Решение по делу № 33-1467/2020 от 19.03.2020

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 июля 2020 года по делу № 33-1467/2020 (2-54/2020)

Судья Павлова Е.А.

УИД 04RS00201-01-2019-001632-08

поступило 19 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Кушнаревой И.К.,

судей коллегии Чупошева Е.Н., Богдановой И.Ю.,

при секретаре Абзаевой В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «Северобайкальский район» к Бочарову Михаилу Анатольевичу о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки по апелляционной жалобе ответчика Бочарова М.А.. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 3 февраля 2020 года, которым иск удовлетворен, договор аренды земельного участка от 22 ноября 2011 года № 196 признан недействительным, сведения о правах аренды Бочарова М.А. на земельный участок с кадастровым номером ... исключены из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 03:17:230106:2 расположенный в <...> снят с государственного кадастрового учета.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Истец, Администрация МО «<...>», обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просил признать недействительным договор аренды от 22 ноября 2011 года № 196 земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в <...>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о правах аренды Бочарова М.А. на указанный земельный участок (номер регистрационной записи ... от 19 декабря 2011 года); снять земельный участок с государственного кадастрового учета.

Исковые требования мотивированы тем, что по договору аренды от 22 ноября 2011 года № 196 Администрация района предоставила в аренду на 49 лет Бочарову М.А. земельный участок площадью 19 203 кв.м. с кадастровым номером 03:17:230106:2, в местности <...> под сенокошение. В 2019 году в адрес Администрации района поступило представление Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства, поскольку указанный земельный участок полностью расположен на землях государственного лесного фонда.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Управление Росреестра по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия (далее – РАЛХ).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца АМО «Северо-Байкальский район» по доверенности (л.д. 18) Андросова И.Г., пояснила, что нарушение права истца было установлено при получении представления прокурора в ноябре 2019 года.

Ответчик Бочаров М.А., его представитель по доверенности Суворова О.А. иск не признали, пояснили, что семьей Бочарова М.А. спорный земельный участок использовался под сенокошение со времен существования колхоза «Победа», ранее участок не был включен в лесной фонд, просили применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица Природоохранной Северобайкальской межрайонной прокуратуры прокурор Манданов Р.А. с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, и распоряжение земельным участком неуполномоченным на то лицом, постановка его на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель, чем земли лесного фонда, дальнейшее предоставление земельного участка в аренду, является незаконным.

       Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства РБ по доверенности Рыбин Д.В., ранее Кузина С. Н. с требованиями истца согласились, пояснили, что границы лесных кварталов лесного фонда постоянно уточнялись и автоматически включались в лесные квартала, ранее установленные. Ответчик Бочаров не лишен права вновь обратиться для заключения договора аренды, но уже в РАЛХ.

    Представитель третьего лица Управления Росреестра по РБ Понамарчук Г.Н., также посчитала иск подлежащим удовлетворению, суду пояснила, что участок также расположен в пределах водоохраной полосы озера Байкал.

    Судом постановлено выше приведенное решение.

    В апелляционной жалобе ответчик Бочаров М.А. просит решение суда отменить в удовлетворении требований отказать, указывает, что судом дана неверная оценка обстоятельствам по делу. Спорный земельный участок находился в пользовании колхоза «Победа» и использовался для сенокошения. После прекращения деятельности колхозом, земельный участок длительное время никому не принадлежал, в государственный лесной фонд не входил, относился к «белым пятнам». В 2011 году жителям с. Байкальское Северо-Байкальского района разрешили заключать договоры аренды земельных участков. Право аренды спорного земельного участка Бочаров М.А. приобрел на аукционе, права третьих лиц им не могли быть нарушены. В собственность Российской Федерации участок был передан в 2014 году. В то же время участок включили в государственный лесной фонд. По мнению автора жалобы, суд в своем решении не привел правовое обоснование признания сделки недействительной, необоснованно отказал в применении срока исковой давности.

    В суде апелляционной инстанции ответчик Бочаров А.М., его представитель Суворова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, суду дополнительно пояснили, что земельный участок расположен на губе, с одной стороны озеро Байкал, с другой – озеро Баргунда, все земли вокруг с. Байкальского относятся к государственному лесному фонду, другой земли нет. Земли используются жителями с. Байкальское. При признании договора аренды не действительным он не сможет пользоваться участком, соответственно не сможет прокормить домашний скот. Переоформить договор с РАЛХ, как ему предложили в лесхозе, он не может, так как это повлечет значительные для него расходы. В настоящее время он пенсионер с доходом в 12 000 руб. в месяц.

    Представитель истца АМО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В., представитель третьего лица РАЛХ по доверенности Кривобокова В.В. ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, о чем направили в суд письменные заявления.

    Третьи лица: Управление Росреестра по РБ, Северобайкальский природоохранный прокурор, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, судебные извещения, направленные им заказными письмами с уведомлением, получены адресатами, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявляли.

    Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

    Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) в редакции Федерального закона от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ, действовавшей на момент образования спорного земельного участка и заключения договора аренды, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    Органами местного самоуправления осуществляются управление, владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статьи 11, 84 ЛК РФ).

    В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

    В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации

    На территории Республики Бурятии к таким органам относится РАЛХ.

    Согласно ст. 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли лесного фонда, земли водного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    В силу частей 1, 6 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

    В ст. 3 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, действовавшей на момент образования спорного земельного участка и заключения договора аренды, указано, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Статья 6 ЛК РФ предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

    Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

    В ныне действующей редакции ч. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

    Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

    В соответствии со п.1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.

    В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

    Исходя из приведенных выше положений законодательства, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных ею органов исполнительной власти, в том числе органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 19 203 кв.м. с кадастровым номером ... в местности <...> образован в соответствии со схемой его расположения, утвержденной постановлением главы АМО «Северо-Байкальский район» от 10 ноября 2011 года № 602.

    Постановлением АМО «Северо-Байкальский район» от 21 ноября 2011 года № 763 указанный земельный участок предоставлен Бочарову М.А. в аренду сроком на 49 лет за плату из земель сельскохозяйственного назначения под сенокошение.

    22 ноября 2011 года на основании приведенного постановления между арендодателем АМО «Северо-Байкальский район» и арендатором Бочаровым М.А. заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 196. Его местоположение определено на основании ситуационного плана, из которого видно, что участок представляет собой часть суши, выступающую в озеро Байкал, по одну сторону которого находится губа Болсодей (озеро Баргунда), по другую – озеро Байкал. Участок передан по акту приема-передачи.

    Земельный участок поставлен на кадастровый учет 9 ноября 2011 года с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – сенокошение.

Ограничение прав на земельный участок, в виде права аренды Бочарова М.А. зарегистрировано в ЕГРН 19 декабря 2011 года.

Согласно разделу 4.1. сведений ЕГРН участок расположен в границах прибрежной защитной полосы озера Байкала, в Центральной экологической зоне озера Байкала, что также подтверждено заключением Управления Росреестра по РБ от 30 января 2020 года № ВН/01450 и приложенной к заключению схемой, фрагментом публичной кадастровой карты.

Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» земельный участок 03:17:230106:2 пересекает часть выдела 27 квартала 445, часть выдела 28 квартала 446, выдела 33 квартала 449 Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятии, площадь пересечения составляет 19 203 кв.м., то есть полностью расположен на землях государственного лесного фонда.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок из категории - земли лесного фонда, с кадастровым номером ... общей площадью 1 654 723,53 га, расположенный в <...>, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись в ЕГРН от 18 ноября 2011 года ...).

Отнесение земельного участка, расположенного в кварталах 445, 446, 449 Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятии к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, подтверждается информацией государственного лесного реестра с картой-схемой расположения лесного участка, таксационным описанием кварталов Байкальского участкового лесничества, лесоустроительным планшетом, которые являются первичными источниками информации отнесения земельного участка к лесному фонду.

В соответствии с описанием лесного участка, приведённого в приложении к карте-схеме Северо-Байкальского лесничества, земли, в том числе 22-510 Байкальского участкового лесничества отнесены к защитным лесам и расположены в водоохраной зоне озера Байкала.

Отделом геодезии и картографии Управления Росреестра по РБ дано заключение от 30 января 2020 года № ВН/01450, из которого следует, что спорный земельный участок частично находиться в границах водоохраной зоны оз.Байкал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2018 года № 507-р «О внесение изменений в приложение к распоряжению Правительства от ... ...-р» с учетом сведений ЕГРН, частично расположен в границах прибрежной защитной полосы оз.Байкал, утвержденных Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 18 декабря 2015 года № 251 «Об установлении границ прибрежной защитной полосы озера Байкал на территории Иркутской области и Республики Бурятия» в соответствии со сведениями ЕГРН.

Руководствуясь ст. 8, ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, ч. 7 ст. 11 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее – Вводный закон), ч. 2 ст. 168, статьями 606-608 ГК РФ, учитывая, что полномочиями по предоставлению земель лесного фонда Российской Федерации на территории Республики Бурятия наделен РАЛХ, и установив, что спорный земельный участок, фактически образован из лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:5049, зарегистрированного за Российской Федерацией, и находится на землях лесного фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о предоставлении этого участка Администрацией района Бочарову М.А. в отсутствие соответствующих полномочий и в нарушение требований лесного и земельного законодательства.

Изложенное позволило суду прийти к выводу о наличии оснований для признания спорного договора аренды от 22 ноября 2011 года недействительным и применить последствия недействительной сделки в виде снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, исключении записи о нем из ЕГРН.

Доводы стороны ответчика о том, что спорный земельный участок на день передачи его в аренду Бочарову М.А. не находился в собственности Российской Федерации и не относился к землям лесного фонда, судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

    Согласно ст. 3 Вводного закона, ст. 8 ЛК РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (ст. 7 ЛК РФ).

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями ст. 68 ЛК РФ наряду с другими работами включает в себя, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков и таксацию лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".

Редакция ст. 68.2 ЛК РФ, действовавшая на момент регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, предусматривала установление границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (ч. 2).

В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

    В ст. 67 ЛК РФ закреплено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

На момент образования земельного участка 03:17:230106:2 и на день регистрации права собственности за Российской Федерацией, действовала Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденная приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 года № 265, в соответствии с которой проводилась таксация лесов, аэрофотосъемка, составлялись абрисы и прочее, а лесоустроительные планшеты признавались основной лесной картой, составляемой на геодезической или топографической основе. По ним устанавливались границы лесного фонда.

Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (ч. 3 ст. 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2).

Согласно ст. 92 ЛК РФ, в редакции действующей на момент возникновения арендных отношений, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(далее – Закон N 221-ФЗ)).

Статья 47 Закона N 221-ФЗ предусматривала, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 221-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

С 1 января 2017 года действует Закон N 218-ФЗ, по смыслу ч. 6 ст. 72 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лесной участок, сведения о котором внесены в ЕГРН при государственной регистрации права, считается поставленным на государственный кадастровой учет со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 года № 377 «О правилах проведения лесоустройства», действовавшим до 16 апреля 2012 года, предусматривалось, что материалы лесоустройства являются основанием для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Положения ст. 91 ЛК РФ, Приказа Рослесхоза от 30 мая 2011 года N 194 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра" предусматривают внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Таким образом, информация о лесных участках, в том числе о границах лесного фонда, содержащаяся в лесоустроительной документации не является фиксированной, а может изменяться в зависимости от результатов выполненных мероприятий по лесоустройству. Включение земель в лесной фонд вследствие проведения мероприятий по лесоустройству лишь подтверждает тот факт, что эти земли относились к лесному фонду, несмотря на отсутствие сведений о них, и не связано с переводом земель из одной категории в другую.

С учетом изложенного, довод о том, что земельный участок относился к «белым пятнам» и на день заключения договора аренды никому не принадлежал, не имеет под собой оснований.

Изменения в лесоустроительную документацию вносились в 2013 году в отношении только выдела 33 квартала 449. Выдел 33 квартала 449, на котором частично находиться спорный земельный участок, был включен в границы лесного участка согласно Приказу Рослесхоза от 23 мая 2013 года № 142. Части выдела 27 квартала 445, выдел 28 квартала 446, на которых также расположен спорный земельный участок относились к лесному фонду.

Из описания лесного участка Северо-Байкальского лесничества, являющегося приложением к карте-схеме Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, схемы расположения лесного участка, что выдел 27 квартала 445, выдел 28 квартала 446, выдел 33 квартала 449 Байкальского участковой лесничества Северо-Байкальского лесничества относятся к защитным лесам водоохраной зоны озера Байкала, то есть находятся на землях водоохраной зоны озера Байкала и частично расположены в границах прибрежной защитной полосы озера Байкала, что следует из заключения Управления Росреестра по Республике Бурятия от 30 января 2020 года.

В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», распоряжением Правительства России от 27 ноября 2006 года № 1641-р «О границах Байкальской природной территории и её экологических зон» спорный земельный участок расположен в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, являющейся федеральной собственностью.

Согласно характеристике насаждений в квартале 449 Байкальского участкового лесничества территорию квартала 33 занимает болото низинное, осоковое.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) болота отнесены к поверхностным водным объектам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи, в соответствии с которой пруд, обводненный карьер, не имеющие гидравлической связи с природными водными объектами, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (ч. 2 ст. 102 ЗК РФ).

Следовательно, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок, покрытый поверхностными водами водного объекта, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям ст. 1, 5, 8 ВК РФ, ст. 102 ЗК РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).

Таким образом, не смотря на то, был спорный земельный участок включен в земли лесного фонда или нет, орган местного самоуправления не вправе был распоряжаться землями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ссылка суда на положения федеральных законов, на которые истец не ссылался в иске, не свидетельствует о выходе суда за рамки своих полномочий.

Основания иска закон связывает с названными в нем обстоятельствами, установив которые, суд самостоятельно определяет подлежащую применению норму материального права. Это право предусмотрено ч. 1 ст. 196 ГПК РФ. Поэтому при наличии доказательств, позволяющих установить фактические обстоятельства по делу, необходимые для применения иной нормы права, чем та, на которую ссылается истец, суд может самостоятельно применить указанную норму. В таком случае суд не выходит за пределы заявленных требований, поскольку основывается лишь на тех обстоятельствах, на которые ссылается истец.

Поскольку Администрация района не имела правовых оснований распоряжаться спорным земельным участком, суд обоснованно признал сделку недействительной в силу ее ничтожности.

В соответствии с редакцией ст. 168 ГК РФ, действующей на момент образования земельного участка 03:17:230106:2 и заключения договора аренды земельного участка, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, признавалась ничтожной, если закон не устанавливал, что такая сделка оспорима, или не предусматривал иных последствий нарушения.

Между тем, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности.

По мнению коллегии, суд первой инстанции, отклонив заявление ответчика о пропуске Администрацией района срока исковой давности и сделав вывод о том, что в данном деле к требованию о признании недействительным договора аренды земельного участка не применяется исковая давность, неправильно применил положения ГК РФ.

В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 названного Кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Частью 1 ст. 181 ГК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения оспариваемого договора, было предусмотрено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года; течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и ст. 1153 части третьей ГК РФ" (далее - Закон N 100-ФЗ) в ГК РФ были внесения изменения, ч. 1 ст. 181 данного Кодекса изложена в новой редакции, согласно которой срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (ч. 3 ст. 166 ГК РФ) составляет три года; течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения; при этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Часть 9 ст. 3 Закона N 100-ФЗ содержит переходные положения, касающиеся правил исчисления и применения новых сроков исковой давности.

В п. 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" разъяснено, что положения ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Закона N 100-ФЗ применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 01.09.2013 (ч. 6 ст. 3 Закона N 100-ФЗ). При этом согласно ч. 9 ст. 3 Закона N 100-ФЗ сроки исковой давности и правила их исчисления, в том числе установленные ст. 181 ГК РФ, применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.

Из изложенного следует, что течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

Суд первой инстанции, сославшись на то, что Администрация района обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц, следовательно, срок исковой давности следует исчислять с того момента, когда лицо, в интересах которого подан иск, узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При этом суд сослался на разъяснения, данные в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» из содержания которого следует, что по смыслу ч. 1 ст. 200 ГКРФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Применяя приведенные разъяснения, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, предусмотренных законом.

Такого закона, дающего органу местного самоуправления право обратиться с иском в защиту неопределенного круга лиц, судом первой инстанции не приведено.

Между тем, в данном случае у Администрации района, как органа местного самоуправления, отсутствуют права в публичных интересах обратиться с иском о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности. Администрация является стороной сделки, поэтому срок исковой давности подлежал применению.

Спорный земельный участок был образован путем утверждения схемы расположения земельного участка и его кадастровый учет осуществлен в 2011 году, а администрация района на тот момент знала, что участок расположен на землях Байкальской природной территории в Центральной экологической зоне, которая находится в собственности Российской Федерации (а об этом администрация района не могла не знать, так как границы Байкальской природной территории установлены до образования спорного земельного участка), следовательно, с 2011 года истцу было известно о незаконности его действий по распоряжению земельным участком.

Поскольку исполнение оспариваемого договора аренды земельного участка началось со дня передачи земельного участка в аренду - 22 ноября 2011 года, Администрация района, как сторона сделки, обратившись в суд с настоящим иском в 2019 году, пропустила срок исковой давности, о применении которой заявил ответчик.

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения городского суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований администрации МО «Северо-Байкальский район», в связи с пропуском срока исковой давности.

      Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 3 февраля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Администрации МО «Северобайкальский район» к Бочарову Михаилу Анатольевичу о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки отказать.

Председательствующий:

Судья коллегии:

33-1467/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Северо-Байкальский район
Ответчики
Бочаров Михаил Анатольевич
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ
Республиканское агентство лесного хозяйства РБ
Суворова Ольга Александровна
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Кушнарёва Ирина Константиновна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
20.03.2020Передача дела судье
24.03.2020Производство по делу приостановлено
29.04.2020Производство по делу возобновлено
20.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Производство по делу возобновлено
13.07.2020Судебное заседание
18.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
13.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее