Дело №
25RS0010-01-2022-007910-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2022 года г. Находка Приморского края
Мотивированное решение составлено 05 сентября 2022 года (в порядке статьи 199, части 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Алексеева Д. А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Адамовой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Находкинского городского округа, департаменту по делам молодёжи Приморского края о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2 (паспорт), ФИО7 (паспорт, доверенность),
от ответчика администрации Находкинского городского округа – Ижко О. В. (служебное удостоверение, доверенность),
от ответчика департамента по делам молодёжи Приморского края – явка представителя не обеспечена,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что в 2018 году он подал в администрацию Находкинского городского округа заявление об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы и на период до 2025 года муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2025 года» (далее по тексту – Подпрограмма), утверждённой постановлением администрации Находкинского городского округа от 29 августа 2014 года № 1611. В результате проведённых проверочных мероприятий семья истца была признана нуждающейся в жилом помещении в составе: ФИО2 (мать), ФИО3 (супруг), ФИО4 (дочь), ФИО5 (сын). При этом в дальнейшем в связи с расторжением брака было принято решение об отказе в признании семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении как несоответствующей определению «молодая семья».
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 26 сентября 2019 года по делу № 2-2874/2019 данный отказ признан незаконным, семья ФИО2 в составе трёх человек признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в Подпрограмме.
По мнению истца вышеуказанные действия администрации Находкинского городского округа повлекли за собой невключение семьи истца в 2019-2020 годах в списки претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования. С учётом уточнений в ходе рассмотрения дела истец просил признать за молодой семьёй в составе трех человек: ФИО2, ФИО4 (дочь), ФИО5 (сын) право на получение социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы и обязать администрацию Находкинского городского округа включить молодую семью в списки молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы с учётом даты постановки на учет.
В судебном заседании истец, представитель истца поддержали заявленные требования.
Администрация Находкинского городского округа против удовлетворения иска возражала со ссылкой на отсутствие нарушений при ведении списков участников Подпрограммы, наличие участников, имеющих первоочередное право на получение социальной выплаты (к которым семья истца не относится), а также отсутствие финансирования со стороны вышестоящих бюджетов и невозможность осуществления социальных выплат всем участникам Подпрограммы одновременно.
Департамент по делам молодёжи Приморского края (далее по тексту – Департамент молодёжи, Департамент), привлечённый к участию в деле в качестве соответчика, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В порядке части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила), молодым семьям предоставлено право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, реализация которого зависит от наличия определённых условий.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, соответствующая требованиям, указанным в данном пункте. К таким требованиям относятся: определенный возраст участников (не более 35 лет); признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи необходимого дохода. Перечень документов для участия в мероприятии подпрограммы установлен пунктами 18, 19 Правил. Представленные документы подлежат проверке в соответствии с пунктом 21 Правил.
В соответствии с пунктами 24, 25 Правил, пунктом 1 раздела 4 Подпрограммы, пунктом 8 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края списков молодых семей – участников подпрограммы и департаментом по делам молодежи Приморского края сводного списка молодых семей – участников подпрограммы, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 30 декабря 2019 № 945-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020-2027 годы» (далее по тексту – Порядок) уполномоченные органы местного самоуправления в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому году предоставления социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) стандартного жилья, формируют списки молодых семей – участников подпрограммы.
Списки формируются в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей подпрограммы с учётом даты подачи заявления молодой семьи на участие в подпрограмме.
В первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы включаются молодые семьи: поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; имеющие трех и более детей; не вошедшие в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в предыдущем году.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Порядка (приложение № 13 к постановлению администрации Приморского края от 30 декабря 2019 № 945-па) Департамент молодёжи в течение 15 рабочих дней со дня получения от уполномоченных органов местного самоуправления списков молодых семей – участников подпрограммы проверяет сведения, содержащиеся в списках молодых семей – участников подпрограммы, а также основания для признания молодых семей участниками подпрограммы, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы по форме, утверждённой приказом Минстроя России.
Утвержденный сводный список молодых семей - участников подпрограммы размещается Департаментом молодёжи на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 дней со дня его утверждения.
