Судья Яичникова А.В. Дело № 33-1692/2023
УИД 09RS0001-01-2022-000795-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 06 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Адзиновой А.Э.,
судей Коркмазовой Л.А., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Быковской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2023 года по гражданскому делу №2-3123/2023 по исковому заявлению Гутякуловой <ФИО>10, Гутякулова <ФИО>11, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <ФИО>1 к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Адзиновой А.Э., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гутякулова М.А., Гутякулов А.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <ФИО>1, обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением и с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований, просили суд обязать Министерство по делам молодёжи Карачаево-Черкесской республики включить Гутякулову М.А., Гутякулова А.С. и несовершеннолетнюю <ФИО>1, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодёжи Карачаево-Черкесской республики в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Гутякуловой М.А., Гутякулову А.С. и несовершеннолетней <ФИО>1, социальную выплату предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 марта 2019 года № 15 на приобретение жилья.
В обосновании исковых требований указано, что им с составом семьи 3 человека было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты (далее по тексту Свидетельство) от 25 марта 2019 года № 15, которое было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 778 356 рублей. Однако до настоящего времени эта социальная выплата ее семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. Позиция Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, считающего невозможным включение их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконной и нарушает их права. На момент выдачи свидетельства их семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты и на то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию, однако данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. В течение срока, на который семье истца выдано свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в свидетельстве, осталось нереализованным не по их вине, а по причине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату.
Министерством по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики поданы письменные возражения на исковое заявление, согласно которым ответчик полагает, что оснований для перечисления на счет семьи Гутякуловых социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством, не имеется, и просит суд отказать в их удовлетворении.
В судебное заседание стороны, не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствие истцов.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики просит отменить указанное решение и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование указывает, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права. Ответчик считает, что судом не верно были применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», а именно содержащихся в них Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Семья Гутякуловых направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). Однако кадастровый номер Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости присвоен 13.07.2023 года, то есть за истечением срока действия свидетельства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25 марта 2019 года № 15 (25 октября 2019 года включительно). Таким образом, судом при вынесении решения были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а само решение является не исполнимым, что в соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации является основанием для его отмены в апелляционном порядке.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истцы, представитель ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, просившая о рассмотрении дела без ее участия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно иска КЧР КП «Дирекция капитального строительства» извещенные и уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия, учитывая, что стороны извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, и не оспаривали стороны, что семья Гутякуловых, состоящая из трех человек (истцов по делу – Гутякуловой <ФИО>12, Гутякулова <ФИО>13 и их несовершеннолетней <ФИО>1), являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.
19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкеской Республики и Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей-участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики для дальнейшего утверждения.
25 марта 2019 года Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» семье истцов Гутякуловых выдано свидетельство № 15 о праве на получение социальной выплаты в размере 778 356 рублей на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на территории Карачаево-Черкесской Республики со сроком действия до 25 апреля 2019 года (включительно), свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25 октября 2019 года.
09 апреля 2019 года между ПАО АКБ «Связь – Банк» и Гутякуловой М.А. заключен договор банковского (текущего) счета №... для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы со сроком действия до окончания действия свидетельства.
03 июня 2020 года между АО «Текстбанк» и Гутякуловой М.А. заключен договор банковского (текущего) счета №... для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со сроком действия до окончания действия свидетельства. Гутякулова М.А. предъявила в АО «Текстбанк» свидетельство на получение социальной выплаты.
27 мая 2019 года между ЖСК «Семейный» и Гутякуловой М.А. был заключен Договор паенакопления №194, согласно которому пайщик вступила в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность: двухкомнатной квартиры на 14 этаже, общей проектной площадью 59,6 кв.м, с условным строительным номером №148. Размер пая по договору, подлежащий уплате пайщиком, изначально составлял 2 765 000,00 руб. При этом на момент подписания договора пайщик вносит паевой взнос в размере 855 350 руб. По истечении одного месяца со дня уплаты первоначального взноса пайщик вносит 392 694 руб. в течение 37 месяцев пропорциональными платежами не позднее 20 числа каждого месяца за предыдущий месяц, что составляет 10 613,35 руб., оставшуюся часть суммы в размере 778 356 руб. оплачивает субсидией, которую должна была получить по Федеральной целевой программе «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике. Ориентировочный срок ввода жилого дома в эксплуатацию – второй квартал 2021 года (п.5.1.2 договоров).
