УИД 24RS0026-01-2024-000207-53
Дело № 2-189/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Каратузское 05 августа 2024 года
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Чугунникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Улеевой С.Г.,
с участием представителей ответчика Каперсак М.Н. и Ворновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «Каратузский ТВК» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Минусинске в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратилось в суд с иском к ООО «Каратузский ТВК» о возложении обязанности на ответчика в течение 6 месяцев с даты вынесения решения суда (с учетом уточнений от 15.07.2024):
- устранить нарушение п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения», получить Письма министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края об утверждении проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения на групповой водозабор, расположенный по адресу: <...>.
- устранить нарушение п. 77. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», разработать и утвердить программы производственного контроля, а также согласовать их в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по <...>) в отношении источников водоснабжения: скважина - <...>
- устранить нарушение п. 77. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», обеспечив проведение лабораторных испытаний (исследований) в соответствии с рабочей программой производственного контроля, согласованной в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (г. Красноярск, ул. Каратанова. д. 21) на водозаборных сооружениях: на групповом водозаборе, расположенном по адресу: <...>
Заявленные требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске проведен профилактический визит в ООО «Каратузский ТВК», а также анализ представленных документов в сфере холодного водоснабжения. По результатам установлено, что ответчиком не соблюдается законодательство в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также положения Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просил возложить на ООО «Каратузский ТВК» как ресурсоснабжающую организацию вышеприведённые обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель истца Оловникова О.Н., действующая на основании доверенности, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, поддержала требования по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ООО «Каратузский ТВК» по доверенности Ворнова И.В. в суде исковые требования признала частично. Указала, что ответчиком приняты меры к устранению первой обязанности по утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения на групповой водозабор, расположенный по адресу: <...>. Для этих целей в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края направлен соответствующий комплект документов.
Относительно нарушений выявленных при эксплуатации источников водоснабжения на территории Черемушинского сельсовета указала, что данные водозаборы являются муниципальной собственностью. Ответчик осуществляет только эксплуатацию данных объектов на основании договора о безвозмездном пользовании. Кроме этого, с 01.09.2024 года договор о безвозмездном пользовании от02.07.2018 года прекращает свое действие, так как 01.08.2024 года ООО «Каратузский ТВК» в соответствии с условиями договора направил в администрацию Черемушинского сельсовета заявление о прекращении действия договора.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответствия ООО «Союз» - собственник группового водозабора в <...> в письменном заявлении просил дело рассмотреть в свое отсутствие, полагая, что требования истца подлежат удовлетворению к ООО «Каратузский ТВК», которому водозабор передан в пользовании на основании договора аренды.
Представитель привлеченного судом к участию в деле администрация Черемушинского сельсовета – глава сельсовета Цитович А.Н. просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 7 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределённого круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные санитарные врачи и их заместители, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
Следовательно, истец вправе обращаться в суд с данным административным исковым заявлением.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
Статья 12 ГК РФ устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре;
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2).
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1 статья 18).
Использование водного объекта в конкретно указанных целей допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решение об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилами. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18).
Согласно ст. 39 вышеприведенного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения — граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной цель создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарной охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-2 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2-4 к Санитарным правилам.
Согласно «Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, уполномоченным органов исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (ранее — Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края).
Кроме того, зоны санитарной охраны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий (статья 105 Земельного кодекса РФ) и сведения о них должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
Как указано в ч. 3 ст. 27 Водного кодекса РФ полномочия в области водных отношений, установленные ч. 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведением, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1-3, 9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28,30,33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 данной статьи) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования «Каратузский сельсовет» расположено водозаборное сооружение — групповой водозабор, по адресу: <...>, которое используется для осуществления деятельности по питьевому, хозяйственно-бытовому водоснабжению населения <...>.
Земельный участок, на котором расположено водозаборное сооружение, находится в собственности ООО «Союз». На основании договора аренды <...> от 13.09.2023 указанный земельный участок на срок 10 лет передан в пользование ООО «Каратузский ТВК».
При этом в силу п. 4.2.5 вышеуказанного договора Арендатор принял на себя обязанность соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Представителями ООО «Каратузский ТВК» в процессе не оспаривается, что ответчик при эксплуатации данного водозабора выступает как ресурсоснабжающая организация.
В ходе проведенного территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске мероприятия по вопросу соблюдения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении водоснабжения, что ООО «Каратузский ТВК» при фактическом водозабора вышеприведенные положения действующего законодательства в полной мере не соблюдаются, а именно:
- проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения для водозаборного сооружения не утвержден Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и не опровергнуты материалами дела.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ООО «Каратузский ТВК» не выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании приведенного объекта водоснабжения, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическую безопасность в населенном пункте, может повлечь вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, и нарушает права, свободы и законные интересы последних, и в силу ст. 12 ГК РФ влечет возложение на данного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
Для устранения нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов подлежит установлению срок, в течение которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения.
С учетом характера работ, связанных с устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также временных и финансовых затрат, необходимых для их проведения, суд полагает разумным и достаточным срок равный 6 месяцам с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых истец освобожден, в размере 300 рублей.
Кроме этого, в судебном заседании так же установлено, что на территории муниципального образования «Черемушинский сельсовет» расположены водозаборные сооружения: скважина - <...>
Какой-либо информации о собственниках указанных водозаборных сооружений и расположенных под ним земельных участков суду сторонами и иными участвующими в деле лицами не представлено. Однако, исходя из представленного суду договора <...> от 25.07.2018 года о временном безвозмездном пользовании муниципальным имуществом, заключенным между администрацией Черемушинского сельсовета и ООО «Каратузский ТВК» вышеприведённые объекты водоснабжения, а также водопроводные сети в населенных пунктах как муниципальное имущество переданы органом местного самоуправления в пользование ООО «Каратузский ТВК».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что собственником водозаборных сооружений: скважины - <...> скважины - <...> является орган местного самоуправления – администрация Черемушинского сельсовета.
В ходе проведенного территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске мероприятия по вопросу соблюдения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении водоснабжения, что администрацией Черемушинского сельсовета при фактическом использовании указанных скважин вышеприведенные положения действующего законодательства в полной мере не соблюдаются, а именно:
- отсутствует разработанная и утверждённая программа производственного контроля, согласованная в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю;
- не проводится производственный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с рабочей программой производственного контроля, согласованной в установленном порядке Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении источников водоснабжения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что именно органом местного самоуправления не выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании объектов водоснабжения и не реализуются в полной мере закрепленные в законе полномочия по организации на территории сельского поселения водоснабжения.
Вместе с тем, требования к органу местного самоуправления истцом не заявлены, а основания для возложения обязанности по устранению нарушений на ООО «Каратузский ТВК», как организацию, осуществляющую непосредственную эксплуатацию скважин, суд не усматривает, поскольку договором временного безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 25.07.2018 года на данное общество возложены только обязанности по содержанию имущества в полной исправности и нормальном техническом и санитарном состоянии. Кроме этого, 01.08.2024 в соответствии п. 7.1 рассматриваемого договора ООО «Каратузский ТВК» известил администрацию Черемушинского сельсовета о прекращении действия договора с 01.09.2024 года.
Таким образом, требования Управления Ропотребнадзора по Красноярскому в отношении вышеуказанных источников водоснабжения, расположенных на территории Черемушинского сельсовета, заявленные к ООО «Каратузский ТВК», удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично – обязать ООО «Каратузский ТВК» (ИНН 2419005466) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края проект зон санитарной охраны на источник водоснабжения - групповой водозабор, расположенный по адресу: <...>
В удовлетворении оставшейся части требований к ООО «Каратузский ТВК» о возложении обязанности в соответствии с требованиями п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по разработке, согласовании программы производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения, осуществлении производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочими программами производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения в отношении источников водоснабжения: <...>, отказать.
Взыскать с ООО «Каратузский ТВК» (ИНН 2419005466) в бюджет МО «Каратузский район» государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде
Председательствующий Е.В. Чугунников
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2024г.