Решение по делу № 2а-325/2021 от 09.06.2021

Дело 2а-325/2021

УИД24RS0021-01-2021-000562-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года г.Иланский

Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шепелевой Н.Ю.,

при секретаре Прейс О.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» к Иланской транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене представления Иланской транспортной прокуратуры от 28.04.2021 года , ссылаясь на нарушение Федерального закона о прокуратуре, произвольное усмотрение административным ответчиком проверочных мероприятий, злоупотребление предоставленными органам прокуратуры полномочиями при осуществлении прокурорского надзора, создание при проведении проверочных мероприятий необоснованных препятствий для нормальной работы ОАО «РЖД». В обоснование требований указано, что ранее решением Иланского районного суда от 28.04.2021 года было признано незаконным, отменено, ввиду нарушения порядка проведения проверки, и Иланским транспортным прокурором 28.04.2021 года было отозвано представление от 30.12.2020 года Предметом как предыдущей, так и вновь проведенной проверок являлись факты нарушений трудовых прав Клинцова А.А. при сокращении численности, что истец считает недопустимым, так как судом уже дана оценка требованиям прокурора. Проверка в части нарушения трудовых прав Клинцова А.А. завершена, результатом чего явилось обращение Иланского транспортного прокурора в интересах Клинцова А.А. с иском о восстановлении на работе.

Обжалуемое представление вынесено по результатам проверки, проведенной на основании решения от 08.04.2021 года и решения о расширении предмета проверки от 22.04.2021 года . Однако, в нарушение ст.21 Федерального закона о прокуратуре в адрес ОАО «РЖД» решение о проведении проверки от 08.04.2021 года не поступило, поступило лишь требование о предоставлении документов от 22.04.2021 года, к которому было приложено только решение о расширении предмета проверки от 22.04.2021 года . При этом, предмет проверки- соблюдение лесного и земельного законодательства дополнен проверкой соблюдения требований пожарной безопасности и трудового законодательства, что по мнению административного истца безосновательно и недопустимо.

При проведении проверки прокурором истребована информация о всех направлениях деятельности по управлению персоналом Иланской дистанции пути, а не в связи с конкретными фактами нарушений, в связи с чем были представлены 17036 страниц документов, чем созданы необоснованные препятствия для нормальной работы проверяемой организации.

В обжалуемом представлении в части нарушения требований пожарной безопасности сделан необоснованный вывод о том, что к возгоранию в полосе отвода Иланской дистанции пути в районе железнодорожного переезда 4450км ПК 5 привело несвоевременное ее очищение от кустарника и горючих отходов.

Полагает, что обжалуемое представление нарушает права и свободы административного истца, поскольку незаконно возлагает на ОАО «РЖД» обязанности, а неисполнение требований представления может повлечь привлечение к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ и возложению обязанности по компенсации ущерба, причиненного лесному массиву, а также повлекло возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.6 КоАП РФ.

В судебном заседании представители административного истца ОАО «РЖД»- Шикуткина А.А. и Бакань О.В., действующие на основании доверенностей, на удовлетворении исковых требований настаивают, ссылаясь на вышеизложенное. Пояснили, что решение о проверке, по результатам которой было вынесено обжалуемое представление вынесено по тем же фактам и основаниям, которым уже была дана оценка в представлении от 30.12.2020 года, и до отмены данного представления. Оценка требованиям прокурора о принятии мер в части увольнения Клинцова А.А. дана в решении Иланского районного суда по административному делу . По результатам проверки Иланским районным прокурором заявлен иск в интересах Клинцова А.А.

Факты неочистки полосы отвода железной дороги от старогодней шпалы использованы прокуратурой в качестве основания для проведения различных проверок Иланской дистанции пути: по исполнению требований пожарной безопасности, по соблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления.

Основанием для проведения проверки на основании решения о проверке от 08.04.2021 года послужили факты нарушения требований лесного и земельного законодательства, однако в обжалуемом представлении об этом не указано, оценка им не дана. Полагают, что запрошенные в требовании прокурора от 08.04.2021 года правоустанавливающие документы на железнодорожный путь и земельный участок не могут свидетельствовать о фактах нарушения лесного и земельного законодательства.

В нарушение требований ст.21 Федерального закона о прокуратуре решение о проверке от 08.04.2021 года направлено в Иланскую дистанцию пути вместе с требованием о предоставлении документов, то есть в ходе проверки, а не до начала даты ее проведения.

Выводы прокурора о несвоевременном очищении полосы отвода от кустарника и горючих отходов, что привело к возгоранию в полосе отвода Иланской дистанции пути и расположенного рядом лесного массива, безосновательны. Прокурором не представлено доказательств неочистки полосы отвода от кустарников и горючих отходов, их возгорания и причинно-следственной связи между действиями ОАО «РЖД» и наступившими последствиями. Факт возгорания не подтвержден органами государственного пожарного надзора.