Впоследствии, дополнительным соглашением от 23 сентября 2022 года к договору №194 от 27.05.2019 года внесены изменения: в п.3.2 о том, что номер квартиры -140, проектная общая площадь составила 62,1 кв.м; в п.4.1, согласно которым размер пая, подлежащий уплате пайщиком, составляет 2 111 400 руб., в п.5.1.2 о том, что ориентировочный срок ввода жилого дома в эксплуатацию – четвертый квартал 2022 года.
Из содержания Приложения №1 к Договору паенакопления №194 от 27.05.2019 года, изложенного в новой редакции, усматривается, что общая сумма пая составила 2 111 400 руб., на момент подписания договора пайщик вносит паевой взнос в размере 855 350руб., до 01.11.2022 года обязуется оплатить паевой взнос в размере 477 694 руб., а оставшаяся часть суммы в размере 778 356 руб. пайщик Гутякулова М.А. оплачивает субсидией, которую получит по Федеральной целевой программе «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно данному свидетельству, молодой семье в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 778 356 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
Как установлено судом, семья истцов, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>В введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска №... от 22 июня 2023 года.
Согласно выписки из ЕГРН от 24 августа 2023 года многоэтажному жилому дому со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>В/3 присвоен кадастровый №....
Из выписки из ЕГРН от 25 августа 2023 года следует, что объекту недвижимости по адресу: <адрес>, 13 июля 2023 года присвоен кадастровый №....
Из справки, выданной председателем правления ЖСК «Семейный» 17.07.2023 года, усматривается, что внесенная Гутякуловой М.А. сумма паевого взноса за жилое помещение,-<адрес>, расположенную в многоэтажном жилом доме в <адрес>В/3, общей стоимостью 2 111 400 руб., составляет 1 333 044 руб. Оставшаяся, неоплаченная сумма паевого взноса, составляет 778 356 руб.
Из содержания вышеуказанной справки также следует, что неоплаченная сумма паевых взносов будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей в карачаево-Черкесской Республике».
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что, поскольку право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты, то молодая семья Гутякуловой М.А., в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года №4-П, от 15 декабря 2011 года N28-11 от 08 июля 2014 года N 21-П имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 года N 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года N 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.
Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.
С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года N 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.
Положение и показатели Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 364 и 34 аналогичны и схожи.
В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
В соответствии с пунктом 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).
Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).
Подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45 (1) стоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Так, в ходе рассмотрения настоящего дела, сторонами не оспаривалось то, что истцом суду представлены доказательства в обоснование того, что ею соблюдены условия для получения социальной выплаты.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, владельцы свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в Банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.
Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), семьи могут использовать социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.
В соответствии с п. 2 Правил, социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Таким образом, судебная коллегия считает, что договор паенакопления с целью приобретения квартиры является одним из видов договора приобретения жилья в собственность и запрета на использование социальной выплаты для уплаты последнего паевого взноса по договору участия в долевом строительстве в федеральной целевой программе не содержится.
Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору паенакопления в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.
В соответствии с частью 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, представитель ответчика, а также представитель третьего лица «Дирекция капитального строительства» не указали на наличие виновных действий со стороны истца при реализации права на улучшение жилищных условий.
Довод жалобы о том, что, судом не учтено, что в первую очередь в списки включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также семьи, имеющие трех и более детей, является несостоятельным.
Судебной коллегией учитывается, что в соответствии с п. 27 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 (ред. от 14 марта 2017 года) «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 – 2020 годы» после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка молодых семей – участников Подпрограммы 2, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объеме субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы 2, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы 2, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Таким образом, разрешая данный спор, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал доводы, участвующих в деле лиц, и представленные ими доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, правильно установил фактические обстоятельства дела и на основании анализа норм права пришел к обоснованным и мотивированным выводам, которые последовательно изложены в решении суда.
Все приведенные в жалобе доводы являлись предметом исследования и оценки суда, выводов суда не опровергают, выражают несогласие с выводами и оценкой суда установленных обстоятельств. Между тем, несогласие стороны с оценкой суда не может повлечь отмены состоявшегося решения.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства по делам молодёжи Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: