УИД: 42RS0017-01-2021-001156-95
Дело № 2-524/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 03 июня 2021 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Татарникова В.В.,
при секретаре Гуторовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Андрея Витальевича к Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка о признании незаконным решения органа местного самоуправления о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании органа местного самоуправления восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «ветеран боевых действий»,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов А.В. обратился в суд с иском к Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, в котором, с учетом уточненного заявления, просит признать Распоряжение Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка №-р от 12.02.2021 года о снятии Кузнецова Андрея Витальевича, --.--.----. года рождения с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным; Обязать администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка восстановить Кузнецова Андрея Витальевича, --.--.----. года рождения на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «ветеран боевых действий».
Заявленные требования мотивирует тем, что он принимал непосредственное участие в боевых действиях в ***, в подтверждение чего Военным комиссариатом Кемеровской области 10.11.2004 года ему было выдано удостоверение серии БК №, подтверждающее его право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
15.02.2006 Распоряжением Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка №-р на основании его заявления он был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади и улучшении жилищных условий как участник (ветеран) боевых действий ***
Он относится к категории "ветеран боевых действий", проживает в квартире, расположенной по адресу: <****> общей площадью 44 кв.м., является членом семьи собственника данного жилого помещения, но при этом он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в соответствии с законодательством Кемеровской области составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
На момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях иного имущества по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования он не имел, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования не являлся, в собственности иных жилых помещений не находилось, членом семьи собственника иного жилого помещения на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося он не являлся.
Квартира, принадлежащая его матери на праве собственности, расположенная по адресу: <****>, на протяжении всего времени является единственным жилым помещением на которое он имеет какое-либо право.
Все необходимые документы для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях были представлены в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка.
Поскольку он длительное время состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то периодически обращался в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка с просьбой о предоставлении сведений о порядке его очередности на предоставление жилого помещения. За весь период времени никем ни разу не был поставлен вопрос о законности его нахождения в очереди на предоставление жилья.
Согласно Справки от 28.02.2020 г. №, данной Администрацией Кузнецкого района г. Новокузнецка на одно из его обращений следует, что на дату 01.01.2020 года в списке администрации Кузнецкого района по категории "ветеран боевых действий" он был вторым в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
По прошествии года он вновь обратился в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка по вопросу состояния па учете, но ему было сообщено, что 12.02.2021 года Администрацией Кузнецкого района г. Новокузнецка было издано Распоряжение №-р о снятии его с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории "ветеран боевых действий".
В Распоряжении Администрации имеется указание на то, что он был снят с учета па основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно данной норме граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие па учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие па учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Приведенная норма Жилищного кодекса РФ императивно определяет содержание решения о снятии гражданина с учета, в котором должны быть указаны как фактические основания принятого решения, так и конкретные обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Распоряжение №-р от 12.02.2021 года не содержит указания на то, какие сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия его па учет, были выявлены в представленных им документах, также не указано на какие-либо неправомерные действия лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии его и членов его семьи на учет.
На момент подачи заявления о принятии его на учет он нуждался в улучшении жилищных условий и нуждаюсь по сей день, он относился и по-прежнему относится к категории граждан, имеющих право на получение *** Чеченской республике.
В связи с этим считает Распоряжение №-р от 12.02.2021 года Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным и полагает, что он должен быть восстановлен на данном учете.
Без судебного решения о признании Распоряжения №-р от 12.02.2021 года Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка незаконным невозможно восстановить его права на обеспечение его жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
Оснований для снятия его с учета как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма у Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка не имелось, поскольку квартира, принадлежащая его матери и расположенная по адресу: <****>, па протяжении всего времени являлась и по настоящее время является единственным жилым помещением, на которое он имеет какое-либо право, улучшения его жилищных условий за указанный промежуток времени не произошло. С момента принятия его на учет и до настоящего времени в соответствии с жилищным законодательством он является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Порядок принятия его на учет был соблюден, им было подано заявление и предоставлены все необходимые документы в соответствии с Законом Кемеровской области 68-03 от 25.05.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Помимо прочего он является ветераном боевых действий ***, о чем у него имеется удостоверение, подтверждающее его права на льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
На протяжении более 15 лет он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает Распоряжение Администрации Кузнецкого района №-р о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "ветеран боевых действий" незаконным и нарушающим его право на обеспечение жилым помещением по договору социально найма как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, в связи с изданием Закона Кемеровской области от 17.11.2006 года № 129-03 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» он как ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на получение жилого помещения жилищного фонда <****> по договорам социального найма либо жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями но обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, поскольку фактически был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области 68-03 от 25.05.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В судебном заседании истец Кузнецов А.В. заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, признать Распоряжение Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка №-р от 12.02.2021 года о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным. Обязать администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка восстановить его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «ветеран боевых действий». На доводах, изложенных в иске, настаивал. Суду пояснил, что в настоящий момент не является малоимущим. При постановке на жилищный учет в 2006 году, он не помнит предоставлял ли справку о том, являлся ли он малоимущим.
В судебном заседании представитель истца адвокат Кочуева Д.К., действующая на основании ордера № от 28.04.2021, заявленные требования своего доверителя поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснила, что Кузнецов А.В. имеет статус Ветеран боевых действий. 15.02.2006 Распоряжением Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка №-р он был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади и улучшении жилищных условий как участник (ветеран) боевых действий ***. Собственного жилья истец не имеет, проживает в квартире по адресу: <****>, которая принадлежит его матери. С 2006 года Кузнецов А.В. периодически обращался в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка для получения сведений о порядке его очередности. С указанного времени вопросов о законности его постановки на учет не возникало. Кроме того, 28.02.2020 ответчиком истцу была выдана справка, согласно которой на 01.01.2020 года в списке администрации Кузнецкого района по категории "ветеран боевых действий" он был вторым в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, 12.02.2021 Кузнецов Распоряжение №-р был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории «ветеран боевых действий». Считает, что оснований для снятия его с учета не имелось, поскольку с момента принятия его на учет и до настоящего времени в соответствии с жилищным законодательством Кузнецов является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Его жилищные условия с 2006 года не изменились. Кроме того, в связи с изданием Закона Кемеровской области от 17.11.2006 года № 129-03 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» он как ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на получение жилого помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма либо жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, поскольку фактически был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области 68-03 от 25.05.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Порядок принятия истца на учет был соблюден, более 15 лет она состоял в очереди нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, оспариваемое решение незаконно, нарушает права истца на обеспечение жилым помещением по договору социально найма как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка Коновалова Е.Е., действующая на основании доверенности № от 29.01.2021, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, просила в иске Кузнецову А.В. отказать в полном объеме. Суду пояснила, что Кузнецов А.В. на основании ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации принят на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Распоряжения от 15.02.2006г. №-р. При этом Кузнецов А.В. был введен на льготную очередь на предоставления жилья по основанию - «Участник боевых действий» на основании предоставленных документов, а так же на основании документов подтверждающих общую площадь жилого помещения менее учетной нормы, на одного члена семьи. При подготовке документов для предоставления жилья администрацией Кузнецкого района было выявлено, что Кузнецов А.В. подал заявление о постановки его на учет, как участника боевых действий - 19.01.2006. На основании поданного заявления было вынесено Распоряжение от 15.02.2006г. №-р о постановке на учет Кузнецова А.В., как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, однако, Кузнецова А.В. ввели в льготную очередь, как участника боевых действий с 15.02.2006. На момент постановки на учет Кузнецова А.В., по 129-ОЗ «О категории граждан имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного Фонда Кемеровской области и порядке предоставления им таких помещений» от 17.11.2006, как участника боевых действий, данный закон еще не вступил в законную силу и как следствие не имел юридического основания для его применения. А закон 46-03 «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями и порядке их предоставления от 17.04.2006» п. 1 устанавливает ограничения принятия заявления граждан по снованию «Участник боевых действий» до 01.01.2005: «Настоящий Закон определяет форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, указанных в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением категорий граждан, на которых распространяется действие Закона Кемеровской области "Об обеспечении жильем ветеранов") и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, а также порядок предоставления жилых помещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Выявив в 2021 году факт нарушения постановки на учет в 2006 году Кузнецова А.В., Администрация Кузнецкого района издала Распоряжение №-р от 12.02.2021 о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых договору социального найма», которое было направлено в адрес Кузнецова А.В.. Считает, данное Распоряжение №-р от 12.02ю2021 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального» законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Управления по учету и приватизации жилых помещений Администрации г. Новокузнецка Пепко К.Г., действующая на основании доверенности № от 14.12.2020, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Новокузнецка, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Направила в суд возражения относительно заявленных исковых требований, из которых следует, что Администрация города Новокузнецка обеспечивает жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете. Истец на основании распоряжения администрации Кузнецкого района от 15.02.2006 №-р (заявление от 19.01.2006) состоял на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории «ветеран боевых действий». Согласно жилищного законодательства по договорам социального найма жилые помещения предоставляются категориям граждан в соответствии с определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации по основаниям признания нуждающимися в жилых помещениях. В настоящий момент на территории Кемеровской области - Кузбасса реализуется Областной закон от 17.11.2006 №129-03 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений», который предусматривает 21 категорию, включая категорию «ветеран боевых действий». Однако учитывая, что Областной закон №129-03 вступил в силу в ноябре 2006 года, а заявление о признании Кузнецова Андрея Витальевича нуждающимся в предоставлении жилого помещения датировано январем 2006, соответственно в рамках реализации Областного закона №129-03 он не состоял и не состоит. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с волеизъявлением гражданина, выражающемся в поданном им заявлении в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления не вправе включать граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по иным категориям по своему усмотрению, в отсутствии волеизъявления заявителя, даже при условии, что жизненная ситуация заявителя может предусматривать возможность принятия на учет нуждающихся по нескольким категориям. Распоряжением администрации Кузнецкого района города Новокузнецка от 12.02.2021 №-р Кузнецов Андрей Витальевич снят с жилищного учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме граждане снимаются с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Учитывая то, что при наличии Областного закона №129-03 в рамках которого Кузнецов Андрей Витальевич должен был состоять на жилищном учете по категории «ветеран боевых действий», он состоял на учете по общим основаниям нуждаемости в рамках жилищного кодекса Российской Федерации, что неправомерно и не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с изложенным, полагают, что распоряжение администрации Кузнецкого района города Новокузнецка от 12.02.2021 №-р «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорах социального найма» является законным и не подлежит отмене. Кроме того, признание Кузнецова Андрея Витальевича нуждающимся в предоставлении жилого помещения в феврале 2006 года, как уже было изложено выше, производилось в рамках действующего на тот момент законодательства, то есть в рамках Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» и в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации. По общим правилам признания граждан нуждающимися в жилых помещениях помимо наличия нуждаемости законодатель признает необходимость признания таких граждан также и малоимущими, то есть необходимо подтверждение того, что нуждающийся гражданин не в состоянии самостоятельно улучшить свои жилищные условия. По сообщению представителя администрации Кузнецкого района города Новокузнецка в личном деле Кузнецова Андрей Витальевич отсутствуют сведения о признании его малоимущим в установленном законом порядке. Поскольку постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с волеизъявлением гражданина, выражающемся в поданном им заявлении в орган местного самоуправления, полагают, что для соблюдения действующего законодательства и реализации права Кузнецова Андрея Витальевича на обеспечение его жилым помещением в рамках Областного закона №129-03 ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в администрацию Кузнецкого района города Новокузнецка.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, свидетеля ФИО7, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В то же время ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу этой нормы Жилищного кодекса РФ жилые помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены по договорам социального найма определенным законами субъекта Российской Федерации категориям граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, закрепленным в этих специальных нормативных правовых актах, и в установленном этими актами порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.02.2014 N 236-О и иных актах высказал позицию о том, что предусмотренное Федеральным законом "О ветеранах" право ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов является входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, основанной на принципе целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления таких жилых помещений.
Согласно ст. 1 ч. 1 п. 8 Закона Кемеровской области от 17 ноября 2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, предусмотрено, что право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма либо жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма имеют категории «ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" к мерам социальной поддержки ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 закона Кемеровской области от 17 ноября 2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Обстоятельством, имеющим правовое значение для решения вопроса об обоснованности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, является утрата основания, по которому гражданин был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при наличии которых он не мог быть снят с указанного учета.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
Судом установлено, что административный истец Кузнецов А.В. принимал непосредственное участие в боевых действиях в ***, в подтверждение чего ВК Кемеровской области 10.11.2004 было выдано удостоверение серии № (л.д. 11).
Кузнецов зарегистрирован с 14.04.2005 и до настоящего времени в квартире по <****> общей площадью 44 кв.м., является членом семьи собственника данного жилого помещения (помимо него в квартире проживают еще три человека), обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в соответствии с Постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 27.09.2005 №7/57 «О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Судом обозревалось учетное дело № Кузнецова А.В., заведенное при его постановки на жилищный учет в Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка. Из указанного учетного дела усматривается, что заявление о постановке его на жилищный учет написано единожды только 19.01.2006, справка о том, что Кузнецов А.В. является малоимущим, на какой бы то ни было период, в учетном деле отсутствует. Учетное дело не прошито, не пронумеровано, представляет собой отдельные листки, сложенные в прозрачный канцелярский пакет для хранения и защиты бумажных документов - мультифору.
Заявление Кузнецова А.В. от 19.01.2006 о принятии на жилищный учет зарегистрировано в Книге регистрации за № (л.д. 48).
Судом допрошен в качестве свидетеля ведущий специалист отдела ЖКХ и благоустройства Администрации г. Новокузнецка ФИО7, пояснившая в суде, что на указанной должности она состоит с 2018 года. Ей знакомо учетное дело Кузнецова А.В., поскольку она его изучала в 2019году. Данное учетное дело не содержит справки, что с момента постановки на жилищный учет, а также за какой-то другой период, что Кузнецов А.В. является малоимущим. Также в деле нет заявления Кузнецова А.В. о постановки его на жилищный учет в соответствии с Законом КО №129. В 2019 году данное учетное дело было проверено юристами Администрации г. Новокузнецка и были даны рекомендации о снятии Кузнецова А.В. с жилищного учета, поскольку постановка на жилищный учет была произведена неправильно. В 2019 году Кузнецову А.В. было об этом сообщено и рекомендовано написать заявление о принятии его на жилищный учет по Закону КО №129 как ветерана боевых действий. Но он отказался писать заявление, поскольку постановка на учет была бы с момента написания заявления. В 2020 году она готовила справку о том, что Кузнецов А.В. стоит на жилищном учете в общей очереди за №, по категории (ветеран боевых действий) №. Такая справка была подготовлена в связи с тем, что на данный период Кузнецов А.В. не был снят с жилищного учета, но в тот период было ясно, что он поставлен на учет незаконно. Дать другую справку она не могла. Учетное дело, которое хранится в отделе, не прошивается и не нумеруется, принимаемые документы складываются в мультифору, без описи.
Согласно Закона Кемеровской области от 25.05.2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ст. 2ч.7, орган местного самоуправления выдает гражданину расписку в получении заявления и прилагаемых копий документов с указанием их перечня, даты их получения и регистрационного номера заявления.
Закон Кемеровской области от 25.05.2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не предусматривает порядок оформления учетных дел. Согласно ст. 5 ч.2 Закона на основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело, в котором должны находиться заявление, прилагаемые к нему копии документов, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет.
Установленный федеральным законодателем порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются ветеранам боевых действий, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
15.02.2006 Распоряжением Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка №-р на основании его личного заявления был принят на учет и принят на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе и как участник боевых действий ***, согласно заявления от 19.01.2006 (в соответствии со ст. 57 ЖК РФ и ст. подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах").
Распоряжением Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка №-р от --.--.----. на основании ст. 56 ч.1 п.6 ЖК РФ Кузнецов А.В. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На момент издания распоряжения о снятии Кузнецова в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Кузнецов А.В. не перестал быть нуждающимся в жилом помещении и не утратил статус ветерана боевых действий.
На момент принятия Закона КО от 17 ноября 2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", Кузнецов А.В. стоял на жилищном учете на общих основаниях.
После издания закона заявление на принятие на учет в связи с данным законом не подавал.
В силу подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством оснований и порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий непосредственно не предусмотрено, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Судом установлено, что после принятия Закона КО от 17 ноября 2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", Кузнецов А.В. заявления на принятие его на жилищный учет в соответствии с указанным законом не подавал.
Закон области N 129-ОЗ регулирует отношения, связанные с предоставлением определенным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда Кемеровской области, что в силу вышеприведенных норм федерального законодательства входит в компетенцию законодательного органа Кемеровской области.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, Законом КО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, носит заявительный характер.
Орган местного самоуправления не вправе включать граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по иным категориям по своему усмотрению, в отсутствии волеизъявления заявителя.
Предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" право ветеранов боевых действий, не вставших на учет до 1 января 2005 года, на обеспечение жильем не является безусловным и не направлено на восстановление их нарушенных жилищных прав. Данная категория граждан обеспечивается жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть по общему правилу жилье таким гражданам предоставляется, если они являются нуждающимся в жилых помещениях и малоимущими.
Поскольку на момент постановки Кузнецова А.В. в 2006 году на учет в получении жилого помещения на основаниях договора социального найма, должностное лицо органа, осуществляющего принятие на учет, учло только наличие у него статуса «ветеран военных действий», и вопрос о признании Кузнецова А.В. малоимущим должностным лицом не рассматривался (доказательств предоставления Кузнецовым А.В. справки, что он малоимущий, суду не представлено; расписку о получении документов при постановки на жилищный учет органом местного самоуправления, из которой бы следовало, что эта справка предоставлялась в 2006г., стороны также суду не представили); с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что Кузнецов А.В. обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий распоряжением администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка 173-р от 12 февраля 2021 г., поскольку на момент постановки на жилищный учет документов о том, что он малоимущий представлено не было, а Закон КО от 17 ноября 2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" принят еще не был. Принятие на учет Кузнецова А.В. в 2006 году как ветерана боевых действий возможно было в соответствии с ЖК РФ при подтверждении нуждаемости и что он малоимущий.
Установленные судом обстоятельства, оцененные судом, дают суду основания для вывода, об отказе в удовлетворении заявленных требований истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Кузнецова Андрея Витальевича к Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка о признании незаконным решения органа местного самоуправления о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании органа местного самоуправления восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «ветеран боевых действий» отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной мотивированной форме.
В окончательной мотивированной форме решение изготовлено 10.06.2021.
Судья В.В.Татарникова