Дело № 3а-209/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2021 г. г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Степановой М.Г., при секретаре Мининой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Фоменко В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Правительству ХМАО-Югры, ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, заинтересованные лица: Администрация города Лангепас, Администрация города Радужный,
УСТАНОВИЛ:
Фоменко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, указывая, что он является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес)
(адрес)
- земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес)
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 23.03.2016 в размере 38 164 291 руб. 23 коп. ФГБУ «ФКП Росреестра» как вновь учтенного объекта и отражена в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 23.03.2016.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 30.11.2018 ФГБУ «ФКП Росреестра» в размере 3081535 руб. 65 коп. как вновь учтенного объекта и отражена в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 30.11.2018.
Рыночная стоимость земельных участков согласно отчетам оценщика составляет:
- с кадастровым номером (номер) в размере 9 078 000 руб.;
- с кадастровым номером (номер) в размере 1 257 000 руб.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков нарушает, по мнению административного истца, его права при начислении земельного налога. В целях снижения налоговых платежей истец просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно отчетам оценщика.
Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, о причинах неявки не сообщили, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом.
Управлением Росреестра по ХМАО-Югре, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО представлены письменные пояснения по делу, в которых они просят рассмотреть дело без участия их представителей и принять решение по усмотрению суда.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО представлены письменные пояснения по делу, в которых учреждение указало, что не является надлежащим ответчиком, поскольку при определении кадастровой стоимости осуществило лишь перемножение утвержденного органом государственной власти показателя на площадь земельного участка и не является органом государственной власти, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Остальные лица, участвующие в деле, возражений не представили.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Фоменко В.В. является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес)
(адрес), что подтверждено выпиской из ЕГРН от 22.10.2020 (л.д.11-17);
- земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес), что подтверждено выпиской из ЕГРН от 17.09.2020 (л.д.15-18).
Из пояснений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 23.03.2016 в размере 38 164 291 руб. 23 коп. ФГБУ «ФКП Росреестра» как вновь учтенного объекта и отражена в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 23.03.2016.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 30.11.2018 ФГБУ «ФКП Росреестра» в размере 3081535 руб. 65 коп. как вновь учтенного объекта и отражена в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 30.11.2018.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из того, что административный истец является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков влияют на его права и обязанности и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать в суде те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленного требования административный истец представил в суд отчеты об оценке № 2286-10-2020-М/86-3 от 10.03.2021, № 2287-10-2020-М/86-2 от 10.03.2021 согласно которого итоговая величина рыночной стоимости земельных участков составляет:
с кадастровым номером (номер) в размере 9 078 000 руб.;
- с кадастровым номером (номер) в размере 1 257 000 руб.
В силу положений ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Анализ представленного истцом отчетов свидетельствует о их соответствии требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Исследовав представленный административным истцом отчеты, суд приходит к выводу о том, что они отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчеты которого мотивирован и не содержат противоречий.
Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости земельных участков или свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами вопреки требованиям ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании заявления административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с тем, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности датой подачи заявления физическими лицами считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию. С административным исковым заявлением истец обратился в суд 10.03.2021 (л.д. 3-9).
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес) по состоянию на 23.03.2016 в размере рыночной стоимости –9 078 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: Ханты(адрес) по состоянию на 30.11.2018 в размере рыночной стоимости - 1 257 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 10.03.2021.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра М.Г. Степанова
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра М.Г. Степанова
мотивированное решение изготовлено 06.04.2021