2а-862/2022 ... |
|
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
19 июля 2022 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Макаровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хабибуллина В.В. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания, ФКУ ИК-31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Хабибуллин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-31), в котором просил признать условия его содержания в период с 09.08.2019 по 14.02.2020 ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 рублей.
Требования Хабибуллина В.В. мотивированы:
- недостаточностью жилой площади в расчете на одного осужденного в камерах ЕПКТ с учетом имеющейся мебели и отсекающей решетки,
-недостаточной площадью прогулочных дворов и несоответствие их конструкции действующим нормативам,
- отсутствием смывных бачков в санузлах, что в совокупности с отсутствием вентиляции приводит к невозможности нахождения в камере из-за зловония,
- несоответствием конструкции коек действующим стандартам, поскольку к каркасу кроватей приварены столы и места для сидения, в то время как стол, скамья и табурет, прикрепленные к полу, в камерах отсутствуют, что создает неудобство в быту.
Изложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о бесчеловечных условиях отбывания наказания, причиняющих страдания истцу, подлежащих денежной компенсации.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания России, в качестве заинтересованного лица - ....
ФКУ ИК-31 на исковое заявление поданы возражения, в которых просили в удовлетворении требований Хабибуллина В.В. отказать в полном объеме.
Административный истец Хабибуллин В.В. в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, в исковом заявлении о рассмотрении дела с его участием не заявлял.
Административные ответчики ФКУ ИК-31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний, заинтересованное лицо ... своих представителей для участия в судебном заседании при надлежащем извещении не направили.
Исследовав материалы дела, в том числе представленную административным ответчиком видеозапись помещений ФКУ ИК-31, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и ограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение прав и свобод осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
Государство должно гарантировать, что лицо содержится под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей.
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов. Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст.74, ч.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение осужденных в ШИЗО, а также перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года.
Являясь мерой дисциплинарного взыскания, перевод в ЕПКТ/ШИЗО предполагает отбытие осужденными наказания в специально установленных для этого условиях, режим содержания в которых характеризуется повышенной степенью ограничений.
Как следует из материалов дела, осужденный Хабибуллин В.В., как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания, в период с 09.08.2019 по 13.02.2020 содержался в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Поскольку с сентября 2017 года и до настоящего времени Хабибуллин В.В. отбывает наказание в учреждениях системы исполнения наказаний, срок для предъявления настоящего искового заявления не является пропущенным.
Условия содержания осужденных к лишению свободы в единых помещениях камерного типа и одиночных камерах определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, главой 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 16.12.2016 №295 (действующие в спорный период, далее – Правила), Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» (далее - Наставления), Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее – Приказ ФСИН России № 512), Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)», Приказом ФСИН России № 407 от 26.07.2007 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные изделия) для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России (далее – Приказ ФСИН России № 407), Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 №130/дсп (в период его действия).
Согласно ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерациинорма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, в частности может свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели (абз.2 п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В целях проверки доводов административного истца относительно имеющихся в ЕПКТ ФКУ ИК-31 нарушений условий содержания, судом была истребована видеозапись оснащения камер, исследованная в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что общая площадь камер ЕПКТ ФКУ ИК-31, рассчитанная на 4 человек, составляет 15,14 кв.м, жилая –13,62 кв.м; общая площадь камер ШИЗО, в которой содержатся по два человека, – 11,5-10,2 кв.м, жилая – 8,5-8,7 кв.м, следовательно, площадь на одного осужденного превышает 2 кв.м, что соответствует ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленной ответчиком видеозаписи помещений ФКУ ИК-31, камеры ЕПКТ в соответствии с приложением № 2 раздела II Приказа ФСИН России № 512 оборудованы откидными металлическими койками, тумбочкой, столами и местами для сидения, табуретом, умывальником, навесным шкафом, подставкой под бак с питьевой водой, отгороженным санузлом.
В соответствии с п.16.3.3 СП308.1325800.2017, утвержденного Приказом Минстроя № 1454/пр, для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер ЕПКТ/ШИЗО предусмотрено устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.
В соответствии с пп.10 п.20 Наставления в камерах ЕПКТ устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
В соответствии с данными Наставлениями решетка оконная камерная отсекающая устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камерных и карцерных помещений.