В соответствии с Порядком формирования и утверждения департаментом по делам молодёжи Приморского края списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в текущем году, утверждённым постановлением администрации Приморского края от 30 декабря 2019 № 945-па (приложение № 16 к указанному постановлению), Департамент молодёжи является уполномоченным органом, формирующим список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в текущем году. В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка формирования и утверждения департаментом по делам молодёжи Приморского края списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в текущем году основаниями для отказа во включении молодой семьи в список молодых семей - претендентов являются: достижение возраста 36 лет одним из супругов в молодой семье; недостаточный уровень финансирования для предоставления социальных выплат всем молодым семьям, включенным в сводный список молодых семей - участников подпрограммы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Порядка внесения изменений в сформированные списки молодых семей-участников подпрограммы и утверждённый список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 30 декабря 2019 № 945-па (приложение № 14 к указанному постановлению), под изменениями объемов финансирования в целях настоящего Порядка понимается изменение объёмов средств краевого и местного бюджетов, в том числе при недостаточном поступлении средств из федерального бюджета на данные цели. В случае изменения объёмов финансирования молодые семьи, не вошедшие в список молодых семей – претендентов подпрограммы, включаются в приоритетном порядке в список молодых семей – участников подпрограммы на следующий год в хронологической последовательности по дате принятия решения уполномоченным органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей подпрограммы с учетом даты подачи заявления молодой семьи на участие в подпрограмме, за исключением семей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, и молодых семей, имеющих трёх и более детей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец 01 июня 2018 года обратился в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о включении его семьи в состав участников муниципальной Подпрограммы. В результате проведённых проверочных мероприятий семья 08 июня 2018 года истца была признана участницей мероприятия Подпрограммы в составе: ФИО2 (мать), ФИО3 (супруг), ФИО4 (дочь), ФИО5 (сын), включена в сводный список молодых семей – участников Подпрограммы.
При этом в дальнейшем в связи с расторжением брака было принято решение об отказе в признании семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении как несоответствующей определению «молодая семья».
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 26 сентября 2019 года по делу № 2-2874/2019 данный отказ признан незаконным, семья Ковширо А. С. в составе трёх человек признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в Подпрограмме.
27 мая 2021 года администрацией Находкинского городского округа был утверждён список молодых семей – участников подпрограммы на 2022 год, состоящий из 60 молодых семей, что подтверждается решением администрации Находкинского городского округа от 27 мая 2020 года № 1-31-2497.
В указанный список молодая семья ФИО10 в составе трех человек: ФИО2, ФИО4 (дочь), ФИО5 (сын) включена под №, исходя из первоначальной даты признания молодой семьи участницей мероприятия подпрограммы 08 июня 2018 года на основании заявления от 01 июня 2018 года.
С учетом внесённых в список изменений в настоящее время молодая семья ФИО10 находилась в указанном списке под № 45 исходя из первоначальной даты признания молодой семьи участницей мероприятий подпрограммы 08 июня 2018 года.
30 мая 2022 года администрацией Находкинского городского округа был утвержден список молодых семей – участников мероприятия Подпрограммы на 2023 год, состоящий из 60 молодых семей. В указанный список семья истца включена под номером 57, исходя из первоначальной даты признания семьи истца участницей мероприятия подпрограммы 08 июня 2018 года на основании заявления от 01 июня 2018 года.
Как указано в решении выше, в первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы включаются молодые семьи: поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также семьи, имеющие трёх и более детей. Семьи, не вошедшие в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в предыдущем году, включаются в список на соответствующий год только после семей, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и семей, имеющих трёх и более детей (подпункт 4 пункта 3 Порядка внесения изменений в сформированные списки молодых семей-участников подпрограммы и утверждённый список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 30 декабря 2019 № 945-па).
В вышеуказанные списки до семьи истца включены молодые семьи, обладающие правом на первоочередное включение в список: многодетные, а также семьи, подавшие заявления на участие в мероприятии подпрограммы и признанные участниками подпрограммы ранее семьи ФИО10 (то есть до 08 июня 2018 года), не вошедшие в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в предыдущем году, что подтверждается сведениями, указанными в разделах 3, 9 списка.
Правом на первоочередное включение в список молодых семей-участников мероприятия Подпрограммы в оспариваемый период (постановка на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; наличие трёх и более детей) семья истца не обладала, доказательств обратного не имеется.
Таким образом, поскольку семья истца не обладает правом на первоочередное включение в список молодых семей – участников мероприятия Подпрограммы в оспариваемый период, её включение в списки семей – претендентов на получение социальной выплаты в следующем году перед семьями, имеющими право на первоочередное получение социальной выплаты, не будет соответствовать требованиям законодательства.
Само по себе включение семьи истца в список семей – участников Подпрограммы не влечёт за собой безусловной обязанности по предоставлению ей социальной выплаты, поскольку одним из оснований для отказа во включении молодой семьи в список молодых семей – претендентов является в том числе недостаточный уровень финансирования для предоставления социальных выплат всем молодым семьям, включённым в сводный список молодых семей – участников Подпрограммы, в связи с чем социальная выплата предоставляется в первую очередь семьям, имеющим первоочередное право на включение в соответствующий список.
В ходе рассмотрения дела установлено, что судебные разбирательства по вопросу признания семьи ФИО10 нуждающейся в жилом помещении не отразились на очерёдности семьи в утверждённых списках молодых семей – участников подпрограммы: так, до настоящего времени социальная выплата не осуществлена семьям, подавшим заявления и признанным нуждающимся в жилом помещении ранее семьи истца, что подтверждается сведениями разделов № 3, № 9 списка, поскольку получателями данных выплат в спорные периоды являлись семьи, имеющие первоочередное право на включение в список семей – претендентов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья Д. А. Алексеев