Дело №2-51/2022
УИД 91RS0022-01-2020-004453-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ФИО6-Асановичу, Администрации города Феодосии Республики Крым, кадастровому инженеру ФИО13, третьи лица ФИО3, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решений о выделении земельного участка в собственность недействительными, признании права собственности отсутствующим, признание реестровой ошибки, определении границ земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 в декабре 2020 года обратились в суд с иском к ФИО6-А., ФИО12 об истребовании имущества из незаконного владения, о признании недействительным результатов межевания земельного участка, об определении границ земельного участка, понуждении снести забор.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истцов от иска к ответчику ФИО12, в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований, производство по делу в указанной части, судом прекращено (т. 3 л.д. 34-35).
Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истцы обратились в суд с указанным иском в обоснование которого указывают, что ФИО1 на праве частной собственности на основании решения <данные изъяты> Щебетовского поселкового совета народных депутатов г.Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта на право частной собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу <адрес> кадастровый №. Ранее, в <данные изъяты> году этот же участок был ей выделен в безоплатное пользование для строительства жилого дома. На протяжении всего времени ФИО1 производила и производит оплату налога на землю за указанный земельный участок. В документах ФИО1 участок ФИО2 поименован как смежный. Как следует из текста государственного акта, соседним с ней участком является участок второго истца ФИО2, ранее принадлежавший его отцу ФИО5 на основании решения <данные изъяты> Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №. До получения в собственность земельный участок находился у ФИО5 в бессрочном пользовании на основании решения и договора о бессрочном пользовании от <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> был подарен истцу ФИО2 на основании договора дарения, зарегистрированного надлежащим образом в Госкомрегистре, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы обратились к кадастровым инженерам, которыми были изготовлены и предоставлены на регистрацию в Госкомрегистр межевые планы, однако в регистрации было отказано по причине того, что выявлено наложение границ их участков на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> принадлежащий ответчику ФИО6
Земельный участок предоставлен ФИО6 на основании решений Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданину Украины ФИО6.», решения Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в собственности гражданину Российской Федерации ФИО6 в порядке завершения оформления прав».
Земельный участок ФИО3 кадастровый № площадью <данные изъяты> кв.м отмежован и числится по адресу <адрес> Ранее, при выделении участка его адрес значился <адрес>. Согласно нумерации смежным участком является участок ФИО2, на который согласно данных публичной кадастровой карты налагается земельный участок ответчика ФИО6 с кадастровым номером №. Это же участок налагается на часть земельного участка ФИО1, следующего за участком ФИО2
В связи с чем, обращаясь в суд истцы просят, признать недействительными решение Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданину Украины ФИО6.», решение Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в собственности гражданину Российской Федерации ФИО6. в порядке завершения оформления прав»; признать право собственности ФИО6. на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> отсутствующим; признать наличие реестровой ошибки, исключить (аннулировать) из ЕГРН и Государственного кадастра недвижимости сведения о собственности, о границах и данные учета земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; установив границы земельных участков принадлежащих истцам в соответствии с выводами судебной землеустроительной и строительно – технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 3 л.д. 19-25).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, кадастровый инженер ФИО13 исключена из числа третьих лиц и привлечена в качестве соответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Стороны при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало.
От представителя истцом ФИО4 и представителя ответчика ФИО6. – ФИО8 в адрес суда поступили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Судебным разбирательством по делу установлено, что Решением Щебетовского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О наименовании улиц в поселке Щебетовка», <адрес> (участки 1 - 109) переименованы в микрорайон Карадагский №(т.1 л.д. 16).
Решением Щебетовского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и разрешения строительства жилого дома» гражданам разрешено строительство жилых домов на закрепленных за ними участках, в том числе ФИО1 на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> (т. 1, л.д. 36, т.2 л.д.202 - 203).
Решением Щебетовского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в частную собственность земельных участков», решено о передаче ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес>(т. 1 л.д. 64, т.2 л.д. 200 - 201).
На основании данного решения ФИО1 был получен Государственный акт на право частной собственности на землю серия № (т.1. л.д. 66).
Согласно указанного государственного акта ей принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес>. Указанный государственный акт был зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право частной собственности на землю за № ДД.ММ.ГГГГ (т.1 оборот л.д.66).
В разделе описание границ содержится указание: земли от Г до А – ФИО5, от Б до В – ФИО9
Данные ЕГРН содержат сведения о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу <адрес> кадастровый №.
Решением Щебетовского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» ФИО5 на закрепленном за ним земельном участке № площадью <данные изъяты>.м, расположенном по адресу: <адрес> разрешено строительство жилого дома (т.1. л.д. 21).
ФИО5 был оформлен договор и паспорт земельного участка (т.1. л.д. 20, 22 - 25).
Планом отвода земельного участка ФИО5 по <адрес> установлено, что смежными являются участки № и № (т.1. л.д. 27).
Решением Щебетовского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в частную собственность земельных участков» решено передать в собственность ФИО5 земельный участок в <адрес> (т.1 л.д. 19, т.2 л.д. 206-208).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ сделана регистрационная запись № о регистрации права собственности за ФИО2 на основании Договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м кадастровый №, расположенного по адресу <адрес> (т.1 л.д. 30).
Решением <данные изъяты> Щебетовского сельского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения земельных участков (<адрес>» утверждена схема расположения земельных участков массива <данные изъяты> которой была утверждена ранее существовавшая схема микрорайона <данные изъяты> (т.2. л.д. 81-83).
Третьим лицом – ФИО3 в ООО «Союз-плюс» был подготовлен Проект землеустройства по отводу земельного участка, предоставляемого в собственность по адресу<адрес>, который содержит в себе в графическом обосновании выкопировку из проекта застройки микрорайона <адрес>, позволяющий установить местонахождение участка по отношении к смежному участку № ФИО5 (т.2. л.д. 6, 8-38, т.2 л.д. 19, 29, 32, 34)
ДД.ММ.ГГГГ решением Щебетовского поселкового совета№ «Об утверждении материалов согласования границ земельного участка гражданину Украины ФИО3» были утверждены материалы согласования границ земельного участка <адрес> (т.2 л.д.23).
Решением Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка гражданину ФИО3» решено утвердить проект землеустройства и передать в собственность ФИО3 земельный участок площадью <данные изъяты> га, по адресу <адрес> (т.2 л.д. 5).
На основании решения было получено Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок (т.2 л.д. 39).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №-ЗРК).
Согласно ст. 7 Закона №-ЗРК, разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно ч.1 ст. 13 Закон №-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно ч.5 ст. 13 Закон №-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В соответствии со статьей 31 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно статье 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии ч.2 ст.11 Земельного Кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.25 ЗК РФ и ст.26 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч.3 ст.61 Закона о недвижимости воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акт: обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда ос исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" определено, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона.
Между тем, согласно ч.4.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой, определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Так судом установлено, что решением <данные изъяты> Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданину Украины ФИО6.» разрешено гражданину Украины ФИО6 составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в <адрес> (т.3 л.д. 58).
Решением <данные изъяты> Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ № был продлен до ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д. 59).
При этом, как следует из документации по отводу земельного участка, изготовленной ООО «Югмортранссервис», отводился земельный участок площадью <данные изъяты> га с присвоением другого адреса: <адрес>, смежным с ним участком является участок, принадлежащий ФИО3 (т.2 л.д. 61-75).
Постановлением Администрации г.Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в собственность гражданину Российской Федерации ФИО6. в порядке завершения оформления прав», земельный участок, площадью 800 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в собственность ФИО6. (т.3 л.д. 51).
В соответствии с абз. 3 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав является наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № на который накладывается земельный участок, принадлежащий ФИО6 зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Государственному акту на право собственности на земельный участок серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения <данные изъяты> Щебетовского поселкового совета народных депутатов города Феодосии, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, принадлежит ФИО1.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны истцов была назначена судебная землеустроительная и строительно – техническая экспертиза (т.2 л.д. 86-88).
Согласно выводам судебной землеустроительной и строительно – технической экспертизы, проведенной ООО «Крымское специализированное учреждение судебной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что земельный участок, принадлежащий ФИО6 площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> частично накладывается на земельный участок ФИО1, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № – наложение составило <данные изъяты> кв.м и частично накладывается на земельный участок ФИО2, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> – наложение составило <данные изъяты> кв.м (т.2 л.д. 129).
Учитывая п. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ, имеет место реестровая ошибка в указании места расположения межевых границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО6
Для исправления реестровой ошибки требуется исключить из Государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 90:24:050101:533 (т.2 л.д. 99-137).
Указанное экспертное заключение оформлено надлежащим образом, соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, обосновано, выводы эксперта представляются суду ясными и понятными. Экспертное исследование полностью соответствует требованиям гражданско-процессуального закона и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», удостоверено подписью эксперта, имеющего достаточный стаж работы и надлежащую квалификацию, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Выводы эксперта являются категоричными и мотивированными, сомнений в правильности и обоснованности заключения нет.
При этом постановление Администрации г.Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в собственность гражданину Российской Федерации ФИО6 в порядке завершения оформления прав» является незаконным и подлежащим отмене по причине того, что данным решением с утвержденной ранее схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории был сформирован земельный участок в установленных границах с передачей на него права собственности ФИО6. при его полном наложении на участки истцов, владеющих данными участками на основании права собственности, имеющих статус ранее учтенных, в нарушение требований Закона N 38-ЗРК и Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313, которыми утвержден порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
В соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" наличие пересечений границ земельного участка с границами другого земельного участка является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
До устранения пересечения границ земельного участка, в том числе, невозможно совершить и зарегистрировав сделку с таким объектом недвижимости. Заключениями кадастровых инженеров ФИО10 и ФИО11 установлено полное наложение земельного участка ФИО6-А. на земельные участки ФИО2 и ФИО1 (т.1 л.д. 44-48).
Земельный участок был сформирован Администрацией г.Феодосии Республики Крым из земель частной собственности, что является недопустимым и противоречит вышеперечисленным нормам права, в связи с чем постановление о передаче в собственность земельного участка ФИО6 следует признать недействительным.
В свою очередь требования истцов о признании права собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> отсутствующим, суд считает излишне заявленными и не подлежащими удовлетворению
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона о недвижимости).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта- план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости).
В соответствии со ст.15 Закона «О государственной регистрации недвижимости» устанавливать границы земельных участков вправе собственники таких объектов недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и необходимых в соответствии с ч.4 ст.18 Закона «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления такого учета документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч.3 ст.22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст.39 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с положением ч.1 ст.43 Закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Закона о недвижимости требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).
В силу ч. 8 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком: земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из обстоятельств дела, ответчик ФИО6 владеет земельным участком, входящим в состав земельных участков истцов.
Поскольку, как указано выше, межевой план земельного участка с кадастровым номером № составлен с нарушениями закона, внесенные сведения о границах данного земельного участка подлежат исключению из Государственного кадастра недвижимости, одновременно с установлением границ земельных участков, принадлежащих истцам.
При этом требования искового заявления о признании недействительными решения <данные изъяты> Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданину Украины ФИО6.», решения <данные изъяты> Щебетовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворению не подлежат, поскольку указанными решениями границы земельного участка предоставленного ФИО6., не установлены, проект землеустройства по отводу земельного участка в границах земельных участков истцов не утверждался, право ответчика на предоставление ответчику земельного участка в собственность из земель, не переданных в собственность или постоянное пользования истцами не оспаривается, в связи с чем, данные решения органа местного самоуправления не нарушают права истцов.
Доводы представителя ответчика о том, что земельные участки, принадлежащие истцам были у них изъяты, в связи с чем, земельный участок в указанных границах был передан ФИО6. проверялись судом, при этом своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, что усматривается из ответов Администрации г. Феодосии Республики Крым, Щебетовским территориального отдела Управления территорий Администрации города Феодосии Республики Крым, муниципального архива Администрации города Феодосии Республики Крым (т. 2 л.д. 213-232, т. 3 л.д. 18).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш ИЛ:
Исковое заявление ФИО1 и ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать недействительным Постановление Администрации г.Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в собственность гражданину Российской Федерации ФИО6. в порядке завершения оформления прав» на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Признать недействительными результаты межевания и исключить из Единого государственного реестра недвижимости и Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>.
Установить границы принадлежащего ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес> кадастровым номером № согласно следующих межевых границ:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Установить границы принадлежащего ФИО2 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес> кадастровый № согласно следующих межевых границ:
№ | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН и ГКН сведений о местоположении границ земельных участков в отсутствие заявлений правообладателей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Стародуб П.И.