прокуратуре и п. 1.3 Положения, поскольку им уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации ответчиком и его супругой жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, и представленного ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. В связи с этим принято решение не выходить к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложением о наличии оснований для предоставления
ФИО129. занимаемого спорного служебного жилого помещения в собственность. Указано на необходимость прокуратуре <адрес> провести мероприятия по освобождению служебной квартиры и расторжению договора найма служебного жилого помещения от <дата>. .....

Не согласившись с решением жилищной комиссией, ФИО131 направил жалобу в порядке п. 6.8.3 Положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры от <дата>. ...., на имя Генерального прокурора Российской Федерации и дополнения к ней, поступившие в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации <дата>. соответственно.

Жалобы ФИО132 рассмотрены на заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и решением от <дата>
.... оставлены без удовлетворения, решение, принятое на заседании жилищной комиссии
<дата>. (протокол ....), оставлено без изменения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокуратуры <адрес> и удовлетворяя частичный встречный иск, суд исходил из того, что в силу ранее действовавшего правового регулирования возможность передачи прокурорам в собственность жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма, не была предусмотрена; поскольку в силу действовавшего на момент приобретения квартиры и представления ее ФИО133 федерального законодательства не требовалось выделения федеральных денежных средств местным администрациям для обеспечения прокуроров жилыми помещениями, следовательно, правовых оснований для перечисления денежных средств прокуратурой республики для приобретения жилого помещения в <адрес> для ФИО134. не имелось; допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о приобретении квартиры в <адрес>, в том числе за счет средств федерального бюджета, суду не представлено; квартира <адрес> была предоставлена ФИО135. на условиях социального найма, являлась муниципальной собственностью, из числа служебных жилых помещений исключена; при выезде ФИО136. из ранее занимаемого жилого помещения в <адрес>, данное жилое помещение у него не истребовано, о его незаконной приватизации не заявлено; приватизация жилого помещения бывшими членами семьи работника прокуратуры, не может рассматриваться как препятствие для реализации предоставленных ему гарантий на жилищное обеспечение в соответствии с действующим правовым регулированием; отказ ФИО137 от участия в приватизации не может рассматриваться как злоупотребление правом или намеренное ухудшение своих жилищных условий, поскольку участие в приватизации являлось его правом, а не обязанностью, также как и право бывших членов его семьи на приобретение занимаемого ими на условиях социального найма жилого помещения не могло быть поставлено в зависимость от его решения приватизировать жилое помещение; даже если оценивать добровольный отказ от пользования жилым помещением, расположенным по месту службы, как намеренное ухудшение жилищных условий то с указанного момента прошло более 5 лет, поэтому данное обстоятельства не может являться препятствием для признания
ФИО138. нуждающимся в жилых помещениях.

Судебная коллегия, соглашаясь с таким выводом суда, принимает во внимание также и следующее.

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с абзацем третьим ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

Однако выданный ФИО139. ордер на квартиру в <адрес> не содержит отметок о том, что жилое помещение предоставляется ответчику как работнику прокуратуры и является служебным; форма ордера не соответствует форме ордера на служебное жилое .... «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (л.д.94,95 т. 1).

В силу положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Постановления о включении названого жилого помещения в <адрес> в число служебных и, как верно отмечено судом, доказательства приобретения его, в том числе за счет средств федерального бюджета в материалы дела не представлены.

Исходя из положений ст. 44.1 Закона о прокуратуре при установлении правила об однократности предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилья за весь период службы предполагается, что жилое помещение, приобретенное на предоставленные средства или жилое помещение, предоставленное взамен единовременной социальной выплаты на приобретение жилья остается в распоряжении сотрудника прокуратуры.

Вопреки доводам апелляционных представлений ФИО140. ранее не оставлял в своем распоряжении жилого помещения, предоставленного ему в связи со службой в органах прокуратуры. Материалы дела не содержат допустимых и относимых доказательств о том, что ФИО141. ранее был обеспечен жильем как работник прокуратуры и судом не установлено факта отчуждения на возмездной основе ранее предоставленного ФИО142 на льготных основаниях жилого помещения.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить и следующее.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом полномочиями осуществлять правосудие, и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судья федерального суда является лицом, замещающим государственную должность, данная должность включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г.
№ 32.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений данной статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, как Закон о прокуратуре, так и Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривают обеспечение прокуроров и судей жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам и органам прокуратуры, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ФИО143, являясь судьей, то есть лицом, замещающим государственную должность, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, и не может быть выселена из помещения, находящегося в государственном жилищном фонде, занимаемого на основании договора найма служебного жилого помещения.

Доводы в апелляционной жалобе ФИО144 о том, что они вправе требовать передачи спорного жилого помещения в свою собственность, поскольку в период работы
ФИО145. не был обеспечен жилым помещением, ФИО146., как судья верховного суда, до настоящего времени также не обеспечена жилым помещением или соответствующей единовременной выплатой для его приобретения, не принимаются.

Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры - в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры (п. 3.12 Положения от 2 октября 2018 г. № 624).

Как правильно отмечено судом, приведенными выше нормативными положениями установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 Закона о прокуратуре.

Доводов, влияющих на обоснованность решения суда, которые не были проверены судом первой инстанции, апелляционные жалобы и представления не содержат, а потому у судебной коллегии нет поводов для отмены законного и справедливого решения суда.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <дата> г. оставить без изменения, апелляционные представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры <адрес> и апелляционную жалобу ФИО147 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
29 июня 2023 г.

Председательствующий

Судьи

33-9365/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Медведевского района Республики Марий Эл
Прокурор Республики Марий Эл
Ответчики
Скворцова Ольга Владимировна
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Скворцов Никита Сергеевич
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Скворцов Сергей Борисович
Скворцов Павел Сергеевич
Другие
Управление по вопросам миграции МО МВД России "Медведевский"
Мингазов Раиль Шамильевич
Управление Росреестра по Республике Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
10.05.2023Передача дела судье
22.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023Передано в экспедицию
22.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее