Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 16-1642/2021 от 03.02.2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1642/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 апреля 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыкова Сергея Александровича на вступившие в законную силу решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 25 июня 2020 и решение судьи Оренбургского областного суда от 1 сентября 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора ФГКУ «Специального управления ФПС № 31 МЧС России» по пожарному надзору от 24 марта 2020 № 2, оставленным без изменения решением судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 25 июня 2020, начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 160000 рублей.

Решением Оренбургского областного суда от 1 сентября 2020 постановление должностного лица от 24 марта 2020 и решение судьи районного суда от 25 июня 2020 изменены.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыков С.А. выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Калмыкова С.А. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенных в условиях особого противопожарного режима.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Указанной статьей Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, установленные органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности должностных лиц в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей должностные лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2019 N 297-п "О введении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима" с 1 мая 2019 г. на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 сентября 2019 № 749-пп особый противопожарный режим на территории Оренбургской области отменен с 1 октября 2019.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе, к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которыми определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 сентября 2019 в ходе проведения на основании решения о проведении проверки, принятого военным прокурором 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549, старшим помощником военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть , майором юстиции ФИО3 с участием специалистов: заместителя начальника отделения ФГПН Специального управления ФПС № 31 МЧС России майора внутренней службы ФИО8 заместителя командира группы охраны и обороны войсковой части старшего лейтенанта ФИО5, - проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ войсковая часть , расположенной по адресу: ЗАТО <адрес> выявлено нарушение требований пожарной безопасности (с учетом изменений, внесенных решением Оренбургского областного суда от 1 сентября 2020 в постановление государственного инспектора от 24 марта 2020 и решение судьи районного суда от 25 июня 2020): выразившееся в следующем:

3/4              пожарное ДЕПО, помещения парка батальона боевого обеспечения, учебные корпуса № 1.2 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре. Основание: ст. 52 ФЗ от 22.07.2008 г № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3/4              отсутствуют сертификаты на материалы, применяемые для отделки полов и стен на путях эвакуации пожарного ДЕПО, коридоров АСО. Основание: п. 4.3,2 свода правил 1.13130.2009 г.;

3/4              прилегающая территория парка ББО от сухой травы, листвы и мусора не очищена. Основание: п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. №390;

3/4              в парке ББО, в учебных корпусах № 1, 2 своевременная перезарядка и замена огнетушителей не обеспечена. Основание: п. 70, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390;

3/4              все помещения парка ББО и учебного корпуса АСО молниезащитой не оборудованы. Основание: ст. 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности – ФЗ от 22.07.2008 № 123, п. таблицы 1 РД 32.21.122-87 (Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений);

3/4              во всех помещениях парка ББО, а также на автомобильной технике находятся огнетушители с истекшими сроками перезарядки, освидетельствования и своевременной замены (неисправны). Основание: п.70, п.478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390; фото 37 приложения к акту осмотра пожарного депо от 25.09.2019);

3/4              техническая территория парка ББО, а также полоса прилегающей местности шириной 25 метров вокруг внешнего ограждения, от мелкой поросли, сухостоя не очищена, трава, на расстоянии 1 метра вокруг каждого сооружения, не выкошена. Основание: п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

3/4              план эвакуации учебного корпуса АСО, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планам эвакуации, не переработан. Основание: п. 6.2.4 и 6.2.7 ГОСТа Р 12.2.143-2009 г. «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;

3/4              в здании учебного корпуса АСО и учебного корпуса № 1 знаки пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а также эвакуационное освещение, отсутствуют. Основание: п. 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390: п. 4.3.1 СП 113130.2009 г. (Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходит);

3/4              в учебном корпусе АСО второй эвакуационный выход отсутствует. В учебном корпусе № 1 для второго, третьего этажей, эвакуационные выходы отсутствуют (заложены). Основание: п.25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390; п.6.16 СНиП 21-01-97*, п.4.2.1 СП 1.13130.2009 (Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);

3/4              эвакуационный выход учебного корпуса № 1 заперт на навесной замок. Основание: п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012г. № 390;

3/4              пожарные водоемы и гидранты, расположенные возле пожарного депо, казарм № 1.2 и штаба ГРСС войсковой части 68545 не оборудованы подъездными путями с площадками, размерами 12x12 метров для разворота пожарных автомобилей. Основание: ст. 98 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности-ФЗ от 22.07.2008 г.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части № 68545 гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыкова С.А., ответственного за пожарную безопасность в ФКУ войсковая часть 68545, к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: решением о проведении проверки от 25 сентября 2019; актом осмотра от 25 сентября 2019 с приложенными фотоматериалами; трудовым договором № 107/5 от 25 марта 2019, заключенным с Калмыковым С.А.; письменными объяснениями Калмыкова С.А. от 23 октября 2019; а также иными материалами дела.

Вышеуказанные доказательства получили правовую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыкова С.А. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При рассмотрении дела судьями нижестоящих инстанций на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана надлежащая юридическая оценка действиям Калмыкова С.А. и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности Калмыкова С.А. в его совершении.

Доводы жалобы начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыкова С.А. являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях вышеуказанного должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде штрафа, предусмотренное частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено начальнику службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыкову С.А. в пределах санкции статьи.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление государственного инспектора ФГКУ «Специального управления ФПС № 31 МЧС России» по пожарному надзору от 24 марта 2020 № 2 и решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 25 июня 2020, измененные решением судьи Оренбургского областного суда от 1 сентября 2020, и решение судьи Оренбургского областного суда от 1 сентября 2020 в отношении начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации Калмыкова Сергея Александровича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Калмыкова Сергея Александровича оставить без удовлетворения.

Судья С.И. Шкуров

16-1642/2021

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
КАЛМЫКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее