Судья Бухаринова К.С.
Дело № 2-4459/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-701/2022
20 января 2022 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Челюк Д.Ю., Мокроусовой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Козочкина Александра Петровича к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Челябинской области, войсковой части № г. Москва о признании права на меры социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Козочкина Александра Петровича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Козочкина А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козочкин А.П. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Челябинской области о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о признании за ним права на меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. «Б» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», начиная с даты выдачи удостоверения участника подразделения особого риска – 22 августа 2019 года.
В обоснование иска указал, что в период с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года проходил срочную военную службу в в№ районе г<адрес>, являлся непосредственным участником испытаний ядерного оружия – участником действий подразделений особого риска. В соответствии с выданным удостоверением участника действий подразделений особого риска, имеет право на меры социальной защиты, предусмотренные п.п. «Д» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» как «непосредственный участник подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ». Полагал, что имеет право на меры социальной защиты, предусмотренные п.п. «Б» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» как «непосредственный участник подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ», поскольку фактически принимал участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других поражающих факторов ядерного оружия, являлся старшим пробоотборщиком.
Протокольным определением от 03 июня 2021 года судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть №.
Истец Козочкин А.П. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Военного комиссариата Челябинской области ФИО13., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Войсковой части № в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Козочкину А.П. отказал.
Не согласившись с решением суда, истец Козочкин А.П. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции в своем решении установил, что вопрос об установлении требуемой категории находится в компетенции Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, которое он должен был обжаловать, в связи с чем пришел к выводу о том, что он должен защищать свои права путем обращения в суд с административным иском. Полагает, что судом первой инстанции нарушен порядок судопроизводства, ему отказано в правосудии. Считает, что в своем исковом заявлении он просил проверить соответствие закону действий ответчиков и решить вопрос о наличии у него соответствующего права, в связи с чем спор подлежал рассмотрению судом первой инстанции на основании Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса административного производства Российской Федерации. Кроме того, указал, что судом по делу проведена комплексная радиобиологическая экспертиза, которая установила, что полученная им доза облучения превышает предельно допустимую, связана с прохождением им военной службы.
В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Военного комиссариата Челябинской области ФИО14., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители ответчиков не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 на граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, распространяется действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые, в частности являются непосредственными участниками подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" утверждены критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.
С учетом данных критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и гражданского персонала войсковых частей, военных учреждений, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов Министерства безопасности Российской Федерации, внутренних войск, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального управления железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации, других воинских формирований, начальствующий и рядовой состав органов внутренних дел, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, под землей (в том числе в условиях нештатных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия), боевых радиоактивных веществ и учениях с применением такого оружия, в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся: непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 01 января 1963 года при выполнении служебных обязанностей: в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке; в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования; в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ; в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств (пункт 1); непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе: государственных комиссий по проведению испытаний; экипажей самолетов (вертолетов) пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений; групп съема материалов регистрации; групп обслуживания аппаратурных комплексов; групп радиационных и медико-биологических исследований с радиоактивно загрязненными биообъектами; групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки; групп радиационной разведки; групп живучести; групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей их дезактивацией; групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок, при этом выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп относится к действиям в подразделениях особого риска (пункт 2); непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, при выполнении служебных обязанностей в составе: экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с момента возникновения радиационных аварий до их ликвидации; персонала технических баз и вспомогательных служб флота, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах; государственных и ведомственных комиссий, назначенных для расследования причин возникновения радиационных аварий и работавших на аварийных объектах (пункт 3); непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 года в составе: персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, поверочные лаборатории, службы хранения); персонала хранилищ узлов ядерных зарядов; специалистов военных представительств, непосредственно осуществлявших контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов (пункт 4); непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей: в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва; в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни; в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне; в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения (пункт 5), при этом критерии, указанные в настоящем пункте, также распространяются на участников работ, осуществляемых после подземных ядерных взрывов, происшедших в условиях нештатных радиационных ситуаций.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Козочкин А.П. в период с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года проходил военную службу в войсковых частях №, дислоцировавшихся в городе <адрес> (л.д. 37-49 том 1).
15 марта 2019 года Козочкин А.П. обратился в Военный комиссариат г. Озерска с заявлением о направлении документов в Центральную комиссию Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия в действиях подразделения особого риска (л.д. 114 том 1).
19 марта 2019 года военный комиссариат г. Озерска направил документы Козочкина А.П. командиру войсковой части № в <адрес> для рассмотрения вопроса об отнесении Козочкина А.П. к гражданам из подразделений особого риска и выдачи удостоверения участнику испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне (л.д. 115 том 1).
В 2019 году Центральной комиссией, организация деятельности которой осуществляется войсковой частью №, было принято решение об отнесении Козочкина А.П. к участникам действий подразделений особого риска и выдаче удостоверения, как лицу, поименованному в п.п. «Д» п. 1 Постановления, за непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведение и обеспечение работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ при выполнении служебных обязанностей (л.д. 50 том 1).
22 августа 2019 года Козочкину А.П. выдано удостоверение участника подразделения особого риска ОРС № с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренные п.п. «Д» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 22 том 1).
В ответе войсковой части <адрес> от 18 марта 2020 № 448/16/3657 разъяснено, что вопрос о возможности изменения категории социальной защиты рассматривался на заседании Центральной комиссии. В связи с тем, что представленные документы, находящиеся в личном деле Козочкина А.П., не дают оснований для изменения категории непосредственного участия в действиях подразделений особого риска с «д» на «б», Центральная комиссия решила отказать Козочкину А.П. в изменении категории социальной защиты с «Д» на «Б» ( л.д. 57 том 1).
Из ответа Министерства Обороны Российской Федерации от 20 августа 2020 № 448/16 усматривается, что вопрос о возможности изменения категории социальной защиты рассматривался на заседании Центральной комиссии, и было принято решение (протокол от 22 марта 2020 года № 86): отказать Козочкину А.П. в изменении категории социальной защиты с «Д» на «Б». Оснований для повторного рассмотрения вопроса об изменения категории непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, указанной в выданном истцу удостоверении не имеется. Кроме того, указано, что приложенная к обращению Козочкина А.П. копия отчета о цитогенитеческом исследовании была составлена без учета особенностей прохождения военной службы (л.д. 34 том 1).
Согласно заключению эксперта № 231рб/08/21, составленному ООО «Научно-исследовательского института судебной экспертизы – СТЭЛС» на основании определения Центрального районного суда г.Челябинска от 14 июля 2021 года по делу о назначении комплексной судебной радиобиологической экспертизы, у Козочкина А.П. выявлена доза облучения превышающая предельно допустимую, полученная доза облучения связана с последствиями прохождения Козочкиным А.П. воинской службы в период с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года в войсковой части №, войсковой части № в районе г<адрес> (л.д. 125-251 том 1).
Согласно ответу ФГКУ «12 ЦНИИ» МО РФ в журналах службы радиационной безопасности Семипалатинского полигона, которые находятся на хранении в ФГКУ «12 ЦНИИ» МО РФ (войсковая часть №), Козчкин А.П. не значится (л.д. 62 том 1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Козочкину А.П., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку вопрос об установлении категории находится в компетенции Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, принятое решение об установлении категории «Д» незаконным признано не было, решение об отказе в изменении категории социальной защиты с «Д» на «Б» обжаловано не было, то суд не вправе в рамках настоящего гражданского дела устанавливать или изменять категорию социальной защиты. При этом суд учел, что истец не лишен права вновь обратиться с соответствующим заявлением для рассмотрения вопроса об изменении категории социальной защиты, представив в качестве доказательства заключение эксперта.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы истца об обратном, не состоятельны в силу следующего.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2016 года №590 "О Порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан" утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан" (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка определено, что факт непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска устанавливается Центральной комиссией для каждого лица индивидуально.
Судебная коллегия отмечает, что Козочкин А.П. обратился в суд с настоящим иском, оспаривая действия Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Челябинской области и войсковой части 31600, не представив ответчикам соответствующего удостоверения единого образца, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (ввиду его отсутствия у истца на момент обращения), подтверждающего право на отнесение к соответствующей категории лиц, полагая, что для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и признании за ним права на меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. «Б» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», достаточными будут являться представленные архивные справки Министерства обороны Российской Федерации о прохождении службы на территории Казахской ССР в период проведения испытаний ядерного оружия.
При этом истец не оспаривал и указывал на то, что обращался в Центральную комиссию, организация деятельности которой осуществляется войсковой частью №, с заявлением об изменении категории непосредственного участия в действиях подразделений особого риска с «д» на «б», в чем ему было отказано.
Доводы жалобы истца в этой связи о неверной оценке судом представленных доказательств, судебная коллегия отклоняет, как противоречащие нормам материального права в сфере регулирования спорных правоотношений. В данном случае не исключается право истца на обращение с самостоятельными требованиями с представлением соответствующих доказательств отнесения к определенной категории с учетом полученной дозы радиации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации. При этом оценка наличия у истца суммарной дозы радиации и установление связи полученной радиации с фактом проживания/прохождения службы на определенной территории должна быть осуществлена компетентным органом.
Кроме того, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции истцом не представлено доказательств, подтверждающих его непосредственное участие в период срочной военной службы с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года г. в нештатных радиационных ситуаций при испытаниях ядерного оружия на <адрес>. Нештатных ситуаций в указанный период службы Козочкина А.П. не было зарегистрировано.
Доводы истца в апелляционной инстанции в той части, что заключение экспертизы подтверждает полученную им в период срочной службы дозу облучения отклоняются судебной коллегией, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, так как указанное заключение эксперта должно оцениваться с иными доказательствами, подтверждающими непосредственное участие Козочкина А.П. в испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных ситуаций и других поражающих факторов ядерного оружия.
Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козочкина Александра Петровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.01.2022 года.