Дело №а-2693/2021
61RS0№-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Студенской Е.А.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском кФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01.01.2017 г. и за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 36351,24 рубля.
В обоснование данного иска административный истец указал на то, что должник в качестве индивидуального предпринимателя в 2020 году прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения. Требованием от ДД.ММ.ГГГГ № должнику было предложено уплатить страховые взносы и пени за 2019 год. В добровольном порядке указанные требования административным ответчиком не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском административным истцом срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
До настоящего времени задолженность по страховым взносам не погашена.
Административный истец просит взыскать с ФИО1, ИНН 616202166274 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды - до ДД.ММ.ГГГГ и за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 36351,24 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела уведомлен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также о восстановлении пропущенного срока подачи документов на взыскание недоимки в связи с возникшей необходимостью проверки расчетов задолженности и подготовки документов для направления в суд заявления в отношении административного ответчика.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако, судебное уведомления возвращено в адрес суда без вручения адресату по причине истечения срока хранения.
Суд признаёт надлежащим извещение административного ответчика, так как в силу положений п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых, положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», следует, что по смыслу пункта 1 статьи165.1 ГК РФюридически значимое сообщение гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации, по месту жительства или пребывания, либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи165.1 ГК РФ). В свою очередь, п.67 этого же Пленума закрепил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Дело в отсутствие не явившихся сторон рассмотрено в порядке ст.150 КАС РФ. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст.286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п.п. 1 п. 1 ст.23 НК РФналогоплательщики обязаны уплачивать законом установленныеналоги.
В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №250-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ все вопросы исчисления и уплатыстраховыхвзносов регулируются главой 34 части 2 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 419 ГК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Индивидуальные предприниматели, в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 430 НК РФ, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23400 рублей за расчетный период 2017 года, 26545 рублей за расчетный период 2018 года и 29354 рублей за расчетный период 2019 года,в фиксированном размере 32448 руб.- за 2020год.
Фиксированные платежи для ИП на ОМС составляют (пп.2п.1 ст. 430 НК РФ): 5840 руб. - за 2018 г., 6 884 руб. –за 2019 г., 8426 руб. – за 2020 г.
В силу требований п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Обязанность индивидуальных предпринимателей самостоятельно исчислять суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, предусмотрена п. 1 ст. 432 НК РФ.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Таким образом, налоговым законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возлагается обязанность по уплате страховых взносов в Фонд обязательного пенсионного страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения статуса индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20). Следовательно, административный ответчик являлся страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы.
Административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате страховых взносов, содержащее сведения о необходимости уплаты взносов в Федеральный фонд обязательного пенсионного страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, о сроке уплаты страховых взносов и размере недоимки (л.д. 10-11). Факт направления требования подтверждается реестром заказных писем (л.д. 12).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу требований п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой административным ответчиком сумм исчисленных страховых взносов административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
23.06.2021г. мировым судьей судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> вынесено определение об отказе в принятии заявления ИФНС России № по <адрес> о взыскании недоимки с ФИО1 страховых взносов в общей сумме 36351,24 руб., в связи с пропуском шестимесячного срока, установленного статьей 48 НК РФ.
На основании пунктов 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании пункта 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинается с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012г. №-О-О).
Судом установлено, что срок для исполнения обязанности по уплате страховых взносов был установлен административному ответчику в требовании об уплате страховых взносов № до ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ
В суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Заявленная ко взысканию сумма страховых взносов составляет 53990,05 руб.
Шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании недоимки по страховым взносам истек ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес> обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ с существенным нарушением срока для такого обращения.
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Суд, рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи искового заявления считает его подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Всилуабз.4пункта2статьи48НалоговогокодексаРоссийскойФедерации пропущенныйпоуважительнойпричинесрокподачизаявленияовзысканииможетбытьвосстановленсудом.
В соответствии со ст.95Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам,пропустившимустановленный данный кодексом процессуальныйсрокпо причинам, признанным судом уважительными,пропущенныйсрокможетбытьвосстановлен.
В то же время, в силу положений действующего административного иналоговогозаконодательства обязанность представить доказательства того, чтосрокпропущенпо уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный закономсрок,возлагаетсянапоследнего. В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (п. 6 ст. 289 КАС РФ).
Никаких доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Судом также не установлено наличие непреодолимых обстоятельств, не позволивших истцу обратиться с настоящим административным иском в установленный законом срок.
Внутренние организационные причины, которые могли повлечь несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного законом срока.
Пропуск срока подачи административного искового заявления является основанием для отказа в его удовлетворении.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам на общую сумму 36351,24 рубля - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