Дело № 11а-14143/2021 Судья Мокробородова Н.И.
Дело № 2а-727/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего Смолина А.А.,
судей: Магденко А.В., Жукова А.А.,
при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Решетова С. А. на решение Агаповского районного суда Челябинской области от 17 сентября 2021 года по административному иску Решетова С. А. к Министерству имущества Челябинской области, администрации Агаповского муниципального района Челябинской области об оспаривании распоряжения, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Магденко А.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, мнение участвующих лиц,
установила:
Решетов С.А. обратился в суд с иском к Министерству имущества Челябинской области о признании незаконным и отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, возложении обязанности перевести из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности земельный участок площадью 52683 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Решетов С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: производственная деятельность. С целью осуществления производственной деятельности на спорном земельном участке административный истец обратился в Министерство имущества Челябинской области с заявлением о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения. Оспариваемым распоряжением Министерства имущества по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в переводе земельного участка в земли промышленности. Решетов С.А. считает указанное распоряжение незаконным и нарушающим его права.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Агаповского муниципального района Челябинской области (л.д. 1).
Решением Агаповского районного суда Челябинской области в удовлетворении административных исковых требований Решетова С.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Решетов С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение и вынести новое об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Решетов С.А. указывает на то, что согласно документам территориального планирования испрашиваемый земельный участок находится в производственной зоне, что предполагает возможность перевода данного участка в земли промышленности. Земельный участок расположен в территориальной зоне П-1 производственная зона, находится на территории промышленных и коммунально-складских сооружений, что предполагает возможность перевода данного земельного участка в земли промышленности. Земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям и находится в санитарно-защитной зоне существующего карьера «Малый Куйбас», сельскохозяйственная зона в данной зоне не возможна. Целевое назначение земельного участка не соответствует Генеральному плану Желтинского сельского поселения. Правила землепользования и застройки, а также схема территориального планирования утверждены позднее генерального плана. Поскольку генеральный план не соответствует схеме территориального планирования и Правилам землепользования и застройки, генеральный план не может рассматриваться как документ территориального планирования, которому должна соответствовать испрашиваемая категория земельного участка. Генеральный план должен соответствовать утвержденной схеме территориального планирования района. Невнесение изменений в Генеральный план в связи с изменением схемы территориального планирования не может ущемлять права собственников земельных участков. Испрашиваемая категория земельного участка соответствует Правилам землепользования, застройки Желтинского сельского поселения, схеме территориального планирования Агаповского муниципального района, в связи с чем имеются основания для перевода земельного участка с кадастровым номером 74:01:0201005:364 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Административный истец Решетов С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области – Лосев А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами жалобы.
Представитель административного ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явился.
Судебная коллегия на основании статьей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие, неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Решетов С.А. является собственником земельного участка площадью 52683 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: производственная деятельность (л.д. 8-9, 39-48).
С целью осуществления производственной деятельности на спорном земельном участке Решетов С.А. 02 июля 2021 года обратился в Министерство имущества Челябинской области с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером <адрес> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения (л.д. 58).
По результатам заседания комиссии, созданной в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 года №259-П «Об административном регламенте предоставления государственной услуги «Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в земли другой категории», в соответствии с протоколом от 04 августа 2021 года № 2798 было принято решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую в связи с тем, что целевое назначение участка не соответствует документам территориального планирования Агаповскго муниципального района (л.д. 61-64).
Распоряжением Министерства имущества по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в переводе земельного участка в земли промышленности, поскольку имеется несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации Желтинского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области (л.д. 65).
На территории Агаповского муниципального района действует схема территориального планирования Агаповского муниципального района, утвержденная решением Собрания депутатов Агаповского муниципального района от 29 июля 2016 года №122 и генеральный план Желтинского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Желтинского поселения от 30 октября 2012 года № 143.
В генеральном плане земельный участок с кадастровым номером кадастровым номером № отнесен к землям под овощные культуры, что свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Решетова С.А., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Распоряжение Министерства имущества Челябинской области соответствует требованиям закона и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. Также отметив, что у административного истца сохраняется право защиты своих прав по иным основаниям или иным способом, предусмотренным законом.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно документам территориального планирования испрашиваемый земельный участок находится в производственной зоне, что предполагает возможность перевода данного участка в земли промышленности, не влекут отмену судебного решения.
Так, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с предписаниями Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту Федеральный закон № 172-Ф) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Генеральные планы поселений являются документами долгосрочного территориального планирования, (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что схемой территориального планирования Агаповского муниципального района с изменениями, внесёнными в 2016 году, земельный участок с кадастровым номером 74:01:0201005:364 учтен на территории промышленных и коммунально-складских сооружений.
Вместе с тем в генеральном плане Желтинского сельского поселения указанный земельный участок отнесен к землям под овощные культуры. Изменения относительно спорного земельного участка в генеральный план не вносились.
Таким образом, установление испрашиваемого административным истцом целевого назначения земельного участка не соответствует документам территориального планирования, следовательно, в силу закона, а именно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ перевод земельного участка административного истца из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории не допускается.
Ссылки в жалобе на то, что согласно Правилам землепользования и застройки Желтинского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Желтинского поселения от 18 декабря 2012 года №149 с изменениями от 16 декабря 2020 года №24, земельный участок расположен в территориальной зоне П-1 - производственная зона, не свидетельствуют о незаконности распоряжения от 10 августа 2021 года № 2196-р.
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки является документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Из вышеуказанных норм права следует, что Правила землепользования и застройки являясь документом градостроительного зонирования не относится к документам и к документации территориального планирования.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.
Поскольку генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки, Правила землепользования и застройки Желтинского поселения не должны противоречить генеральному плану.
Доводы административного истца о том, что генеральный план Желтинского сельского поселения утвержден решением совета депутатов Желтинского сельского поселения от 23 октября 2012 года на срок не менее чем двадцать лет, в связи с чем внесение изменений в генеральный план до 2032 года невозможны, ошибочны.
Действительно, в ответе администрации на обращения Решетова С.А., указано, что при внесении изменений в генеральный план категория земель испрашиваемого земельного участка будет приведена в соответствии со схемой территориального планирования муниципального района.
Между тем, часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ устанавливая срок, на который подлежит утверждению генеральный план поселения (не менее чем на двадцать лет), не содержит запрета на внесение в него изменений в течение периода, на который он был утвержден.
При этом согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральный план поселения могут быть внесены изменения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Агаповского районного суда Челябинской области от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Решетова С. А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи