Дело № 2-1194/2013
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием помощника Канашского межрайпрокурора Мадюшкина А.А.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на участке земли, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и бытовыми отходами,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на участке земли сельскохозяйственного использования, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и бытовыми отходами, а также обязании их очистить участок земли, расположенный в конце села <адрес> с западной стороны в 50 и 150 метрах от <адрес> от мусора и бытовых отходов.
Требования мотивированы тем, что указанные нарушения были установлены в результате проверки, проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой в части соблюдения администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства.
Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем просит суд обязать ответчика очистить указанный земельный участок от мусора и бытовых отходов.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Мадюшкин А.А. исковые требования прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и, просил суд удовлетворить их.
Представитель ответчика - глава администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> П. исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки территории сельского поселения, участок местности указанный в акте был захламлен мусором. В настоящее время данный участок местности очищен от мусора и бытовых отходов.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником <данные изъяты> межрайонного прокурора А. совместно с главным специалистом-экспертом отдела имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Ф. проведена проверка исполнения законодательства «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.
Проверкой установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> на участке земли, расположенном в 50 и 150 метрах от <адрес> имеется несанкционированная свалка с мусором и бытовыми отходами, размерами 7 х 8 метров, 3 х 4 метра.
Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтверждена актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), объяснением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> П. (л.д.№), а также фотографиями участка земли, приложенных к акту проверки (л.д. №).
В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).
В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> соблюдены не были, произошло захламление земельного участка, расположенного в 50 и 150 метрах от <адрес> мусором и твердыми бытовыми отходами с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения, что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.
Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 1,2 и 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем суд требование прокурора к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об обязании очистить земельный участок, расположенный в конце села <адрес> с западной стороны в 50 и 150 метрах от <адрес>, от мусора и бытовых отходов, считает исполненным.
Об этом свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации стихийной свалки от мусора и бытовых отходов (л.д. 26).
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от уплаты государственной пошлины освобождается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск <данные изъяты> межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, мусора на участке земли, расположенном в конце села <данные изъяты> с западной стороны в 50 и 150 метрах от <адрес>.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> очистить земельный участок, расположенный в конце села <адрес> с западной стороны в 50 и 150 метрах от <адрес>, от мусора и бытовых отходов.
Требования прокурора к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об обязании очистить земельный участок, расположенный в конце села <адрес> с западной стороны в 50 и 150 метрах от <адрес>, от мусора и бытовых отходов, считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через районный суд в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Архипов