Дело № 2а-3/2022
УИД: 22RS0024-01-2021-000349-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года с. Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе председательствующего Кирилловой В.Р., при секретаре Батрак А.А., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2 края ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО2 края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству ФИО2 края, Управлению имущественных отношений ФИО2 края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности приобрести имущество в государственную собственность ФИО2 края, обеспечить государственный учет и внести реестр государственного имущества ФИО2 края сведения о скотомогильниках,
установил:
Прокурор обратился в суд с административным иском к вышеназванным административным ответчикам и, с учетом уточненных требований, просил:
признать незаконным бездействие Управления имущественных отношений ФИО2 края, Правительства ФИО2 края по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности ФИО2 края следующих скотомогильников, расположенные на территории <адрес>:
- на расстоянии 300 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-восток;
- на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
- на расстоянии 1000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
- на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-запад;
- на расстоянии 5000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
- на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
- на расстоянии 1200 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-восток;
обязать Правительство ФИО2 края приобрести в государственную собственность указанные скотомогильники в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Управление имущественных отношений ФИО2 края в течение шести месяцев со дня принятия в государственную собственность обеспечить государственный кадастровый учет и внести в реестр государственного имущества сведения об указанных скотомогильниках.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал на то, что в ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) установлено, что на территориях Истимисского, Новополтавского, Ключевского, Каипского, Васильчуковского, Петуховского, Новоцелинного и Зеленополянского сельсоветов, имеются места захоронения животных (скотомогильники).
В собственность или ведение администраций муниципальных образований данные объекты не передавались, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества.
Заявленные требования обусловлены бездействием органов исполнительной власти ФИО2 края по исполнению возложенных на них законом обязанностей по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней общих для человека и животных, которое может привести к несоответствию скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных норм и правил, а также повлечь загрязнение почв, подземных поверхностных вод, массовое заражение животных и, соответственно, распространение инфекционных заболеваний среди населения
В ходе производства по настоящему делу прокурор неоднократно уточнял заявленные административные исковые требования, в связи с чем к участию в деле в качестве соответчика также было привлечено Правительство ФИО2 края, в качестве заинтересованных лиц – <адрес> ФИО2 края, Управление ветеринарии ФИО2 края, администрация Истимисского сельсовета <адрес> ФИО2 края, администрация Новоцелинного сельсовета <адрес> ФИО2 края, администрация Зеленополянского сельсовета <адрес> ФИО2 края, администрация Ключевского сельсовета <адрес> ФИО2 края, администрация Каипского сельсовета <адрес> ФИО2 края, администрация Васильчуковского сельсовета <адрес> ФИО2 края, Управление Роспотребнадзора.
В судебном заседании прокурор ФИО5 настаивала на удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Правительство ФИО2 края, полагая административные исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, представило письменной отзыв (л.д. 224-227, т. 1), в котором указало, что Правительство ФИО2 края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. В компетенцию Правительства ФИО2 края не входят обязанности по ведению реестра краевого имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов. Кроме того, постановлением Правительства ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок ликвидации на территории ФИО2 края неиспользуемых скотомогильников, который касается, в том числе и скотомогильников, не имеющих собственника. Приказом Управления ветеринарии ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации, согласно которому в 2023-2024 годах запланирована ликвидация указанных в административном исковом заявлении скотомогильников, расположенных в <адрес> недалеко от сел Истимис, Марковка, Васильчуки, Каип, Ключи, Платовка, и <адрес>, которые являются недействующими. Их эксплуатация не планируется. Учитывая, что вышеперечисленные скотомогильники подлежат ликвидации, то передача их в собственность ФИО2 края нецелесообразна.
Управление имущественных отношений ФИО2 края, не согласившись с административными исковыми требованиями прокурора <адрес>, представило в суд отзыв (листы дела 135-138, том 1), в котором просят отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку в отношении указанных в административном исковом заявлении скотомогильников принято решение об их ликвидации. Указанные скотомогильники являются недействующими, в связи с чем их оформление в собственность не требуется. Прокурором не представлено доказательств бездействия со стороны административного ответчика. Требования прокурора об обязании осуществить государственную регистрацию права краевой собственности на скотомогильники являются несостоятельными, так как согласно действующего законодательства права на объекты недвижимости, возникшие до вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», а также возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации права), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Довод прокурора о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации на скотомогильники в силу закона не подтвержден, поскольку действующее законодательство не устанавливает обязанности субъекта Российской Федерации принимать в собственность все бесхозяйные скотомогильники, расположенные на его территории, а устанавливает, что указанное имущество может находиться в собственности субъекта для осуществления им определенных законом мероприятий. Учитывая, что в настоящее время по скотомогильникам принято решение об их ликвидации, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Управление ветеринарии ФИО2 края, не согласившись с административными исковыми требованиями прокурора <адрес> ФИО2 края, в письменном отзыве считает необходимым в удовлетворении требований прокурору отказать (л.д. 72-75 т. 2), ссылаясь при этом те же обстоятельства: утвержден перечень скотомогильников, подлежащих ликвидации, в который вошли и скотомогильники на территории <адрес>, указанные в административном исковом заявлении, ввиду чего они не подлежат оформлению в собственность ФИО2 края.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили отзыв, согласно которому исковые требования прокурора считают подлежащими удовлетворению в полном объеме (л.д. 161-162 т.2).
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, огласив представленные письменные отзывы, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).
Понятие скотомогильника содержится в пункте 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, и представляет собой определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
В пункте 49 «ФИО6 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) под скотомогильником понимается место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.
В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территории <адрес> ФИО2 края имеется 12 скотомогильников, из них 7 скотомогильников являются бесхозяйными.
Это скотомогильник в <адрес>, действующий, расположен на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:18:020203:11, на расстоянии 1200 метров в северо-восточном направлении от <адрес>. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,6 5,7 5,8, произведено первое захоронение в 2013 году;
скотомогильник в <адрес>, расположен на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения Ключевского сельсовета, на расстоянии 3000 метров в юго-западном направлении от <адрес>, законсервирован в 2020 году. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,6, произведено первое захоронение в 1998 году, реконструкция в 2013 году;
скотомогильник в <адрес>, расположен на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения Каипского сельсовета, на расстоянии 500 метров в юго-западном направлении от <адрес>, законсервирован в 2020 году. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,6 5,7 5,8. Произведено первое захоронение в 2005 году, реконструкция в 2013 году;
скотомогильник в <адрес>, на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения Васильчуковского сельсовета, расположен на расстоянии 3000 метров в северо-западном направлении от <адрес>, законсервирован в 2020 году. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,7 5,8, произведено первое захоронение в 2003 году, реконструкция в 2014 году;
скотомогильник в <адрес>, расположен на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения Зеленополянского сельсовета, на расстоянии 1500 метров в юго-западном направлении от <адрес>, законсервирован в 2019 году. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,6 5,7 5,8. Произведено первое захоронение в 1991 году;
скотомогильник в <адрес>, на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения Новоцелинного сельсовета, расположен на расстоянии 3000 метров в юго-западном направлении от <адрес>, законсервирован в 2019 году. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,6 5,8, произведено первое захоронение в 1995 году;
скотомогильник в <адрес>, расположен на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения Истимисского сельсовета, на расстоянии 300 метров в северо0восточном направлении от населенного пункта <адрес>, законсервирован в 2014 году. Не соответствует ветеринарно-санитарным правилам п. 5,6 5,7 5,8. Произведено первое захоронение в 2013году (т. 1 л.д. 11-12, акты обследований мест захоронений биологических отходов на л.д. 13-22 т.1, л.д. 22-25, копии ветеринарно-санитарных карточек на л.д. 29-69 т.1, сведения администрации <адрес> ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 38-39 т.2, сведения Управления ветеринарии по <адрес> на л.д. 40-42 т.2)
ДД.ММ.ГГГГ Правительством ФИО2 края издано распоряжение №-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-р) о принятии в собственность ФИО2 края выявленных скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории ФИО2 края, согласно которому скотомогильники расположенные на территории <адрес> недалеко от сел Зеленая Поляна, Новополтава и Покровка вошли в перечень имущества, подлежащих принятию в собственность ФИО2 края (пункты46-48). Остальные скотомогильники, расположенные на территории <адрес>, не включены в указанный перечень (т. 1 л.д. 89 об, 90-112, 113).
Приказом управления ветеринарии ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации, в который включены следующие скотомогильники, находящиеся на территории <адрес>: <адрес> (т.2 л.д. 46, 46об-55). Данные скотомогильники являются законсервированными.
Срок планируемой ликвидации перечисленных скотомогильников – 2023-2024 годы.
На момент рассмотрения административного дела, сведения о зарегистрированных правах на скотомогильники <адрес> отсутствуют, что сторонами не оспаривается.Учитывая, что ни администрации <адрес>, ни сельским поселениям, на территории которых расположены скотомогильники, полномочия и финансирование на их содержание не передавались, в муниципальной собственности ни <адрес>, ни Ключевских сельсоветов указанные объекты не находятся, в силу указанных выше норм действующего законодательства они являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, поэтому именно административные ответчики в лице органов исполнительной власти ФИО2 края обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении указанных объектов, расположенных на территории ФИО2 края, в состав которого входит <адрес>.
Оценивая доводы прокурора относительно заявленных административных исковых требований в части возложения на Правительство ФИО2 края и Управление имущественных отношений ФИО2 края обязанностей по принятию в собственность ФИО2 края расположенные на территории <адрес> скотомогильники, регистрации на них права собственности, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 2 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью ФИО2 края» государственная собственность ФИО2 края (объекты права собственности ФИО2 края), это имущество, переданное в собственность ФИО2 краю в результате разграничения государственной собственности Российской Федерации, имущество, переданное в собственность ФИО2 краю органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке, а также имущество, поступившее в собственность ФИО2 края по иным основаниям.
Постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти ФИО2 края - Правительство ФИО2 края, обладая правами юридического лица, согласно пункта 11 статьи 7 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве ФИО2 края» управляет и распоряжается государственной собственностью ФИО2 края, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия населения, организует реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 11 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве ФИО2 края»).
Управление имущественных отношений ФИО2 края в силу Положения об управлении имущественных отношений ФИО2 края, утвержденного ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 131, является органом исполнительной власти ФИО2 края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом ФИО2 края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности ФИО2 края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории ФИО2 края в указанной сфере, осуществляя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, предусмотренные законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью ФИО2 края», осуществляет в установленном порядке учет государственного имущества, земельных участков, ведет реестр государственного имущества, выступает от имени ФИО2 края при государственной регистрации права собственности ФИО2 края на недвижимое имущество и сделок с ним, а также права собственности края на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ФИО2 края.
Согласно подпункта «В» пункта 1 статьи 6 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью ФИО2 края» Правительство ФИО2 края принимает решение, в том числе, о приобретении в собственность ФИО2 края имущества иных лиц.
В свою очередь Управление имущественных отношений ФИО2 края в силу статьи 7 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью ФИО2 края» ведет реестр имущества, находящегося в государственной собственности ФИО2 края, в порядке, установленном постановлением Правительства ФИО2 края.
Согласно Положения об учете государственного имущества ФИО2 края, утвержденного постановлением Администрации ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 634 «Об утверждении и ведении реестра государственного имущества ФИО2 края» реестр государственного имущества ФИО2 края - ведомственная информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о краевом имуществе (сведений, характеризующих объекты с указанием их индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить их от других объектов (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.), и сведения о лицах, обладающих правами на краевое имущество) и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета краевого имущества и предоставления сведений о нем.
Согласно пункта 21 указанного Положения, собственником реестра является <адрес>. Право собственности от имени ФИО2 края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство ФИО2 края, а <адрес>имущество осуществляют лишь владение и пользование соответствующими ведомственными информационными системами учета земельных и имущественных отношений, а также реализуют полномочия распоряжения ими в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и ФИО2 края.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что указанные скотомогильники, расположенные на территории <адрес> ФИО2 края, не являются собственностью ФИО2 края, муниципальных образований, на территории которых они расположены, либо иных лиц. Доказательств иного суду не представлено, в связи с чем это имущество подлежит принятию в собственность административного ответчика для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Доводы административного ответчика об обратном, в том числе об отсутствии императивных указаний о принятии в собственность ФИО2 края бесхозяйных скотомогильников, основаны на ином толковании вышеприведенных норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
То обстоятельство, что в отношении указанных семи скотомогильников управлением ветеринарии ФИО2 края принято решение о ликвидации, не свидетельствует об отсутствии у Правительства ФИО2 края обязанности принять их в собственность ФИО2 края исходя из следующего.
Основными принципами земельного законодательства являются приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (подпункты 2, 3 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов и на период проведения работ, связанных с ликвидацией.
Как указано выше, период ликвидации спорных скотомогильников определен до 2023-2024 годов, в связи с чем отсутствие собственника и, как следствие, контроля за состоянием скотомогильников может повлечь существенный вред окружающей среде, привести к чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок ликвидации на территории ФИО2 края неиспользуемых скотомогильников (далее – Порядок), определяющий последовательность проводимых на территории ФИО2 края мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников, которые находятся в государственной собственности, не имеют собственника или собственник которых неизвестен, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предупреждения распространения болезней животных и охраны окружающей среды от загрязнения (пункт 1.2).
Исходя из пункта 2.1 Порядка проведение лабораторно-диагностического исследования неиспользуемых скотомогильников предполагается после формирования перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации, что, учитывая отсутствие достоверных доказательств предварительной проверки всех помещенных в ямы биологических отходов, также как и контроля за состоянием их гуммированного остатка, не исключает зараженность таких остатков и почвы возбудителями различных инфекций, включая сибирскую язву.
Кроме того, принятие в собственность требуется и для исполнения обязанности по установлению санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как указано в главе VII «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать гигиенические нормативы (пункт 117).
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации объектов (санитарно-защитная зона 1000 м); скотомогильники с биологическими камерами - ко II классу опасности (санитарно-защитная зона 500 м).
Действительно, Порядок допускает ликвидацию бесхозяйных скотомогильников без их предварительного обращения в собственность края, однако, в отсутствие действующих нормативных требований к соответствующим мероприятиям на федеральном уровне следует руководствоваться вышеприведенными общими принципами земельного законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости принятия в собственность ФИО2 края, в том числе, бесхозяйных скотомогильников, в отношении которых принято решение о ликвидации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания приведенных норм следует, что для удовлетворения заявленных требований необходимо установление факта неисполнения административным ответчиком возложенной на него законом обязанности.
В силу статьи 11 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве ФИО2 края» Правительство ФИО2 края в сфере экологии участвует в реализации единой государственной политики в области экологии, охраны окружающей среды, сельского хозяйства на территории ФИО2 края; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.
Правительством ФИО2 края в нарушение требований части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию предусмотренных законом полномочий в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, отсутствуют доказательства принятия в собственность ФИО2 края спорных бесхозяйных скотомогильников, соответствующее незаконное бездействие является основанием для возложения на ответчика конкретных обязанностей в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора <адрес> ФИО2 края в интересах неопределенного круга лиц с учетом их уточнения удовлетворить.
Обязать Правительство ФИО2 края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о приобретении в государственную собственность ФИО2 края, скотомогильники, расположенные на территории <адрес>:
-на расстоянии 300 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-восток;
-на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 1000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-запад;
-на расстоянии 5000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 1200 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-восток.
Обязать Управление имущественных отношений ФИО2 края в течение шести месяцев со дня принятия Правительством ФИО2 края решения о принятии скотомогильников в государственную собственность ФИО2 края обеспечить государственный регистрационный учет и внесение в реестр государственного имущества ФИО2 края сведений в отношении скотомогильников, расположенных на территории <адрес>:
-на расстоянии 300 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-восток;
-на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 1000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-запад;
-на расстоянии 5000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 3000 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на юго-запад;
-на расстоянии 1200 м. от <адрес> ФИО2 края по направлению на северо-восток.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.
Председательствующий В.Р. Кириллова
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2022 года