№ 2а-39(1)/2021
64RS0028-01-2020-002787-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2021 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Рязанцевой А.А.,
с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Коршуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Иванову Сергею Валерьевичу о признании информации в сети Интернет о продаже трудовых книжек без осуществления трудовой деятельности, информацией распространение которой на территории Российской Федерации запрещено
установил:
Пугачевский межрайонный прокурор в обоснование административного иска указал, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе мониторинга сети Интернет выявлено, что в свободном доступе в сети Интернет на Интернет-ресурсах с доменными именами: <Данные изъяты>, размещена информация о продаже трудовых книжек со стажем без осуществления трудовой деятельности. При проведении проверки установлено, что вышеуказанные Интернет-ресурсы являются сайтами, предназначенными для передачи информации посетителям сети Интернет. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами. На момент проверки вышеуказанные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в едином реестре отсутствует.
Истец указывает, что целью обращения в суд с требованием в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ, для ограничения доступа вышеуказанной информации как незаконной.
В связи с изложенным, административный истец просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет-сайтах <Данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора административный иск уточнила. Указала, что в настоящее время имеется информация о внесении в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», по основаниям предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ, страниц сайтов с URL-адресами: <Данные изъяты>, на основании решений судов. В указанной части административный иск не поддерживает. В остальной части административный иск поддержала, просила его удовлетворить.
Административный ответчик Иванов С.В., являющийся администратором поддомена <Данные изъяты>, домена второго уровня <Данные изъяты> доменного имени <Данные изъяты> о времени и месте судебного заседания извщался по известному месту жительства, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы Роскомнадзора по Саратовской области, о дате и времени рассмотрения дела извещен, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. В письменном ходатайстве руководитель указал, что решение о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации оставляет на усмотрение суда.
Суд, с учётом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса, извещенного надлежащим образом в силу ст. 150 КАС РФ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » (далее по тексту - ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.06.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » установлено, что информационно -телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Форма трудовой книжки и форма вкладыша в трудовую книжку, а также Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовление бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (вместе с "Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей").
Образцы трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, а также Порядок обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, установлены Приказом Минфина РФ от 22.12.2003 N 117н "О трудовых книжках" (вместе с "Порядком обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2003 N 5356).
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Таким образом, предоставление возможности с помощью информационно -телекоммуникационной сети Интернет к информации побуждающей к совершению действий о способах продажи трудовых книжек со стажем без осуществления трудовой деятельности предусматривает уголовную ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Согласно ч. 4 ст.7 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с п.1 ст. 9 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ.
Согласно ст.15.1 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено », в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Пунктом 2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии пп.а,б п.5 с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228.
В соответствии с. п.5 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о способах продажи трудовых книжек со стажем без осуществления трудовой деятельности.
В целях ограничения доступа к страницам Интернет-сайта: <Данные изъяты>, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы Интернет-сайта в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
На момент проверки данные указатели страниц сайта, на которых размещена названная информация, в реестре отсутствуют.
На страницах Интернет-сайта <Данные изъяты>, содержится запрещенная информация, доступ осуществляется свободно.
Поскольку информация, размещенная на названных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр,
необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и об их удовлетворении.
Руководствуясь ст. 265.5, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах сайта с URS-адресами:<Данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц Интернет-сайта <Данные изъяты> в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 15 января 2021 г.
Судья