Решение по делу № 2а-1328/2021 от 10.06.2021

Дело № 2а-1328/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-004535-42)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года                                                                            г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Соколовском А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Тверской области к Межрайонному отделению судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальнику Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришину П.В., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Министерство здравоохранения Тверской области в лице Министра Козлова С.Е. обратилось в суд с административным иском, в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области от 03 марта 2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 года на Министерство здравоохранения Тверской области возложена обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обязанность принять в пределах компетенции организационные меры, которые позволят ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» устранить нарушения противопожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресу: г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10; г. Кимры, ул. Вагжанова, д. 2; г. Кимры, ул. Звиргздыня, д. 5; пос. Белый Городок, Южный проезд, д.34; с. Горицы, ул. Ворохова, д. 15, установить автономные электрогенераторы, которые должны использоваться в качестве одного из трех независимых взаимно резервирующих источников электроснабжения систем противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации). 14 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Тверской области на основании исполнительного листа, выданного судом во исполнение вышеуказанного решения, возбуждено исполнительное производство № 28176/19/69042-ИП. 03 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Тверской области в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Тверской области от 12 мая 2021 года назначен новый срок исполнения требования о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей - до 07 июня 2021 года. Министерство здравоохранения Тверской области не согласно с постановлением о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по следующим основаниям. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранение на территории Тверской области. Министерство здравоохранения Тверской области обладает полномочиями распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранения в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 14 раздела У1 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области). При этом Министерство финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет субвенций, предоставляемых в областной бюджет Тверской области из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством. Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу ст. 185 Бюджетного кодекса РФ проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда вносится в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. В целях исполнения судебного решения по обеспечению ГБУЗ «Кимрская центральная районная больница» и других медицинских учреждений резервными источниками электроснабжения Министерством здравоохранения Тверской области совместно с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и сетевыми обслуживающими организациями в 2019 году проведен анализ уровня надежности электроснабжения учреждений здравоохранения Тверской области, определена потребность в приобретении 51 автономного резервного источника электроснабжения, в том числе, на объекты ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», ориентировочно на сумму 80,4 млн. рублей. Однако выделение финансовых средств ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» на цели обеспечения объектов медицинского учреждения автономными электрогенераторами, которые должны использоваться в качестве одного из трех независимых взаимно резервирующих источников электроснабжения систем противопожарной защиты, не представилось возможным, в связи с тем, что лимиты бюджетных ассигнований 2019 года направлены на завершение ранее начатых ремонтных работ в учреждениях здравоохранения Тверской области. Вопрос по выделению финансовых средств на закупку автономных резервных источников электроснабжения на 2020 год выносился на Бюджетную комиссию Тверской области в ноябре 2019 года. По итогам принятых решений на заседании Бюджетной комиссии Тверской области Министерством здравоохранения в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области направлены обоснования мощностей приобретаемых автономных резервных источников электроснабжения, необходимая техническая документация и фотоматериалы по электроснабжению подключаемых объектов. По итогам проведенного согласительного совещания с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» Министерству здравоохранения рекомендовано осуществить разработку проектно-сметной документации на установку и подключение автономных резервных источников электроснабжения. В 2020 году для осуществления закупки автономных резервных источников электроснабжения для 13 медицинских учреждений, в том числе, ГБУЗ «Кимрская ЦРКБ» Министерством здравоохранения Тверской области дважды направлялись заявки на Бюджетную комиссию Тверской области по выделению дополнительных финансовых средств в сумме 15,4 млн.руб. (обращения Министерства от 26 мая 2020 года № 4334-КС, от 15 октября 2020 года № 8713-КС). В связи с необходимостью обеспечения оказания медицинской помощи для борьбы с новой короновирусной инфекцией лимиты бюджетных ассигнований 2020 года распределены между государственными учреждениями здравоохранения Тверской области на закупку необходимого оборудования в целях профилактики распространения новой короновирусной инфекции COVID-19. Вместе с тем, в целях исполнения решения Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 года на объекте ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» - г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10, произведены установка и подключение дизельного генератора с АВР для обеспечения бесперебойного энергоснабжения объекта на 100 кВт. Статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2) и устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7). Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 05 июля 2021 года, от 03 августа 2021 года, от 24 августа 2021 года, от 22 сентября 2021 года, от 15 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Тверской области, начальник Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришин П.В., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Иванова Е.А., в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области, Министерство финансов Тверской области.

В судебное заседание представитель административного истца Министерства здравоохранения Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, однако, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии в связи с занятостью в другом процессе.

В судебное заседание административные ответчики Межрайонное отделение судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальник Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришин П.В., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Иванова Е.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. От начальника Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришина П.В. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии с указанием на то, что оставляет разрешение вопроса по исковому заявлению на усмотрение суда.

Ранее также от административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. поступили письменные возражения на исковое заявление (т. 1 л.д. 175-176).

В судебное заседание заинтересованные лица Кимрская Межрайонная прокуратура Тверской области, ГБУЗ Тверской области «Кимрская центральная районная больница», Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области, Министерство финансов Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Ранее от заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области поступили письменный отзыв на иск (т. 1 л.д. 149-151).

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административных ответчиков и представителей заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно пункту 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в частности, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Статьей 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 07 июня 2014 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что на основании исполнительного листа, выданного Кимрским городским судом Тверской области от 25 июня 2019 года по делу № 2-502/2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. 14 ноября 2019 года возбуждено исполнительное производство № 28176/19/69042-ИП в отношении административного истца, предмет исполнения: обязать учредителя ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», Министерство здравоохранения Тверской области в срок до 01 сентября 2019 года принять в пределах компетенция организационные меры, которые позволят ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» устранить нарушения противопожарной безопасности в зданиях расположенных по адресу: Тверская область, г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10; Тверская область, г. Кимры, ул. Вагжанова, д. 2; Тверская область, г. Кимры, ул. Звиргздыня, д. 5; Тверская область, Кимрский район, с. Горицы, ул. Ворохова, д. 15, установить автономные электрогенераторы, которые должны использоваться в качестве одного из трех независимых взаимно резервирующих источников электроснабжения систем противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации).

Вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства от 14 ноября 2019 года получено административным истцом 18 ноября 2019 года.

В соответствии с п. 2,3 вышеуказанного постановления о возбуждении исполнительного производства от 14 ноября 2019 года должнику был предложен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Одновременно разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и неодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (п. 3 постановления).

Из материалов исполнительного производства следует, что поскольку в предоставленный законом пятидневный срок требования исполнительного документа административным истцом не были исполнены, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. от 03 марта 2020 года взыскан с Министерства здравоохранения Тверской области исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, а также установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2020 года включительно.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. от 12 мая 2021 года вновь должнику установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 07 июня 2021 года.

В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 декабря 2015 года № 2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Из вышеизложенного следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы, но не позволили должнику исполнить обязательство должным образом, и установления судом факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

Как следует из материалов дела, до получения постановления о возбуждении исполнительного производства, а именно 15 января 2019 года Министерством здравоохранения Тверской области утвердило ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 года, денежные средства из которого могли быть использованы на приобретение автономного резервного источника энергоснабжения; сформирована сводная потребность в резервных источниках бесперебойного питания для подведомственных государственных учреждений здравоохранения Тверской области; вопрос о финансировании вышеуказанного мероприятия был вынесен 30 октября 2019 года на заседание Бюджетной комиссии Тверской области, по итогам которого было принято решение о предоставлении Министерством обоснования мощностей каждого источника бесперебойного питания в разрезе учреждений; Министерством в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области для обоснования приобретения резервных источников бесперебойного питания была направлена техническая документация по электроснабжению подключаемых объектов и фотоматериалы подключаемых объектов; 20 ноября 2019 года под руководством Министра также проводилось совещание, на котором государственным учреждением с привлечением специализированных организаций было поручено осуществить разработку технических заданий на установку и подключение резервных источников энергоснабжения; 13 февраля 2020 года Министерство направило предложение в рабочую группу Тверской области при Бюджетной комиссии Тверской области и на Бюджетную комиссию Тверской области о выделении дополнительных финансовых средств в 2020 году на реализацию мероприятий по разработке проектной документации на установку и подключение резервных источников бесперебойного питания для государственных учреждений здравоохранения Тверской области, в том числе, для ГБУЗ «Кимрское ЦРБ» - 4 генератора.

Кроме того, судом также учитывается и то обстоятельство, что в связи с необходимостью обеспечения оказания медицинской помощи для борьбы с новой короновирусной инфекцией лимиты бюджетных ассигнований 2020 года распределялись между государственными учреждениями здравоохранения Тверской области на закупку необходимого оборудования, средств индивидуальной защиты, расходных материалов и иных товарно-материальных ценностей для противодействия и профилактики распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) в полном объеме.

С учетом указанных выше обстоятельств у должника отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения копии постановления, вследствие необходимости соблюдения установленным действующим законодательством, в том числе, процедуры заключения государственных контрактов установку и подключение резервных источников бесперебойного питания, которая является обязательной для исполнения государственным органом, и при этом должник в целях надлежащего исполнения лежащей на нем обязанности предпринял все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта.

Вопреки позиции стороны административных ответчиков в ходе рассмотрения дела установлено, что Министерством здравоохранения Тверской области принимались меры для исполнения требований исполнительного документа.

При этом, учитывая отсутствие у административного истца возможности своевременного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, учитывая установленную Федеральным законом № 44-ФЗ процедуру, а также предпринятые должником меры для исполнения решения суда в соответствии с требованиями законодательства и за счет средств областного бюджета, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания для освобождения Министерства здравоохранения Тверской области от уплаты исполнительского сбора.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства здравоохранения Тверской области к Межрайонному отделению судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальнику Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришину П.В., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора –удовлетворить.

Освободить Министерство здравоохранения Тверской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 28176/19/69042-ИП, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 03 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                             И.Ю. Райская

Решение составлено в окончательной форме 26 ноября 2021 года.

Председательствующий                                                             И.Ю. Райская

Дело № 2а-1328/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-004535-42)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года                                                                            г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Соколовском А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Тверской области к Межрайонному отделению судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальнику Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришину П.В., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Министерство здравоохранения Тверской области в лице Министра Козлова С.Е. обратилось в суд с административным иском, в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области от 03 марта 2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 года на Министерство здравоохранения Тверской области возложена обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обязанность принять в пределах компетенции организационные меры, которые позволят ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» устранить нарушения противопожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресу: г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10; г. Кимры, ул. Вагжанова, д. 2; г. Кимры, ул. Звиргздыня, д. 5; пос. Белый Городок, Южный проезд, д.34; с. Горицы, ул. Ворохова, д. 15, установить автономные электрогенераторы, которые должны использоваться в качестве одного из трех независимых взаимно резервирующих источников электроснабжения систем противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации). 14 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Тверской области на основании исполнительного листа, выданного судом во исполнение вышеуказанного решения, возбуждено исполнительное производство № 28176/19/69042-ИП. 03 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Тверской области в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Тверской области от 12 мая 2021 года назначен новый срок исполнения требования о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей - до 07 июня 2021 года. Министерство здравоохранения Тверской области не согласно с постановлением о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по следующим основаниям. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранение на территории Тверской области. Министерство здравоохранения Тверской области обладает полномочиями распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранения в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 14 раздела У1 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области). При этом Министерство финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет субвенций, предоставляемых в областной бюджет Тверской области из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством. Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу ст. 185 Бюджетного кодекса РФ проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда вносится в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. В целях исполнения судебного решения по обеспечению ГБУЗ «Кимрская центральная районная больница» и других медицинских учреждений резервными источниками электроснабжения Министерством здравоохранения Тверской области совместно с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и сетевыми обслуживающими организациями в 2019 году проведен анализ уровня надежности электроснабжения учреждений здравоохранения Тверской области, определена потребность в приобретении 51 автономного резервного источника электроснабжения, в том числе, на объекты ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», ориентировочно на сумму 80,4 млн. рублей. Однако выделение финансовых средств ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» на цели обеспечения объектов медицинского учреждения автономными электрогенераторами, которые должны использоваться в качестве одного из трех независимых взаимно резервирующих источников электроснабжения систем противопожарной защиты, не представилось возможным, в связи с тем, что лимиты бюджетных ассигнований 2019 года направлены на завершение ранее начатых ремонтных работ в учреждениях здравоохранения Тверской области. Вопрос по выделению финансовых средств на закупку автономных резервных источников электроснабжения на 2020 год выносился на Бюджетную комиссию Тверской области в ноябре 2019 года. По итогам принятых решений на заседании Бюджетной комиссии Тверской области Министерством здравоохранения в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области направлены обоснования мощностей приобретаемых автономных резервных источников электроснабжения, необходимая техническая документация и фотоматериалы по электроснабжению подключаемых объектов. По итогам проведенного согласительного совещания с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» Министерству здравоохранения рекомендовано осуществить разработку проектно-сметной документации на установку и подключение автономных резервных источников электроснабжения. В 2020 году для осуществления закупки автономных резервных источников электроснабжения для 13 медицинских учреждений, в том числе, ГБУЗ «Кимрская ЦРКБ» Министерством здравоохранения Тверской области дважды направлялись заявки на Бюджетную комиссию Тверской области по выделению дополнительных финансовых средств в сумме 15,4 млн.руб. (обращения Министерства от 26 мая 2020 года № 4334-КС, от 15 октября 2020 года № 8713-КС). В связи с необходимостью обеспечения оказания медицинской помощи для борьбы с новой короновирусной инфекцией лимиты бюджетных ассигнований 2020 года распределены между государственными учреждениями здравоохранения Тверской области на закупку необходимого оборудования в целях профилактики распространения новой короновирусной инфекции COVID-19. Вместе с тем, в целях исполнения решения Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 года на объекте ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» - г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10, произведены установка и подключение дизельного генератора с АВР для обеспечения бесперебойного энергоснабжения объекта на 100 кВт. Статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2) и устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7). Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 05 июля 2021 года, от 03 августа 2021 года, от 24 августа 2021 года, от 22 сентября 2021 года, от 15 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Тверской области, начальник Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришин П.В., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Иванова Е.А., в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области, Министерство финансов Тверской области.

В судебное заседание представитель административного истца Министерства здравоохранения Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, однако, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии в связи с занятостью в другом процессе.

В судебное заседание административные ответчики Межрайонное отделение судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальник Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришин П.В., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Иванова Е.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. От начальника Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришина П.В. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии с указанием на то, что оставляет разрешение вопроса по исковому заявлению на усмотрение суда.

Ранее также от административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. поступили письменные возражения на исковое заявление (т. 1 л.д. 175-176).

В судебное заседание заинтересованные лица Кимрская Межрайонная прокуратура Тверской области, ГБУЗ Тверской области «Кимрская центральная районная больница», Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области, Министерство финансов Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Ранее от заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области поступили письменный отзыв на иск (т. 1 л.д. 149-151).

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административных ответчиков и представителей заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно пункту 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в частности, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Статьей 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 07 июня 2014 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что на основании исполнительного листа, выданного Кимрским городским судом Тверской области от 25 июня 2019 года по делу № 2-502/2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. 14 ноября 2019 года возбуждено исполнительное производство № 28176/19/69042-ИП в отношении административного истца, предмет исполнения: обязать учредителя ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», Министерство здравоохранения Тверской области в срок до 01 сентября 2019 года принять в пределах компетенция организационные меры, которые позволят ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» устранить нарушения противопожарной безопасности в зданиях расположенных по адресу: Тверская область, г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10; Тверская область, г. Кимры, ул. Вагжанова, д. 2; Тверская область, г. Кимры, ул. Звиргздыня, д. 5; Тверская область, Кимрский район, с. Горицы, ул. Ворохова, д. 15, установить автономные электрогенераторы, которые должны использоваться в качестве одного из трех независимых взаимно резервирующих источников электроснабжения систем противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации).

Вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства от 14 ноября 2019 года получено административным истцом 18 ноября 2019 года.

В соответствии с п. 2,3 вышеуказанного постановления о возбуждении исполнительного производства от 14 ноября 2019 года должнику был предложен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Одновременно разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и неодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (п. 3 постановления).

