ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22477/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 12 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Вишневской В.Д., Шеховцовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фирстовой Галины Александровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 41 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе представителя Фирстовой Галины Александровны – Мареевой Натальи Константиновны
на решение Зарайского городского суда Московской области от 8 декабря 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 мая 2021 г.
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д.,
установила:
Фирстова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 41 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Зарайского городского суда Московской области от 8 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 мая 2021г., в удовлетворении исковых требований Фирстовой Г.А. отказано.
В поданной кассационной жалобе представитель Фирстовой Г.А. – Мареева Н.К. просит решение Зарайского городского суда Московской области от 8 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 мая 2021г. отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фирстова Г.А. 18.03.2019г. обратилась в ГУ- УПФ №41 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 28.05.2019г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия в соответствии со ст.30 п.1 пп.16 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях» 15-летнего льготного стажа.
Согласно трудовой книжке истец принята на работу на должность спасателя МЧС РФ: 03.12.2003г. принята в поисково-спасательный отряд №2 спасатель-медик, 31.01.2005г. уволена переводом в должности спасатель в ГКУ МО Мособлспас, 01.02.2005г. принята в поисково-спасательный отряд №2 на должность спасателя в порядке перевода из Министерства по делам гражданской обороны и ЧС по МО, 23.12.2005г. присвоение квалификации спасатель 3 класса в ГКУ МО, 01.01.2008г. государственное учреждение по МО «Московская областная спасательная служба» ГУ МО «Мособспас» реорганизовано в государственное учреждение Московской области «Московская областная противопожарная-спасательная служба» (ГУ МО «Мособлпожспас»), 01.01.2008г. поисково-спасательный отряд №2 переподчинен Раменскому территориальному управлению силами и средствами ГУ МО «Мособлпожспас», 23.04.2009г. присвоена квалификация «Спасатель 2 класса», 01.11.2010г. переведена на должность спасателя (медика) в 343 специализированную пожарную часть, 01.07.2011г. переведена в 343 пожарно-спасательную часть на должность спасателя (медика), 14.02.2019г. подтверждена квалификация «Спасатель 2 класса», 01.07.2020г. переведена в Люберецкое территориальное управление силами и средствами ГКУ МО «Московская областная противопожарная спасательная служба» в поисково-спасательный пост 343 пожарно-спасательной части на должность спасатель (медик).
Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанций, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, исходил из отсутствия у Фирстовой Г.А. достаточного специального стажа не менее 15 лет в связи с несоответствием работы истца требованиям п.п. 16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку спасатели поисково-спасительных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, и не относятся к службам федерального органа исполнительной власти, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца Фирстовой Г.А. об обязании пенсионного органа назначить ей досрочную пенсию по старости.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что выводы, содержащиеся в заключении №ГЭУТ-02/90 Министерства социального развития Московской области не являются основанием для включения спорных периодов в специальный стаж по п.п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, предусматривающему работу в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, а не субъекта.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылку представителя истца в кассационной жалобе на работу Фирстовой Г.А. в должности спасателя в аварийно-спасательных службах, которая предоставляет право на досрочное назначение пенсии, поскольку ГКУ МО «Мособлпожспас» входит в систему МЧС России, которое осуществляет оперативное управление, является профессиональной аварийно-спасательной службой, при этом, статус спасателя и профессиональные требования к муниципальным и региональным спасателям МЧС идентичны, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пп.16 ч.1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС РФ. При этом, спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, их компетенция ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС РФ, указанные лица не пользуются.
Довод кассационной жалобы представителя истца о том, что судом апелляционной инстанции сделан необоснованный вывод об отсутствии у истца специального стажа не менее 15 лет, тогда как основанием для отказа в иске послужило отсутствие права на досрочное назначение пенсии ввиду того, что пенсия в данном случае назначается только спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных отрядов формирований МЧС России, не может быть признан обоснованным, поскольку в данном случае в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, о чем указано в обжалуемых судебных актах.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зарайского городского суда Московской области от 8 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 мая 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Фирстовой Галины Александровны – Мареевой Натальи Константиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи