Председательствующий Штанакова Т.К.
Дело №33-388
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2019 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,
судей – Черткова С.Н., Ялбаковой Э.В.
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа им. Э.Палкина» Чадиной А.С. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 13 февраля 2019 года, которым
исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворены.
На муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа им.Э.Палкина» возложена обязанность принять меры по обеспечению охраны здания МБОУ «Еловская средняя обшеобразовательная школа им.Э.Палкина» путем привлечения сотрудников охранной организации.
На муниципальное образование «Онгудайский район» возложенна обязанность произвести финансирование на устранение нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа им.Э.Палкина», а именно на обеспечение охраны здания школы путем привлечения сотрудников охранных предприятий в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа им.Э.Палкина» в доход МО «Онгудайский район» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному обшеобразовательному учреждению «Еловская СОШ им.Э.Палкина», администрации МО «Онгудайский район» о возложении обязанности к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Онгудайского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе соблюдения прав несовершеннолетних, в ходе, которой установлено, что МБОУ «Еловская СОШ им.Э.Палкина» согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, является местом массового пребывания людей 2 категории. В нарушение указанного, руководством не обеспечена охрана здания МБОУ «Еловская СОШ им.Э.Палкина» путем привлечения сотрудников охранных организаций. Поскольку МБОУ «Еловская СОШ им.Э.Палкина» является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п.п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об обш;их принципах организации местного самоуправления» и ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, должны быть возложены на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются администрацией МО «Онгудайский район». Имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих вышеуказанное учреждение.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель «Еловская СОШ» Чадина А.С., указывая, что Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 года №1235 исполняется образовательным учреждением в полном объеме, а именно: с целью охраны жизни и здоровья учащихся, персонала, родителей в школе введен пропускной режим (все посетители допускаются в школу с предварительной записью в «Журнале учета посещения граждан»). Охрана в утреннее и дневное время осуществляется охранниками, которые прошли обучение и им присвоена квалификация охранников 4 разряда. Кроме того, охранники производят периодический профилактический осмотр территории и помещений школы. Разработаны инструкции о проведении профилактического осмотра территории и помещений, имеется паспорт безопасности, а также памятки по профилактике и предотвращению террористических актов и других чрезвычайных обстоятельств. Разработаны планы эвакуации работников и обучающихся. Назначены должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности. В школе разработан алгоритм действий сотрудников школы при ЧС, периодически проводятся инструктажи и занятия по эвакуации сотрудников и учащихся из школы в случае ЧС. Территория школы ограждена забором и освещена. В ночное время школа охраняется сторожами. При проведении массовых мероприятий в школе для охраны и поддержания общественного порядка по заявке администрации школы привлекаются сотрудники полиции. Кроме того, с целью повышения безопасности в школе установлены камеры видеонаблюдения. Достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма. Следовательно, образовательной организации предоставлена альтернатива в выборе способа охраны объекта. В образовательной организации за последние годы не зафиксированы случаи несанкционированного проникновения посторонних лиц в здания учреждения, жалоб со стороны родителей о ненадлежащем уровне обеспечения безопасности детей в отдел образования, в школу не поступало. Исковое требование об обязании органа местного самоуправления обеспечить финансирование не основаны на законе и фактически направлены на вмешательство в полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере, на понуждение администрации МО «Онгудайский район» к самостоятельному распределению бюджета. Изменение или совершенствование механизма формирования местного бюджета, бюджетной сметы и выделение лимитов бюджетных обязательств, не относится к компетенции суда первой инстанции. Органы местного самоуправления и судебной власти самостоятельны, последние не вправе вмешиваться в их компетенцию. Прокуратура вмешивается во внебюджетные отношения, участником которых не является.
В суде апелляционной инстанции прокурор Республики Алтай Мылицын Н.В., помощник прокурора Дедин А.С. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель апеллянта МБОУ «Купчегеньская средняя общеобразовательная школа» Чадина А.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа имени Э.Палкина» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Онгудайского района, установлено, что данное образовательное учреждение посещает около 170 человек. При этом охрана осуществляется сотрудниками общеобразовательного учреждения, системы оповещения и управления эвакуацией людей не имеется.
Собственником имущества, закрепленного за образовательной организацией на праве оперативного управления, является Администрация муниципального образования «Онгудайский район».
В соответствии с паспортом безопасности МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа имени Э.Палкина» указанному объекту в соответствии с актом обследования и категорирования от 7.02.2019 года присвоена вторая категория опасности.
МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа имени Э.Палкина» договор с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не заключен.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также Требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, исходил из того, что МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа имени Э.Палкина» договор с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не заключен.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанным на законе и подтвержденным материалами дела.
Так, согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 3.1 ст. 5 Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов образования (далее - Требования).
Согласно Требованиям, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) (подп. "а" п. 17).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп. "г" п. 18).
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов образования в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляется в числе прочего обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из приведенных норм права следует, что на стороне ответчика лежит обязанность по выполнению необходимых требований к антитеррористической защищенности в отношении МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа имени Э.Палкина».
Вопреки доводам жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, вызывающих сомнения в правильности и обоснованности выводов суда, изложенных в оспариваемом решении.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа имени Э.Палкина» Чадиной Айгуль Сергеевны без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А. Кокшарова
Судьи Э.В. Ялбакова
С.Н. Чертков