Дело № 2-927/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Демидович С.М., при секретаре Иванченко Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре **.**.** гражданское дело по иску Перминовой Н.И. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании недействительным распоряжения руководителя администрации №... от **.**.** в части исключения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставить благоустроенную квартиру,
установил:
Перминова Н.И. обратилась в суд с заявлением к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании недействительным распоряжения руководителя администрации №... от **.**.** в части исключения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставить благоустроенную квартиру. В обоснование требований указано, что истец с **.**.** года состояла в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с **.**.** года в льготной очереди как многодетная семья. **.**.** распоряжением №... руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Перминова Н.И. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, на которых гражданин был поставлен на учет. Полагает, что имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, основания, по которым ее семья была включена в списки очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не отпали, указывает, что дом находится в аварийном состоянии, что создает угрозу для жизни ее семьи в указанном жилом помещении.
В судебном заседании истец Перминова Н.И. на заявленных требованиях настаивала, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рябцев Д.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что истец была снята с учета граждан, поскольку отпали основания, по которым ее семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно истец и ее муж в настоящее время обеспечены нормой жилой площади, предусмотренной законодательством. К категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения истец не относится.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца – Перминов М.И., исковые требования истца поддержал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании заявления Перминовой Н.И. от **.**.** ее семья с составом ... человека: Перминова Н.И., Перминов М.И., **.**.** г.р. – муж; ФИО4, **.**.** г.р. – сын; ФИО5, **.**.** г.р. – сын, была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь.
На момент подачи заявления Перминова Н.И. вместе с членами семьи проживала в жилом помещении расположенном по адресу ..., общей площадью ....м.
Согласно справке Управляющего домами треста «Бумпромстрой» от **.**.**, Перминова Н.И., а так же члены её семьи стали проживать в жилом помещении, расположенном по адресу ..., общей площадью ... кв.м.
В **.**.** году, в жилом помещении, расположенном по адресу ... качестве члена семьи был зарегистрирован ФИО6, **.**.** г.р.- сын Перминовой Н.И.
В соответствие со ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающей, что матери, которые имеют звание «Мать-героиня», многодетные семьи (имеющим трех и более детей) и одинокие матери обладают первоочередным правом получения жилых помещений, и на основании письменного заявления Перминовой Н.И. от **.**.**, семья Перминовой Н.И. поставлена на учет в очередь на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке по категории «многодетная семья».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенной нормы права следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.п. 1, 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета ( п. 1 ч. 1 ст. 56);
- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ( п. 3 ч. 1 ст. 56);
- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (п. 4 ч. 1 ст. 56);
- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома ( п.5 ч. 1 ст. 56);
- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6 ч. 1 ст. 56).
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
До введения в действие Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Республики Коми осуществлялось в соответствии Постановлением Совета министров Коми АССР № 315 от 17.12.1984, Постановлением Совета Министров Коми АССР и областного совета профсоюзов от 12.03.1992 года №132, Указом Главы РК от 27.05.1999 №190 с 01.01.1985 утверждены и введены в действие Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми.
Согласно п.п. «а» п. 8 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда – 7 и менее квадратных метров.
Пунктом 27 указанных Правил предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствие с ч.2 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 №20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения равная 10,5 кв.м общей площади жилого помещения.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Перминова Н.И. с составом семьи ... человека до 1 марта 2005 года состояла в соответствии с пунктом 8 статьи 36 ЖК РСФСР в очереди на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке по категории многодетных семей, а с **.**.** по **.**.** в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ за ней сохранялось право состоять в очереди на улучшение жилищных условий на общих основаниях, поскольку данное право не было реализовано.
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... Перминова Н.И. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи свыше установленной нормы.
Так, согласно справке от **.**.**, предоставленной СУНиСЖ ЭМУП «Жилкомхоз», в жилом помещении, расположенном по адресу ..., общей площадью ... кв.м (жилая площадь = ... кв.м), основным нанимателем которого является Перминова Н.И. зарегистрированы и проживают: Перминова Н.И., **.**.** г.р. – основной наниматель; Перминов М.И., **.**.** г.р. – муж.
Таким образом, по состоянию на **.**.** на каждого члена семьи нанимателя Перминовой Н.И. (в том числе основного нанимателя) приходиться по ... кв.м ... жилой площади, что превышает установленную Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 №20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетную норму площади жилого помещения равную ... кв.м.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что семья Перминовой Н.И., в состав которой входят сама Перминова Н.И. и ее муж Перминов М.И., утратила основания, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и в настоящее время не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доказательств обратного суду истцами не предоставлено. В связи с чем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности Распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** № №... и об отсутствии оснований для признания его недействительным и подлежащим отмене.
Разрешая требования истца о предоставлении благоустроенной квартиры во внеочередном порядке суд исходит из следующего.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Так, согласно п. 1 ч. 2 приведенной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания указанной нормы следует, что одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди, поскольку дополнительно должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу абз. 3, 4, 5 пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
По пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан
Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу положений пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Пунктом 33 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, которыми являются наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с пунктом 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из акта обследования и заключения Межведомственной комиссии администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... на момент обследования выявлено следующее: жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, в секции с общей кухней, туалетом, в деревянном 2-х этажном здании на первом этаже, расположенном в жилой зоне. Жилое помещение обеспечено инженерными системами (электроснабжение, отопление), горячее и холодное водоснабжение, канализация подведены в места общего пользования. Инженерные системы находятся в рабочем состоянии. В комнате по полам наблюдается незначительные уклоны. В местах общего пользования в **.**.** году проведен выборочный капитальный ремонт стен, заменен оконный блок в кухне, проведена замена трубопровода ХВС.
Комиссией рекомендовано заменить окладные и рядовые венцы внешних стен, с заменой «черного» пола в комнатах.
Межведомственная комиссия отнесла жилое помещение к категории пригодного для проживания.
Оснований не доверять заключению Межведомственной комиссии у суда не имеется.
Оценивая доводы истца применительно к приведенным правовым нормам, суд не усматривает правовых и фактических оснований для возложения на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить Перминовой Н.И. жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Учитывая изложенное, и, руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Перминовой Н.И. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании недействительным распоряжения руководителя администрации №... от **.**.** в части исключения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании восстановить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о предоставлении благоустроенной квартиры отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.** года
Судья – С.М Демидович
Копия верна. Судья-