Полагают, что нарушение порядка проведения проверочных мероприятий, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, препятствует осуществлению нормальной работы проверяемой организации, является злоупотреблением органами прокуратуры предоставленными им полномочиями.

Представитель административного ответчика Иланской транспортной прокуратуры- заместитель прокурора Мерзляков В.Л. исковые требования не признал, просит в удовлетворении иска отказать, указав, что решение о проверке от 08.04.2021 года своевременно направлено как в адрес ОАО «РЖД», так и Иланской дистанции пути. В нарушение требований ст.220 и 226 КАС РФ административным истцом не указаны неблагоприятные последствия для него вызванные оспариваемым представлением и не представлены этому доказательства. Суду пояснил, что основанием для проведения проверки поблюдения лесного и земельного законодательства послужила информация, представленная Министерством лесного хозяйства Красноярского края. В ходе проверки, в прокуратуру поступила информация о нарушении Иланской дистанции пути требований пожарной безопасности, а также заместителем прокурора лично был засвидетельствовал факт возгорания, что послужило основанием для расширения предмета проверки. Кроме того, в ходе проверки наступил срок проведения в отношении железнодорожных предприятий запланированной проверки соблюдения трудового законодательства. Различные предметы проверки были объединены в одну проверку, поскольку проводились в отношении одной и той же организации в одно время.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон о прокуратуре), в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 статьи 24 указанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу абз.2 ч.3 ст.21 Федерального закона о прокуратуре, в случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 84-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24), следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

08.04.2021 года Иланским транспортным прокурором Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Стасюком Е.В. вынесено решение о проведении проверки Иланской дистанции пути- структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД» на предмет соблюдения лесного и земельного законодательства.

Основанием для проведения проверки послужила информация Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 08.04.2021 года о том, что министерством отказано ОАО «РЖД» в заключении договора аренды лесного участка в целях размещения и эксплуатации линейного объекта, расположенного по адресу: ОАО «Чкалово», квартал 17 (часть выдела 17), кадастровый , по причине предоставления недостоверных сведений. Подготовлена претензия в адрес ОАО «РЖД» о неустойке за непредставление проекта освоения лесов в установленные сроки по договору аренды от 26.05.2016 года.

22.04.2021 года и.о.Иланского транспортного прокурора Мерзляковым В.Л. принято решение о расширении предмета проверки Иланской дистанции пути. В обоснование которого указано, что во время проверки соблюдения лесного и земельного законодательства, проводимой по решению от 08.04.2021 года получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемой организации нарушений требований пожарной безопасности, установленных на железнодорожном транспорте, а также нарушений трудового законодательства.

Основанием для дополнения предмета проверки проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности послужила информация ФГП ВО ЖДТ России о пожарно-техническом обследовании полосы отвода в ходе которого выявлено, что не убрана старогодняя шпала в районе подъездных путей ЭЧК-21 <адрес> 4343км. А также справка заместителя прокурора с фототаблицей о том, что в ходе выезда на судебное заседание в Нижнеингашский районный суд, в черте <адрес> в полосе отвода железнодорожного переезда на 4450км ПК5 <адрес> обнаружено складирование горючих материалов (ветки от деревьев, прошлогодняя трава, деревянные носилки), которые охвачены огнем.

Основанием для дополнения предмета проверки проверкой соблюдения трудового законодательства послужило задание Западно-Сибирской транспортной прокуратуры о проведении проверки в период март-апрель 2021 года соблюдения трудовых прав работников предприятий транспорта, основанное на приказе генеральной прокуратуры РФ от 15.03.2019 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан».

Вопреки доводов административного истца, копия решения о проверке от 08.04.2021 года была направлена проверяемой организации 08.04.2021 года, то есть не позднее дня начала проверки, как того требует ст.21 Федерального закона о прокуратуре.

Так, 08.04.2021 года на официальные электронные адреса ОАО «РЖД», Иланской дистанции пути и ее руководителю направлены решение о проведении проверки и требование о предоставлении информации и документов, что подтверждается скриншотами. 22.04.2021 года на официальные электронные адреса вышеуказанных лиц направлены решение о расширении проверки и требование о предоставлении информации и документов, что подтверждается скриншотами.

В ходе проводимой проверки лесного и земельного законодательства выявлено нарушение проверяемой организацией ст.8, 9, п.4 ч.1 ст.21, п.13 ч.1 ст.25, ст.26, 45, 65, 71, 88, 89, п.1 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, ст.264 ГК РФ и ст.22 Земельного кодекса РФ- часть построенного железнодорожного пути 14В западной горловины четного парка на <адрес> расположена на земельном участке кадастровый , отнесенного к землям лесного фонда и эксплуатируется как линейный объект без специального разрешения и договора арены, о чем 08.04.2021 года составлена справка.

21.04.2021 года постановлениями прокурора в отношении начальника Иланской дистанции пути и ОАО «РЖД» возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ в виду самовольного пользования земельным участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, при отсутствии правоустанавливающих документов и без внесения платы.

В результате проверки соблюдения законодательства пожарной безопасности выявлено нарушение чт.20, ч.2 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.3 ст.1 и п.1 ст.22.1 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации», п.234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года - полоса отвода Иланской дистанции пути в районе станционных путей ЭЧК-21 <адрес> 4343км не очищена от старогодней шпалы, что создает угрозу пожарной безопасности полосы отвода и безопасности движения железнодорожного транспорта, о чем 23.04.2021 года составлена справка.

12.05.2021 года постановлениями прокурора в отношении начальника Иланской дистанции пути возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.16 КоАП РФ за нарушение установленных на железнодорожном транспорте требований пожарной безопасности.

В результате проверки соблюдения трудового законодательства выявлен факт ущемления трудовых прав при сокращении оператора дефектоскопной тележки Клинцова А.А.

По результатам проверки прокурором Иланской транспортной прокуратуры 28.04.2021 года в адрес начальника Иланской дистанции пути внесено представление исх. об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, а также нарушений трудового законодательства, в котором прокурор требует рассмотреть представление с участием представителя Иланской транспортной прокуратуры; принять конкретные меры к устранению указанных выше нарушений закона, причин и условий им способствующих, и недопущению их впредь; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок с момента внесения представления.

Злоупотребление в действиях прокурора, истребовавшего кадровые документы не выявлено, так как большой объем запрашиваемых документов обусловлен предметом проверки. При этом были учтены пояснения проверяемой организации о невозможности предоставления документов в установленный срок, предоставлено дополнительное время для выполнения требования.

Действия административного ответчика расширившего предмет проверки, не нарушает действующее законодательство, которым не установлен запрет проводить проверку по нескольким предметам. В данном случае, принятое прокурором решение о расширении предмета проверки является целесообразным, ввиду поступления информации о нарушениях закона, допущенных этой же организацией в период проведения проверки в отношении и нее.

Вопреки доводам административного истца о том, что проверка трудового законодательства проводилась и вынесено представление о нарушении трудовых прав при сокращении Клинцова А.А., повторно, до отмены ранее вынесенного представления, 28.04.2021 года ранее вынесенное представление было отозвано прокурором. Проверка соблюдения трудового законодательства по решению от 22.04.2021 года проводилась не по заявлению Клинцова А.А., а на основании задания вышестоящей прокуратуры, ее предмет не ограничивался проверкой соблюдения трудовых прав конкретного работника. Более того, представление от 30.12.2020 года было отменено решением Иланского районного суда от 28.04.2021 года по причине нарушения порядка проведения проверки.

Сделанные прокурором выводы основаны на обстоятельствах, установленных в ходе проверки.

Таким образом, внося 28.04.2021 года представление Иланской транспортной прокуратурой положения Федерального закона о прокуратуре не нарушены. Оспариваемое представление обосновано, внесено в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке и прав административного истца не нарушает.

Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить к устранению допущенных нарушений закона в добровольном порядке. Граждане и юридические лица обязаны соблюдать предписания закона, в том числе лесного, земельного, трудового законодательства и требований пожарной безопасности, а представление лишь обращает внимание на необходимость соблюдения закона. Данный акт не возлагает на административного истца каких-либо незаконных обязанностей, а правомерно предписывает ему выполнять требования закона.

Доводы административного истца об обратном по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела. Ссылка на неблагоприятные последствия, наступающие при исполнении организацией требований прокурора, изложенных в представлении, не свидетельствует о незаконности преставления.

При оценке доводов административного истца о нарушениях, допущенных в ходе проверки, надлежит учесть, что предметом заявленного спора является законность представления, действия должностных лиц, связанные с проведением проверки не оспорены.

На основании изложенного, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ОАО «Российские железные дороги» к Иланской транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления Иланской транспортной прокуратуры от 28.04.2021 года исх. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения- 30.07.2021 года.

Председательствующий: Н.Ю.Шепелева

2а-325/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО " РЖД"
Ответчики
Иланская транспортная прокуратура
Суд
Иланский районный суд Красноярского края
Судья
Шепелева Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
ilansk.krk.sudrf.ru
09.06.2021Регистрация административного искового заявления
09.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.07.2021Предварительное судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее