Дело № 2а-2047/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» октября 2018 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,
при секретаре Колотилове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Щегольковой Т. Д. о признании незаконным отказа Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы во внесении квартиры в схему теплоснабжения города Костромы с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии и возложении на Комитет городского хозяйства обязанности внести изменения в схему теплоснабжения г. Костромы,
установил:
Щеголькова Т.Д. с учетом уточнения обратилась в суд с административным иском к Комитету городского хозяйства о признании незаконным отказа Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы во внесении квартиры в схему теплоснабжения города Костромы с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии и о возложении на Комитет городского хозяйства обязанности внести изменения в Схему теплоснабжения города Костромы - жилое помещение ... включить в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы в 2018 году.
Требования Щегольковой Т.Д. мотивированы тем, что истец является собственником ..., которая расположена на крайнем верхнем 3 этаже кирпичного дома, в квартире: центральное отопление и отсутствует горячая вода. В данном доме десять квартир, из них 6 квартир переведено на индивидуальное газовое отопление. Она обратилась в Администрацию города Костромы в Управление строительства и капитального ремонта с заявлением о выдаче разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, расположенного по адресу: .... Однако в выдаче разрешения ей было отказано поскольку постановлением от 14 июля 2015 года № 1665 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Костромы до 2028 года» не предусмотрен перевод жилого помещения по адресу: ... на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. В связи с этим она обратилась к ответчику Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы с требованием о внесении соответствующих изменений в схему теплоснабжения, а именно жилое помещение-... включить в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы. 04 июля 2018 года она получила письменный отказ № КГХ-01 -838/13 от 20 июня 2018 года, где указано, что переход на индивидуальное отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не может быть осуществлен в случае, если все квартиры многоквартирного дома будут переведены на индивидуальное отопление. Данный отказ Истец считает незаконным.
В судебном заседании истец Щеголькова Т.Д. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Её представитель по ордеру адвокат Симченко О.А. в судебном заседании исковые требования также поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Административного ответчика по доверенности Белова Т.М. исковые требования Щегольковой Т.Д. не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительном пояснила, что изменения в схему теплоснабжения по жилым помещениям переведенным в установленном законом порядке на индивидуальное отопление они вносят на основании данных представленных Управлением строительства и капитального ремонта администрации города Костромы.
Представитель заинтересованного лица Управления строительства и капитального ремонта администрации города Костромы по доверенности Княжевская Н.А. также полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований Щегольковой Т.Д. не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая- либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 1. ст. 218 гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом в силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: не соответствие их нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Как усматривается из материалов дела, Щеголькова Т.Д. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №.
Указанный жилой дом является многоквартирным и подключен к сети центрального отопления и горячего водоснабжения от сетей ПАО «ТГК-2».
Решением начальника Управления строительства и капитального ремонта администрации города Костромы № 11-345/17 от 14.08.2017 года Щегольковой Т.Д. было отказано в согласовании переустройства (установка индивидуального отопительно-водогрейного аппарата) жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации - несоответствие проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства, а именно, в силу пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Постановлением от 14.07.2015 года № 1665 «О утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Костромы от 2028 года» не предусмотрен перевод жилого помещения по адресу: ... на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Данный отказ Щегольковой Т.Д. в установленном законом порядке оспорен не был.
13 июня 2018 года Щеголькова Т.Д. обратилась в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы с заявлением о включении жилого помещения - ... в схему теплоснабжения, при ее актуализации, с указанием источника тепловой энергии - индивидуальный квартирный источник тепловой энергии.
Председателем Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы 20.06.2018 года Щегольковой Т.Д. дан ответ исх. № КГХ-01-838/18, которым разъяснено, что в схему теплоснабжения могут быть внесены требуемые заявителем изменения, в случае, если все помещения многоквартирного дома будут переведены на индивидуальное отопление.
Не согласившись с указанным ответом, Щеголькова Т.Д. обратилась с настоящим иском в суд.
Вместе с тем, оснований для признания незаконным данного отказа Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы, суд не усматривает.
Отношения в сфере теплоснабжения, а также полномочия органов местного самоуправления в данной сфере регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон).
Частью 15 статьи 14 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом, наделены полномочиями по утверждению и актуализации схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек (пункт 6 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 23).
Требования к схемам теплоснабжения, а также Требования к порядку их разработки и утверждения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 (далее - Постановление Правительства).
В силу пункта 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
Согласно п. 3 Требований, схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - требования к схемам теплоснабжения) (п. 6 Требований).
Проект схемы теплоснабжения в силу п. 9 Требований (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов:
а) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов;
б) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
в) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности;
г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе;
е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 15 Требований, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) и с учетом положений пункта 37 настоящего документа орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения, принявший такое решение, размещает на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органа исполнительной власти города федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты):
а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения);
б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии).
Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта (п.21).
В силу пп. 24, 26 Требований, итоговый документ (протокол) публичных слушаний подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти города федерального значения на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний.
Решение об утверждении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящего документа, принимает глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации).
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 ред. от 03.04.2018 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 22 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 23 - 87 настоящего документа.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 в схему теплоснабжения включается 15 разделов.
В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, раздел 2 "Существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей" содержит описание существующих и перспективных зон действия индивидуальных источников тепловой энергии.
Согласно пп. «в» п. 35 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, часть 5 "Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии" главы 1 содержит в том числе описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Полномочия по представлению на утверждение главе Администрации схемы теплоснабжения города Костромы, в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Думы города Костромы от 20 ноября 2012 года № 203, осуществляет Комитет.
Постановлением Администрации города Костромы от 14 июля 2015 года № 1665 утверждена Схема теплоснабжения города Костромы до 2028 года.
Постановлениями Администрации города Костромы от 7 июня 2016 года № 1574 от 29 июня 2017 года № 1885 и от 11 мая 2018 года № 918 Схема теплоснабжения города Костромы актуализирована на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.
Согласно п. 2.3 указанной схемы теплоснабжения города Костромы, не предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Также в схеме указано, что предложений по переводу жилых многоквартирных домов с централизованного отопления на автономное с проведением мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения дома не поступало, за исключением информации от Управления архитектуры и градостроительства г. Костромы с указанием объектов перспективного строительства, указанных в табл. 1.1.2.
Из таблицы 2.3.2 актуализированной на 2018 год Схемы теплоснабжения города Костромы до 2028 года следует, что три квартиры в спорном ..., а именно, ..., № и № переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, то есть схема теплоснабжения многоквартирного дома, в составе которого находится и квартира истца, предусматривает индивидуальное отопление квартир.
Истцом Щегольковой Т.Д. суду представлен проект переоборудования ... многоквартирном ... выполненный ООО «Предприятие «Коллеги». Также истцом в материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о согласии собственников на перевод её квартиры на индивидуальное отопление.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно п.3 ч.1 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Учитывая все вышеизложенное, с учетом того, что Щегольковой Т.Д. Управлением Строительства и капитального ремонта администрации города Костромы отказано в согласовании переустройства жилого помещения и данный отказ ею не оспорен, суд считает, что оснований для внесения изменений в схему теплоснабжения администрации города Костромы в части включения жилого помещения в число помещений с индивидуальным источником отопления, не имеется, поскольку разрешение на переустройство не получено, доказательств того, что при произведенном переустройстве будет сохранен тепловой баланс всего жилого здания, не изменится снижение температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, что в свою очередь влияет на безопасность и надежность теплоснабжения потребителей, не представлено.
Более того, заявленное истцом требование о возложении на Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы обязанности включить спорное жилое помещение в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы в 2018 году, не может быть удовлетворено, поскольку полномочия Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, ограничиваются лишь представлением на утверждение главе Администрации схемы теплоснабжения города, в то время как утверждается схема главой органа местного самоуправления после проведенной процедуры публичных слушаний. Кроме того, актуализация схемы теплоснабжения в 2018 году уже была проведена.
Подпунктом 1 п.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконным решения органа муниципального образования необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признано незаконным.
Учитывая, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным на то органом, соответствует требованиям закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ... ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.10.2018 ░░░░.