Решение по делу № 33а-23543/2017 от 25.10.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-23543/2017

г. Уфа                                 8 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Кривцовой О.Ю.,

судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.,

при секретаре Шугаиповой Э.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Билаловой ФИО10 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, восстановлении утраченного права, признании незаконным решения, выраженного в отказе во включение в число участников программы,

по апелляционной жалобе Билаловой З.М. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., объяснения Билаловой З.М., ее представителя Шарафутдинова Р.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Хасановой Г.Д., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

                        установила:

Билалова З.М. обратилась с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее администрация СП Алексеевский с/с МР Уфимский район РБ) от дата ее семья признана малоимущей и принята на учет для улучшения жилищных условий. дата договором безвозмездного предоставления в собственность земельного участка от дата №... истцу предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 802 кв.м., адрес объекта: адрес.

В начале апреля истец в администрации СП Алексеевский с/с МР Уфимский район РБ выяснил, что ее семья имеет право участвовать в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В начале апреля 2017 года Билаловой З.М. собран пакет документов и подано заявление в Администрацию муниципального района Уфимский район РБ о включении её семьи в число участников указанной программы.

дата посредством почтовой связи истец получила уведомление, отправленное администрацией СП Алексеевский с/с МР Уфимский район РБ, где указано, что ей отказано во включении в число участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Согласно выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации СП Алексеевский с/с МР Уфимский район РБ от дата семья Билаловой З.М. исключена из списка очередников на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Административный истец считает решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ от дата незаконным, повлекшим нарушение ее прав, выразившееся в отказе во включении её в число участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», вопрос об исключении Билаловой З.М. из списка очередников рассмотрен без ее участия.

Административный истец Билалова З.М. просит признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата в части исключения ее семьи из списка очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить утраченные права семьи Билаловой З.М. путем включения в список очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в той же очередности, в которой она находилась на момент исключения. Признать незаконным решение Администрации муниципального района Уфимский район РБ, выраженное в отказе во включении ее в число участником ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020 года». Восстановить право Билаловой З.М. путем включения в число участников указанной программы в очередности, в которой она должна была находиться на момент принятия решения по ее заявлению.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований Билаловой З.М. отказано.

В апелляционной жалобе Билалова З.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что дата Билалова З.М. обратилась в СП Алексеевский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ с заявлением о постановке ее и членов ее семьи в количестве 3 человек (заявитель и двое ее несовершеннолетних детей 2000 и 2005 годов рождения) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав предполагаемый способ улучшения жилищных условий- предоставление земельного участка.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ от дата семья Билаловой З.М. признана малоимущей и принята на учет для улучшения жилищных условий.

дата на основании постановления главы администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата №... по договору №... истцу предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 802 кв.м., адрес объекта: адрес.

дата произведена государственная регистрация права собственности Билаловой З.М. на указанный земельный участок.

дата у Билаловой З.М. родился третий ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении №..., о чем она сообщила административному ответчику заявлением дата (л.д. 56).

дата решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет MP Уфимский район РБ ввиду получения семьей Билаловой З.М. земельного участка административный истец исключена из списка очередников на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Билаловой З.М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно исходил из того, что основания, дающие право Билаловой З.М. на получение жилого помещения по договору социального найма, утрачены ею еще до рождения третьего ребенка, на учет в качестве нуждающейся Билалова З.М. была принята с составом семьи- заявитель и двое несовершеннолетних детей, не усмотрев оснований для распространения на возникшие правоотношения нормы пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

Частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2); предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5).

В 2014 г. Билаловой З.М. с составом семьи 3 человека (заявитель и двое ее несовершеннолетних детей 2000 и 2005 годов рождения) был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального строительства, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилом помещении, которое и было принято дата решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет MP Уфимский район РБ.

Таким образом, снятие семьи Билаловой З.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма было произведено в соответствии с действующими положениями закона и незаконным не является.

Наличие одного лишь факта рождения у Билаловой З.М. дата третьего ребенка не является самостоятельным основанием для сохранения административного истца на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку, как указывалось выше, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В суде установлено, что Билалова З.М. обратилась в сельское поселение Алексеевский сельсовет с заявлением о принятии ее и членов ее семьи в составе уже 4 человек (заявитель и трое несовершеннолетних детей, в том числе сын 2016 года рождения) на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, лишь дата, то есть после вынесения административным ответчиком оспариваемого решения. Указала предполагаемый способ в улучшении жилищных условий- участие в программе ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020 года».

Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет МР Уфимский район РБ от дата семья Билаловой З.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При этом, пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598) установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).

Согласно положениям подпункта "г" п. 4 названного Типового положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку на момент подачи Билаловой З.М. заявления дата семья заявителя административного истца исключена из списка очередников, то у администрации MP Уфимский район РБ не имелось оснований для включения ее в число участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Что касается ссылки в апелляционной жалобе на нарушение требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о сроке принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то, с учетом предоставления в 2014 г. Билаловой З.М. в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального строительства, это обстоятельство не влечет сохранение за административным истцом права состоять на данном учете. Тем более, что срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на принятие решения о снятия гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока. В связи с изложенным само по себе данное обстоятельство, без учета иных фактических данных, установленных по делу, отсутствия сведений о том, что административный истец своевременно известила администрацию сельского поселения Алексеевский сельсовет МР Уфимский район РБ об утрате оснований для нахождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может служить основанием для удовлетворения требований Билаловой З.М. и восстановления его на жилищном учете.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом проверки в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

                        определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Билаловой З.М. - без удовлетворения.

Председательствующий                    О.Ю. Кривцова

Судьи                                Н.А. Александрова

                                    С.Р. Родионова

Справка: судья Мозжерина Г.Ю.

33а-23543/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Билалова З.М.
Ответчики
Администрация МР Уфимский район РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Александрова Наталия Александровна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
08.11.2017[Адм.] Судебное заседание
15.11.2017[Адм.] Передано в экспедицию
15.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее