Решение по делу № 2-653/2024 от 26.06.2024

Дело № 2-653/2024

51RS0017-01-2024-000730-32

Принято в окончательной форме 29 июля 2024 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 июля 2024 года п. Никель

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алимовой Е.В.,

при помощнике судьи Рыжих А.А.

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Лобейко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская ЦРБ» об обязании провести техническое обследование состояния здания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская ЦРБ» об обязании провести техническое обследование состояния здания.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Печенгского района Мурманской области проведена проверка соблюдения прав граждан при предоставлении услуг объектами здравоохранения в деятельности ГОБУЗ «Печенгкая ЦРБ», по результатам которой установлено, что учреждение на праве оперативного управления осуществляет эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором осуществляется оказание медицинской помощи и размещены *.*.*, осуществляющие работу в режиме круглосуточного стационара. Здание введено в эксплуатацию в *.*.* году, технический паспорт составлен *.*.*. Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, в ходе проверки не установлено

Ссылаясь на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» в срок до *.*.* произвести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций и применением средств технической диагностики.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лобейко Е.Ю. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, мнение по иску не представил.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерство здравоохранения Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указав, что возражает против привлечения Министерства в качестве соответчика, поскольку ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества, возможно и целесообразно часть средств, полученных от приносящей доход деятельности, направлять на обследование технического состояния имущества, переданного в оперативное управление.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства имущественных отношений Мурманской области, правительства Мурманской области, ГОКУ «ЦТИ», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, мнения по иску не подставили.

Заслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты жизни и здоровья. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, которыми являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.

Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частями 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.

Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и
технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и
социально-культурногоназначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.

Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что поадресу: <адрес> находится здание Больницы-поликлиники, построенное *.*.* году, которое передано на праве оперативного управления ответчику ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» (л.д 31).

Прокуратурой Печенгского района Мурманской области на основании решения прокурора от *.*.* была проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации зданий, в которых оказывается медицинская помощь населению в отношении ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» (л.д. 112), по результатам которой было установлено, что в деятельности ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» имеется нарушение, поскольку техническое обследование здания в установленном порядке с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики учреждением в рамках эксплуатационного контроля в нормативно установленные сроки не проводилось, что не обеспечивает безопасные условия оказания медицинских услуг.

В соответствии с п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011), обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Согласно п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет. Кроме того, в силу пункта 4.4 названного стандарта обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19 указанного ГОСТ).

Согласно техническому паспорту на здание больницы-поликлиники (л.д 8-27), составленному Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации <адрес> *.*.*, в разделе VI «Описание конструктивных элементов здания и определение износа» содержатся сведения о конструктивных элементах и их техническом состоянии на дату проведения технической инвентаризации и составления технического паспорта, определен процент износа каждого конструктивного элемента и здания в целом 34% на *.*.*.

Информации о том, что данные сведения внесены на основании технического обследования здания силами специализированной организации, оснащенной современной приборной базой, технический паспорт не содержит.

Из акта обследования технического состояния здания больницы-поликлиники от *.*.* следует, что комиссией ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в составе главного врача Я.С.Н., начальника хозяйственного отдела М.В.Е., заведующего хозяйством А.Н.Н., слесаря-сантехника хозяйственного отдела В.В.А., проведено визуальное обследование технического состояния объекта недвижимого имущества, в результате визуального осмотра комиссия пришла к заключению, состояние здание удовлетворительное, требуется капитальный ремонт (л.д 33).

Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что техническое обследование здания лечебного учреждения с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля с 1962 года, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, до настоящего времени не проведено, следовательно, выявленные в деятельности ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания всех посетителей и сотрудников ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», что может повлечь угрозу их жизни и здоровью.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия получения медицинской помощи в амбулаторных и стационарных (с круглосуточным пребыванием пациентов), причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права граждан на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия получения медицинской помощи.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», учредителем и собственником имущества учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области – Министерство здравоохранения Мурманской области, полномочия собственника имущества Учреждения осуществляют Правительство Мурманской области, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Министерство здравоохранения Мурманской области. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Мурманской области.

Учреждение находится по адресу: <адрес>, является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства. Учреждение от своего имени приобретает имущественные права и несет обязательства, выступая истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Устава целью создания Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, сохранение и укрепление состояния здоровья населения Мурманской области.

Пунктом 3.11 Устава определено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности в установленном порядке могут расходоваться, в том числе, на работы, услуги по содержанию имущества.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», являясь самостоятельным юридическим лицом, которому на праве оперативного управления передано здание, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по производству обследования технического состояния здания с привлечением специализированной организации и применением средств технической диагностики на ответчика ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ».

На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным установить ответчику, срок исполнения решения суда до*.*.*.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская ЦРБ» об обязании провести техническое обследование состояния здания – удовлетворить.

Обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Печенгская ЦРБ» в срок до *.*.* провести техническое обследование здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.

Ответчик вправе подать в Печенгский районный суд Мурманской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.В. Алимова

Дело № 2-653/2024

51RS0017-01-2024-000730-32

Принято в окончательной форме 29 июля 2024 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 июля 2024 года п. Никель

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алимовой Е.В.,

при помощнике судьи Рыжих А.А.

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Лобейко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская ЦРБ» об обязании провести техническое обследование состояния здания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская ЦРБ» об обязании провести техническое обследование состояния здания.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Печенгского района Мурманской области проведена проверка соблюдения прав граждан при предоставлении услуг объектами здравоохранения в деятельности ГОБУЗ «Печенгкая ЦРБ», по результатам которой установлено, что учреждение на праве оперативного управления осуществляет эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором осуществляется оказание медицинской помощи и размещены *.*.*, осуществляющие работу в режиме круглосуточного стационара. Здание введено в эксплуатацию в *.*.* году, технический паспорт составлен *.*.*. Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, в ходе проверки не установлено

Ссылаясь на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» в срок до *.*.* произвести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций и применением средств технической диагностики.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лобейко Е.Ю. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, мнение по иску не представил.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерство здравоохранения Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указав, что возражает против привлечения Министерства в качестве соответчика, поскольку ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества, возможно и целесообразно часть средств, полученных от приносящей доход деятельности, направлять на обследование технического состояния имущества, переданного в оперативное управление.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства имущественных отношений Мурманской области, правительства Мурманской области, ГОКУ «ЦТИ», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, мнения по иску не подставили.

Заслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты жизни и здоровья. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, которыми являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.

Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частями 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.

Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и
технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и
социально-культурногоназначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.

Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что поадресу: <адрес> находится здание Больницы-поликлиники, построенное *.*.* году, которое передано на праве оперативного управления ответчику ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» (л.д 31).

Прокуратурой Печенгского района Мурманской области на основании решения прокурора от *.*.* была проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации зданий, в которых оказывается медицинская помощь населению в отношении ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» (л.д. 112), по результатам которой было установлено, что в деятельности ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» имеется нарушение, поскольку техническое обследование здания в установленном порядке с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики учреждением в рамках эксплуатационного контроля в нормативно установленные сроки не проводилось, что не обеспечивает безопасные условия оказания медицинских услуг.

В соответствии с п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011), обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Согласно п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет. Кроме того, в силу пункта 4.4 названного стандарта обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19 указанного ГОСТ).

Согласно техническому паспорту на здание больницы-поликлиники (л.д 8-27), составленному Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации <адрес> *.*.*, в разделе VI «Описание конструктивных элементов здания и определение износа» содержатся сведения о конструктивных элементах и их техническом состоянии на дату проведения технической инвентаризации и составления технического паспорта, определен процент износа каждого конструктивного элемента и здания в целом 34% на *.*.*.

Информации о том, что данные сведения внесены на основании технического обследования здания силами специализированной организации, оснащенной современной приборной базой, технический паспорт не содержит.

Из акта обследования технического состояния здания больницы-поликлиники от *.*.* следует, что комиссией ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в составе главного врача Я.С.Н., начальника хозяйственного отдела М.В.Е., заведующего хозяйством А.Н.Н., слесаря-сантехника хозяйственного отдела В.В.А., проведено визуальное обследование технического состояния объекта недвижимого имущества, в результате визуального осмотра комиссия пришла к заключению, состояние здание удовлетворительное, требуется капитальный ремонт (л.д 33).

Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что техническое обследование здания лечебного учреждения с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля с 1962 года, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, до настоящего времени не проведено, следовательно, выявленные в деятельности ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания всех посетителей и сотрудников ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», что может повлечь угрозу их жизни и здоровью.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия получения медицинской помощи в амбулаторных и стационарных (с круглосуточным пребыванием пациентов), причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права граждан на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия получения медицинской помощи.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», учредителем и собственником имущества учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области – Министерство здравоохранения Мурманской области, полномочия собственника имущества Учреждения осуществляют Правительство Мурманской области, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Министерство здравоохранения Мурманской области. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Мурманской области.

Учреждение находится по адресу: <адрес>, является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства. Учреждение от своего имени приобретает имущественные права и несет обязательства, выступая истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Устава целью создания Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, сохранение и укрепление состояния здоровья населения Мурманской области.

Пунктом 3.11 Устава определено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности в установленном порядке могут расходоваться, в том числе, на работы, услуги по содержанию имущества.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», являясь самостоятельным юридическим лицом, которому на праве оперативного управления передано здание, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по производству обследования технического состояния здания с привлечением специализированной организации и применением средств технической диагностики на ответчика ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ».

На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным установить ответчику, срок исполнения решения суда до*.*.*.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская ЦРБ» об обязании провести техническое обследование состояния здания – удовлетворить.

Обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Печенгская ЦРБ» в срок до *.*.* провести техническое обследование здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.

Ответчик вправе подать в Печенгский районный суд Мурманской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.В. Алимова

2-653/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Печенгского района Мурманской области
Ответчики
ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ"
Министерство здравоохранения Мурманской области
Другие
Министерство имущественных отношений Мурманской области
Правительство Мурманской области
ГОКУ Центр технической инвентаризации
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Алимова Елена Васильевна
Дело на странице суда
pech.mrm.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.09.2024Дело оформлено
24.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее