22 апреля 2020 года г. Ставрополь
Судья Ставропольского краевого суда Мекерова С.Р., изучив административное исковое заявление ФИО3 к Губернатору Ставропольского края о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
установил:ФИО4 обратился с административным иском к Губернатору Ставропольского края о признании недействующими постановлений, связанных с введением на территории Ставропольского края режима повышенной готовности, комплекса ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края.
Как усматривается из административного иска административным истцом оспариваются положения пункта 3 в части подпункта3.2.3 подпункта 3.2 и подпункта 3.4.2 подпункта 3.4, пункт 26 постановления Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» (в редакции от 10 апреля 2020 года № 139), а также постановление Губернатора Ставропольского края от 16 марта 2020 года № 101 «О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности», признание их недействующими со дня принятия, как не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Административное исковое заявление ФИО5 содержит ходатайство о применении меры предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемых положений нормативных правовых актов до разрешения спора по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Частью 8 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право подачи административного искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 2.1.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» от 27 декабря 2016 года № 251 (далее - Порядок), документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу пункта 2.1.4 Порядка документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в виде электронного образа документа.
При этом электронным образом документа (электронной копией документа, изготовленного на бумажном носителе) является переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Согласно части 4 статьи 5, названного Федерального закона квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3.3.1 Порядка предусмотрено, что обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
Вместе с тем, в силу части 9 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное требование предусмотрено пунктом 3.3.2 установленного Порядка.
В нарушение приведенных требований подачи документов в электронном виде, административное исковое заявление ФИО6 подано путем направления электронного образа документа (отсканированного и содержащего копию подписи административного истца), незаверенного электронной подписью.
Административное исковое заявление ФИО8 содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, согласно требованиям действующего процессуального законодательства, должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявления ФИО7 предъявленное в электронном виде, не отвечает требованиям, установленным к форме административного иска, оно не содержит усиленной квалифицированной электронной подписи административного истца, то есть является не подписанным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Доводы административного истца о невозможности произвести оплату государственной пошлины в связи с необходимостью соблюдения режима самоизоляции, установленного оспариваемыми им положениями нормативных правовых актов, в данном случае не имеют правового значения для принятия его административного иска.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета Судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 821, в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, в судах приостановлен личный прием граждан и рекомендовано подавать документы через электронные интернет-приемные судов или посредством почтовой связи.
Каких-либо исключений порядка подачи документов в суд в электронном виде, действующим процессуальным законом, не предусмотрено.
Возвращение административного иска административному истцу не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете, оформленного в установленном законом порядке.
Руководствуясь подпунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
административное исковое заявление ФИО9 к Губернатору Ставропольского края о признании недействующими нормативных правовых актов в части возвратить административному истцу.
Разъяснить ФИО10 его право на повторное обращение в суд с административным исковым заявлением о том же предмете, оформленным в установленном законом порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, через Ставропольский краевой суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Мекерова С.Р.