№ 2-695(15)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Зимовники 28» июля 2015 года
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,
с участием представителя Прокуратуры Зимовниковского района Ростовской области - старшего помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Дьяченко В.А.,
при секретаре Шиленко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-695(15) по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» о признании незаконной деятельности ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» по эксплуатации Верхне-Сальским филиалом источников негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, проекта ПДВ, инвентаризации, об обязании ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить Верхне-Сальским филиалом нарушение природоохранного законодательства, суд
у с т а н о в и л:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» о признании незаконной деятельности ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» по эксплуатации Верхне-Сальским филиалом источников негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, проекта ПДВ, инвентаризации, об обязании ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить Верхне-Сальским филиалом нарушение природоохранного законодательства.
В обоснование искового заявления, истец указал, следующее: «Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 6 плана работы прокуратуры, а также заданием прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства Верхне-Сальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» (далее - Верхне-Сальский филиал ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз») при использовании и охране водных объектов, атмосферного воздуха, соблюдения порядка сброса и выбросов загрязняющих веществ, режима использования водоохранных, санитарно-защитных зон, а также зон санитарной охраны водоисточников. Верхне-Сальский филиал является структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области». Согласно представленной Верхне-Сальским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» информации филиалом используются следующие источники негативного воздействия на окружающую среду: стационарный - котельная с бытовыми котлами, работающими на природном газе, для отопления производственных зданий, передвижные источники загрязнения - транспортные средства (автомобили и трактора). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 22 Федерального от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Согласно ч. ч. 1,4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 3, 22, 23, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 11, 12, 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в Верхне-Сальском филиале ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует утвержденный проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. С целью устранения указанных нарушений законов директору Верхне-Сальского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» внесено представление. Вместе с тем, согласно ответу на представление нарушения законов до настоящего времени не устранены, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено, заключен договор на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на разработку проекта предельно допустимых выбросов. В связи с отсутствием требуемых законом документов, Верхне-Сальским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» не выполняются мероприятия по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, не исключается возможность превышения источниками загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. На основании изложенного, Верхне-Сальским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» нарушаются права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст.5 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации относится формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации; установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха; установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека. Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ). Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ). Отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, полной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ может привести к угрозе загрязнения атмосферного воздуха. Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается государством через правосудие. Исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам возникающим из экологических правоотношений рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени. В соответствии со ст. 34 ГПК РФ лицом, участвующим в деле, является, в том числе прокурор. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту в частности интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту интересов Российской Федерации, должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт. В определении по делу № 78-Впр10-6 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации разъяснила, что указание прокурора при обращении в суд в защиту интересов Российской Федерации на конкретный государственный орган не является необходимым условием, предусмотренным ч. 3 ст. 131 ГПК РФ. В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Место нахождения Верхне-Сальского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз»: <адрес>, № Просят признать незаконной деятельность Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» по эксплуатации Верхне-Сальским филиалом источников негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, проекта предельно допустимых выбросов, инвентаризации. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить Верхне-Сальским филиалом нарушения природоохранного законодательства, посредством выполнения следующих действий: - проведения инвентаризации источников выбросов с целью выявления источников загрязнения атмосферного воздуха и определения качественного и количественного состава выбросов, выделяющихся в ходе технологических процессов производства; получения утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Зимовниковского района Ростовской области Дьяченко В.А. исковые требования поддержал, в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика Верхне-Сальского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» директор Киричков С.А. не прибыл, согласно представленного суду заявления: «дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, заявленные исковые требования межрайонного природоохранного прокурора признают в полном объеме».
Согласно требований ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, заявление представителя ответчика, считает, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
При проведении проверки исполнения законодательства Верхне-Сальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» при использовании и охране водных объектов, атмосферного воздуха, соблюдения порядка сброса и выбросов загрязняющих веществ, режима использования водоохранных, санитарно-защитных зон, а также зон санитарной охраны водоисточников, было выявлено следующее:
в Верхне-Сальском филиале ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует утвержденный проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С целью устранения указанных нарушений законов директору Верхне-Сальского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» внесено представление.
Вместе с тем, до настоящего времени не устранены, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено, заключен договор на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на разработку проекта предельно допустимых выбросов.
В связи с отсутствием требуемых законом документов, Верхне-Сальским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» не выполняются мероприятия по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, не исключается возможность превышения источниками загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Верхне-Сальский филиал является структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области».
Согласно представленной Верхне-Сальским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» информации филиалом используются следующие источники негативного воздействия на окружающую среду: стационарный - котельная с бытовыми котлами, работающими на природном газе, для отопления производственных зданий, передвижные источники загрязнения - транспортные средства (автомобили и трактора).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 22 Федерального от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ч. ч. 1,4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) -нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 3, 22, 23, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 11, 12, 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
На основании изложенного, Верхне-Сальским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» нарушаются права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст.5 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации относится формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации; установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха; установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ). Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, полной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ может привести к угрозе загрязнения атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В настоящее время ответчик предпринимает все необходимые меры для исполнение требований межрайонного природоохранного прокурора, так ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил договор №№ для проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (дл.д.66-68); ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил договор №№ для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу (л.д.71-73).
В соответствии со ст.173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает охраняемых прав и интересов третьих лиц, совершено ответчиком добровольно, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены.
На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Освобождая истца и ответчика от уплаты государственной пошлины, суд руководствуется п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которому, государственные органы, органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» о признании незаконной деятельности ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» по эксплуатации Верхнее-Сальским филиалом источников негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, проекта ПДВ, инвентаризации, об обязании ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить Верхне-Сальским филиалом нарушение природоохранного законодательства - удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» по эксплуатации Верхне-Сальским филиалом источников негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, проекта предельно допустимых выбросов, инвентаризации.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить Верхне-Сальским филиалом нарушения природоохранного законодательства, посредством выполнения следующих действий:
-проведения инвентаризации источников выбросов с целью выявления источников загрязнения атмосферного воздуха и определения качественного и количественного состава выбросов, выделяющихся в ходе технологических процессов производства;
-получения утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
-получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Освободить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца.
Председательствующий судья А.Ю.Зотова