Дело № 2-1093/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Левинзон К.В.
с участием истцов Грешиловой Е.В., Грешилова В.Н., Шкут Н.А.,
представителя ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» Антипиной Н.В., действующей на основании доверенности б/н от 10.01.2019, сроком до 31.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грешилова Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Грешилова М.В., Грешилов В.Н., Шкут Н.А., Шкут А.В. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству территориального развития Забайкальского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> попал в зону подтопления в связи с произошедшим в июле 2018 года на территории Шилкинского района Забайкальского края наводнением. Истцы проживают в указанном жилом доме, имеют регистрацию по месту жительства, в связи с чем обратились в администрацию городского поселения с заявлениями о включении их в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение жилищного сертификата. Однако истцам было отказано во включении их в указанный список, в связи с чем считают действия администрации незаконными. Истцы просят суд обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить их в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение жилищного сертификата.
В судебном заседании истцы Грешилов В.Н., Грешилова Е.В., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетней дочери Грешиловой М.В. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить. Указали, что дом, в котором они проживают, является аварийным и в нем невозможно проживать.
В судебном заседании истец Шкут Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Истец Шкут А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. При этом ранее в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» Антипина Н.В. исковые требования истцов не признала, представила письменные возражения на иск, в которых в удовлетворении исковых требований просила отказать, чему привела свое обоснование.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором удовлетворение требований истца оставил на усмотрение суда.
Представитель Правительства РФ в лице МЧС России, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, при этом представил отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, привел мотивы, а также просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с п.п.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 п.б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
Вопрос о предоставлении ГЖС гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом был первоначально созданной комиссией признан непригодным для проживания.
В соответствии с решением, принятым Минстроем России, комиссия может создаваться один раз на одну чрезвычайную ситуацию, и в реестр будут включены дома, обследованные в период работы этой комиссии. Спустя длительный период времени дом невозможно признать разрушенным именно от произошедшей чрезвычайной ситуации.
Согласно материалам дела, истцу Шкут Н.А., на праве собственности принадлежит <адрес> в <адрес>, в которой она проживает с супругом Шкут А.В., имеют регистрацию по указанному адресу, в момент наводнения также проживали в указанной квартире.
Согласно выписки из ЕГРН, истцу Грешиловой Е.В., на праве общей долевой собственности с Бабенко М.П. (родная мать истца) принадлежит по ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в г.Шилка. Вместе с истцом Грешиловой Е.В. проживают ее супруг Грешилов В.Н. и дочь Гршилова М.В., которые имеют регистрацию по данному адресу, в момент наводнения проживали в квартире.
Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» произошло наводнение, вызванное проливными дождями на территории Забайкальского края.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> края, <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.
Распоряжением Администрации городского поселения «Шилкинское» №40 от 29.05.2018 создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Шилкинское».
Заключением межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское № 214 от 05.09.2018 на основании акта обследования от 05.09.2018 № 214, экспертного заключения № 816/18/88 от 13.08.2018, жилой дом по адресу: <адрес>, требует проведение ремонта.
Согласно распоряжениям от 07.08.2018 и 23.01.2019 главы городского поселения «Шилкинское», вышеуказанный спорный жилой дом не был выведен из состава жилищного фонда городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» жилые помещения, непригодных для дальнейшего проживания в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года и не был включен в реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенные в результате паводка.
Согласно ответу № 47 от 05.10.2018 администрацией городского поселения «Шилкинское» Шкут Н.А. не включена в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, произошедшими в июле 2018 года на территории городского поселения «Шилокинское», поскольку в соответствии с актом обследования помещения, заключения межведомственной комиссии № 214 от 05.09.2018 жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, жилой дом требует проведение ремонта.
Согласно ответу № 5 от 06.09.2018 администрацией городского поселения «Шилкинское» Бабенко М.П., являющаяся матерью истца Грешиловой Е.В., не включена в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, произошедшими в июле 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское», поскольку в соответствии с актом обследования помещения, заключения межведомственной комиссии № 214 от 05.09.2018 жилого дома расположенного по адресу: г.Шилка, ул.Журавлева, 51, жилой дом требует проведение ремонта.
Как указывалось выше, в целях оказания государством помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации пострадавшими в результате стихийных бедствий, Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Из содержания приведенной нормы следует, что право пострадавшего в результате стихийного бедствия на получение государственного жилищного сертификата возникает при наличии определенных условий, и, прежде всего, в случае, если единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате стихийного бедствия.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, для правильного и своевременного рассмотрения данного дела, является, в частности, наличие в жилом помещении истцов недостатков, которые образовались в результате наводнения, имевшего место в Шилкинском районе в июле 2018 года.
Вместе с тем, из заключения межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское» № 214 от 05.09.2018 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> нуждается в проведении ремонта.
При таких обстоятельствах, оснований не доверять указанному заключению межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское» № 214 от 05.09.2018, у суда не имеется, при этом которое, кем-либо оспорено не было.
При этом представленные стороной истца в дело акты обследований помещений №67 и №68 и заключения межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское №67 и №68, которые были проведены администрацией городского поселения «Шилкинское» 25.07.2019, то есть спустя больше года, после произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с чем истцы не были включены в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка, поскольку прошло длительное время, в силу чего невозможно установить причины ухудшения технического состояния жилого помещения, так как на состояние помещения могли оказать влияние и природные условия за прошедший период и другие факторы, что следует из ответов администрации городского поселения «Шилкинское» за № 2157 от 19.08.2019 и № 2155 от 15.08.2019, со ссылкой на техническое заключение № 033-ВС/2019 от 11.06.2019, выполненного экспертным центром «АЛЬТАВИСТА» истцами.
Кроме этого, согласно техническому заключению № 033-ВС/2019 от 11.06.2019, выполненного экспертным центром «АЛЬТАВИСТА», был определен физический износ конструктивных элементов здания.
Вместе с тем, для признания здания непригодным для проживания, необходимо определение процента повреждения здания в результате паводка, что не установлено в вышеуказанном техническом заключении, а потому суд не принимает его в качестве доказательства о признании жилого дома непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку после возникновения чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, произошедшей в июле 2018 года, прошло длительное время, установить причины ухудшения технического состояния жилого помещения по адресу: <адрес>, не представляется возможным, так как на техническое состояние указанного жилого помещения могли повлиять другие природные явления, а также иные обстоятельства и факторы.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного и учитывая, что вопрос о предоставлении ГЖС гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом был первоначально созданной комиссией признан непригодным для проживания, поскольку комиссия может создаваться один раз на одну чрезвычайную ситуацию, и в реестр включаются дома, обследованные в период работы этой комиссии, при этом спустя длительный период времени дом невозможно признать разрушенным именно от произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с чем доводы истцов о том, что спорный дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации и находится в аварийном состоянии, не могут быть приняты во внимание.
Поскольку не доказана причинно-следственная связь между воздействием паводковых вод и состоянием жилого помещения истцов в части пригодности для проживания, оснований для признания за истцами права на получение государственного жилищного сертификата не имеется.
Также, истцами заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское № 214 от 05.09.2018 в установленном законом порядке оспорено не было.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грешилова Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Грешилова М.В., Грешилов В.Н., Шкут Н.А., Шкут А.В. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству территориального развития Забайкальского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение жилищного сертификата оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение составлено 13.12.2019.
Председательствующий С.Ю. Цукерман