В соответствии с подп.8 п.32 Наставления окна в камерах ЕПКТ/ШИЗО оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
Из видеозаписи камер исправительного учреждения и информации ФКУ ИК-31 следует, что для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6 м.
Имеющиеся в камерах ЕПКТ/ШИЗО предметы обихода и мебель, отсекающие решетки передвижению по камере не препятствуют и их наличие о недостатке площади камер не свидетельствует.
Таким образом, наличие отсекающих решетчатых перегородок как на окнах, так и от оконной стены, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и не может рассматриваться как незаконное.
Согласно п.16.2.8 СП 308.1325800.2017 оконные блоки в камерах ЕПКТ для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание - максимально под углом 45° к плоскости пола). Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях. Оконные проемы следует располагать максимально приподнятым к потолку камер (п. 17.14 СП 308.1325800.2017).
Представленной ответчиком информацией и исследованной видеозаписью подтверждается, что окна в камерах открываются в горизонтальной плоскости с помощью специального механизма, представляющего собой металлическую ручку для регулировки положения створки окна, каких-либо препятствий, ограничивающих доступ к регулированию притвора окна, либо невозможность открытия форточки без причинения вреда здоровью (...), на что ссылался административный истец в иске, из видеозаписи не усматривается; градус откидывания форточки достаточен для проветривания помещения камеры.
Ограничение градуса открывания окон, не позволяющее распахнуть его полностью, связано с принятием ФКУ ИК-31 мер безопасности, во избежание передачи (перебросов) предметов через окно из камеры в камеру.
Таким образом, возможность открывания осуждёнными форточек в пределах, предусмотренных п. 16.2.8 СП 308.1325800.2017, имеется и находится в свободном доступе.
Как отмечается в абз.2 п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, может свидетельствовать отсутствие либо недостаточность вентиляции.
Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64) предусмотрено, что естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Согласно справке ИК-31, вентиляция камер ЕПКТ осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер.
Из видеозаписей, выполненных по запросу суда в камерах ЕПКТ, видно, что во всех камерах имеются окна, оборудованные специальным механизмом открывания, регулирующим приток воздуха в камеры, а также вытяжные отверстия вентиляционных каналов, расположенные в туалетах и непосредственно камерах.
Кроме того, для обеспечения более качественного воздухообмена камеры ЕПКТ оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что подтверждается справкой начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-31 и видеозаписью работы системы вентиляции с механическим побуждением, которая поддерживается в работоспособном состоянии.
Таким образом, доводы истца о том, что система вентиляции не обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ЕПКТ, являются несостоятельными.
Из видеозаписей, выполненных в камерах ЕПКТ/ШИЗО по запросу суда, видно, что в отгороженных санузлах камер имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию.
Согласно п.19.2.6 СП308.1325800.2017 допускается оборудование камер керамическими унитазами. При этом не регламентировано обязательное наличие смывного бачка.
На видеозаписях видно, что туалеты не оборудованы смывными бачками, однако смыв обеспечивается путем открытия вентиля на трубе системы централизованного холодного водоснабжения.
Данный способ смыва не противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, система смыва является функционально достаточной.
Таким образом, с учетом изолированности санузла от спального помещения камер, наличия вытяжки в камере и в санузле, а также естественной вентиляции, довод о наличии канализационного запаха в камере несостоятелен.
В соответствии с пп. 10 п. 32 Наставления ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или наглухо прикрепленными к полу скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом.
Камерные столы и места для сиденья в камерах ФКУ ИК-31 приварены к металлическому каркасу откидных кроватей, места для сиденья рассчитаны на каждого пребывающего в камере (4 штуки в ЕПКТ, 2 - в ШИЗО), сиденье в соответствии с п.12 Приказа ФСИН № 407 служит, помимо основного предназначения, опорой для откидных коек.
Столы камерные (2 шт. в ЕПКТ, 1 - в ШИЗО), размером 440*620 мм, состоят из металлического каркаса и деревянной столешницы, крепятся от пола на расстоянии 850 мм.
Койка откидная двухъярусная с металлическим настилом, которыми оборудованы камеры ЕПКТ ФКУ ИК-31, соответствует требованиям, предъявляемым к таким изделиям п.12.3 Приказа ФСИН России № 407. Так, откидные койки крепятся к стене со сквозным пробоем стен путем сваривания металлоконструкций между конструктивными элементами. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45*45*4 мм, с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50*4, размеры полотен 740*1880 мм.
Тот факт, что столы и места для сидения приварены не к полу, а к корпусу откидных коек, о нарушении прав истца не свидетельствует, действие положений законодательства о прочном креплении расположенных в камерах столов и стульев, продиктованных необходимостью соблюдения требований безопасности, в ФКУ ИК-31 обеспечено. Каких-либо деформаций каркаса откидной койки из-за нагрузки на неё приваренных столов и мест для сиденья из видеозаписи не усматривается.
Таким образом, Хабибуллин В.В. был обеспечен индивидуальным спальным местом, местами для сиденья и приема пищи, отвечающим требованиям к конструктивным особенностям.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, водворенные в штрафной изолятор, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час; находящиеся в ЕПКТ – 1,5 часа.
Факт предоставления прогулок и их продолжительность Хабибуллиным В.В. не оспаривался, в качестве основания для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания истцом указывалось на недостаточность площади прогулочных дворов и их конструктивные особенности.
Требования Хабибуллина В.В. относительно несоответствия условий для прогулок удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В силу подп.14 п.32 Наставления, к зданию ЕПКТ примыкают прогулочные дворы. Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными или железобетонными. В середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу. Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.
Согласно информации ФКУ ИК — 31, а также подтверждено видеозаписью, при ЕПКТ функционирует 8 прогулочных дворов всесезонной эксплуатации. Наружные и внутренние стены прогулочных дворов учреждения выполнены из железобетонных плит и кирпича, что соответствует нормативным требованиям. Полы в прогулочных двориках выполнены из бетона с учетом эксплуатационных и климатических воздействий и специальных требований, толщиной не менее 100 мм. В прогулочных двориках предусмотрен открытый потолок из арматурной решетки и козырька для защиты от атмосферных осадков. В середине каждого прогулочного двора установлена скамейка.
Из материалов дела следует, что размер прогулочного двора ЕПКТ ФКУ ИК-31 составляет 12 кв.м, что отвечало действовавшим на дату ввода в эксплуатацию здания в ... году и дату проведения капитального ремонта здания в ... году специальным нормативам, в том числе и пункту 19 (таблица 14) Приказа Минюста РФ от 2 июня 2003 года №130/дсп «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исправительной системы Минюста РФ», предусматривавшего размер дворов не менее 12 кв.м.
С апреля 2018 года введен в действие «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 №1454/пр, в соответствии с п.14.4.4 которого размер прогулочных дворов в ЕПКТ по площади должен рассчитываться 6 кв.м на одного осужденного и составлять не менее 20 кв.м.
Согласно п.1.1 СП 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Из содержания Приказа №1454/пр, на который ссылается истец, не следует, что приведенные в нем нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до его издания.
Из представленной ответчиком информации также следует, что осужденные выводятся гулять покамерно, однако во время прогулки в каждом прогулочном дворе могут одновременно находится не более двух осужденных.
Учитывая, что на прогулку осужденные выводятся покамерно, но не более чем по 2 человека, на одного заключенного приходится по 6 кв.м площади прогулочного двора, что соответствует действующим нормативам.
О наступлении каких-либо негативных для себя последствий ввиду недостаточности площади прогулочных дворов, составляющих менее 20 кв.м, истец не ссылался.
Таким образом, довод истца о том, что организация исправительным учреждением прогулок в прогулочных дворах ЕПКТ препятствует полноценному пребыванию осужденных на свежем воздухе, отклоняется как несостоятельный.
В соответствии с ч.5 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что нарушений предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания Хабибуллина В.В. в исправительном учреждении не допущено, фактов, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении с Хабибуллиным В.В., нарушении административными ответчиками его прав и свобод в ходе рассмотрения дела не установлено, соответственно, его исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Хабибуллина В.В. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания, ФКУ ИК-31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании условий содержания в период с 19.08.2019 по 13.02.2020 ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Н.Таскаева
...