Из материалов исполнительного производства следует, что поскольку в предоставленный законом пятидневный срок требования исполнительного документа административным истцом не были исполнены, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. от 03 марта 2020 года взыскан с Министерства здравоохранения Тверской области исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, а также установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2020 года включительно.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. от 12 мая 2021 года вновь должнику установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 07 июня 2021 года.

В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 декабря 2015 года № 2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Из вышеизложенного следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы, но не позволили должнику исполнить обязательство должным образом, и установления судом факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

Как следует из материалов дела, до получения постановления о возбуждении исполнительного производства, а именно 15 января 2019 года Министерством здравоохранения Тверской области утвердило ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 года, денежные средства из которого могли быть использованы на приобретение автономного резервного источника энергоснабжения; сформирована сводная потребность в резервных источниках бесперебойного питания для подведомственных государственных учреждений здравоохранения Тверской области; вопрос о финансировании вышеуказанного мероприятия был вынесен 30 октября 2019 года на заседание Бюджетной комиссии Тверской области, по итогам которого было принято решение о предоставлении Министерством обоснования мощностей каждого источника бесперебойного питания в разрезе учреждений; Министерством в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области для обоснования приобретения резервных источников бесперебойного питания была направлена техническая документация по электроснабжению подключаемых объектов и фотоматериалы подключаемых объектов; 20 ноября 2019 года под руководством Министра также проводилось совещание, на котором государственным учреждением с привлечением специализированных организаций было поручено осуществить разработку технических заданий на установку и подключение резервных источников энергоснабжения; 13 февраля 2020 года Министерство направило предложение в рабочую группу Тверской области при Бюджетной комиссии Тверской области и на Бюджетную комиссию Тверской области о выделении дополнительных финансовых средств в 2020 году на реализацию мероприятий по разработке проектной документации на установку и подключение резервных источников бесперебойного питания для государственных учреждений здравоохранения Тверской области, в том числе, для ГБУЗ «Кимрское ЦРБ» - 4 генератора.

Кроме того, судом также учитывается и то обстоятельство, что в связи с необходимостью обеспечения оказания медицинской помощи для борьбы с новой короновирусной инфекцией лимиты бюджетных ассигнований 2020 года распределялись между государственными учреждениями здравоохранения Тверской области на закупку необходимого оборудования, средств индивидуальной защиты, расходных материалов и иных товарно-материальных ценностей для противодействия и профилактики распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) в полном объеме.

С учетом указанных выше обстоятельств у должника отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения копии постановления, вследствие необходимости соблюдения установленным действующим законодательством, в том числе, процедуры заключения государственных контрактов установку и подключение резервных источников бесперебойного питания, которая является обязательной для исполнения государственным органом, и при этом должник в целях надлежащего исполнения лежащей на нем обязанности предпринял все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта.

Вопреки позиции стороны административных ответчиков в ходе рассмотрения дела установлено, что Министерством здравоохранения Тверской области принимались меры для исполнения требований исполнительного документа.

При этом, учитывая отсутствие у административного истца возможности своевременного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, учитывая установленную Федеральным законом № 44-ФЗ процедуру, а также предпринятые должником меры для исполнения решения суда в соответствии с требованиями законодательства и за счет средств областного бюджета, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания для освобождения Министерства здравоохранения Тверской области от уплаты исполнительского сбора.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства здравоохранения Тверской области к Межрайонному отделению судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальнику Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Гришину П.В., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора –удовлетворить.

Освободить Министерство здравоохранения Тверской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 28176/19/69042-ИП, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 03 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                             И.Ю. Райская

Решение составлено в окончательной форме 26 ноября 2021 года.

Председательствующий                                                             И.Ю. Райская

1версия для печати

2а-1328/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство здравоохранения Тверской области
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных прситавов по Тверской области Межрайотделене судебных прситавов по ОВИП
Начальник Межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП Гришин Павел Владимирович
УФССП России по Твесркой области
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Иванова Екатерина Алексеевна
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской обалсти
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Кимрская межрайонная прокуратура Тверской области
Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области
ГБУЗ Тверской области " Кимрская центральная районная больница"
Правительство Тверской области
Министерство финансов Тверской области
Суд
Центральный районный суд г. Тверь
Судья
Райская Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny.twr.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация административного искового заявления
10.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее