Решение по делу № 2а-245/2021 от 19.04.2021

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                       Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года                                                             дело а-245/2021

<адрес>

    Левашинский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедалиева А.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,

                           УСТАНОВИЛ:

<адрес> РД в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.

        В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка, в ходе которой установлено, что предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность о принятии мер по предупреждению коррупции, не исполнена, что является грубым нарушением действующего законодательства.

        Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершениекоррупционных правонарушений.

        Согласно статье 13.3 Закона -Ф3, организации обязаныразрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

             Между тем, вопреки содержащимся в ст. 13.3 Закона -Ф3 требованиям в ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ»: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

          Администрация МР «<адрес>» не приняла меры в порядке контроля за исполнением подведомственным учреждением законодательства о противодействии коррупции.

При таких обстоятельствах, неисполнение органами местного самоуправления ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД возложенных на них полномочий по осуществлению мероприятий по предупреждению коррупции является прямым нарушением требований закона.

           Просят признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД и ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД в части не проведения мероприятий по предупреждению коррупции.

           Обязать администрацию МР «<адрес>» и ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД устранить нарушения требований вышеназванного законодательства, путем определения в названном образовательном учреждении должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов и введения процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, установив срок для устранения нарушений - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

      В соответствии с ч. 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

     На основании указанных норм, в связи с неявкой в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

     Проверив и исследовав доказательства, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

          Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

           Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

     Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12,14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

         Согласно статье 13.3 Закона -Ф3, организации обязаныразрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

        Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могутвключать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных запрофилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничествоорганизации с правоохранительными органами; разработку и внедрение впрактику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестнойработы организации; принятие кодекса этики и служебного поведенияработников организации; предотвращение и урегулирование конфликтаинтересов; недопущение составления неофициальной отчетности ииспользования поддельных документов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методических рекомендациях (п. «б» ст. 25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится    примерный перечень антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:

разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;

разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;

введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);

введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;

введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;

введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;

проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;

проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;

ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;

проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;

проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;

осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;

осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;

осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;

периодическое проведение внешнего аудита;

привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;

проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;

подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

             Также, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 и ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой <адрес> РД в образовательных учреждениях района выявлены нарушения законодательства по предупреждению коррупции.

         Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что старшим помощником прокурора <адрес> ФИО3 по заданию прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка, в результате которой установлено, что предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность о принятии мер по предупреждению коррупции ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД, не исполнена, в частности, не определены в названном образовательном учреждении должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, не разработано положение о конфликте интересов, декларация о конфликте интересов и введения процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, что является грубым нарушением действующего законодательства.

         Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

        Согласно ст.218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о принятии мер по предупреждению коррупции

Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении законодательства о противодействии коррупции.

Принимая решение по иску, суд руководствуется пунктом 1 ст. 62 КАС РФ, в силу которого, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.

При этом административный ответчик доказательств обратного (об отсутствии вышеназванных нарушений с его стороны) суду не предоставил и до настоящего времени выявленные нарушения не устранил.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд приходит к выводу об установлении ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД <адрес> РД срока для исполнения решения суда - 1 месяц с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.150 ч.7, 175-180 227, 291-294 КАС РФ, суд

                                                   решил:

Заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить полностью.

        Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» и ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД в части не проведения мероприятий по предупреждению коррупции.

        Обязать администрацию МР «<адрес>» и ФИО2 «ФИО1-ФИО2 СОШ» <адрес> РД устранить нарушения требований вышеназванного законодательства, путем:

- определения в названном образовательном учреждении должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации, положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов и введения процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, установив срок для устранения нарушений - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору <адрес> РД в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Верховный суд РД путем подачи апелляционной жалобы через Левашинский районный суд РД.

Председательствующий                                                     А.И. Магомедалиев

    Решение изготовлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-245/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Левашинского района РД
Ответчики
Администрация МР Левашинский район
МКОУ Арада Чуглинская СОШ
Суд
Левашинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедалиев Али Идрисович
Дело на странице суда
levashinskiy.dag.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация административного искового заявления
19.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее