Решение по делу № 33-3008/2023 от 04.07.2023

Дело № 2-128/2023 (33-3008/2023) Судья Павлова Е.Г.

УИД № 69RS0033-01-2023-000190-47 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2023 г. г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,

судей Абрамовой И.В., Голубевой О.Ю.,

при секретаре Волкове И.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Долгинцевой Т.Е.

дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства здравоохранения Тверской области на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 11 мая 2023 года,

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Торопецкая центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности укомплектовать фельдшерско-акушерские пункты недостающим медицинским оборудованием, обеспечении расходов учреждения в объеме, необходимом для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов таким оборудованием.

Требования мотивированы тем, что предметом деятельности ГБУЗ ТО «Торопецкая ЦРБ» согласно его уставу является обеспечение квалифицированной стационарной и поликлинической помощи населению. При этом учреждение является центром организационно-методического и оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории Торопецкого района.

С учетом изменений в Устав от 20.09.2019 данное учреждение имеет ряд обособленных структурных подразделений, расположенных в <адрес>, в том числе <данные изъяты> в <адрес>.

По результатам проведенной прокуратурой Торопецкого района проверки установлено отсутствие в указанных фельдшерско-акушерских пунктах медицинского оборудования согласно стандарту, установленному приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н. Представление прокурора от 11.02.2022 с требованием устранения выявленных нарушений законодательства ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» выполнено не в полном объеме со ссылкой на отсутствие финансирования. По уточненным данным <данные изъяты> в <адрес> не в полном объеме оснащены необходимым медицинским оборудованием, средствами первой медицинской помощи, что нарушает права жителей, обслуживаемых данными фельдшерско-акушерскими пунктами на получение надлежащей, в полном объеме первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, также в плановых и неотложных формах и нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья.

На основании изложенного просил суд обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Торопецкая центральная районная больница» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вышеуказанные фельдшерско-акушерские пункты медицинским оборудованием согласно стандарту, установленному приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.

Возложить на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в объеме необходимом для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием.

В судебном заседании помощник прокурора Торопецкого района Тверской области Пилипенко Д.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГБУЗ Тверской области «Торопецкая центральная районная больница» Семенова Е.А. исковые требования признала. Указала, что устранить все выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых средств. 20 февраля 2022 года она обращалась в Министерство здравоохранения с просьбой приобрести оснащение для ФАП, однако ответа не получила. В 2023 году запланировано установка модульных ФАП в <адрес> и <адрес>.

Представитель ответчика – Министерство здравоохранения Тверской области в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица – Правительство Тверской области в судебное заседание не явился, Правительство Тверской области уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области (утверждено постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп) Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством. Однако Министерство обладает данными полномочиями только в отношении денежных средств, поступающих из бюджета Тверской области. Иные денежные средства, поступающие в учреждение от оказания платных услуг, безвозмездные взносы, денежные средства обязательного медицинского страхования, амортизационные отчисления являются внебюджетными средствами, главным распорядителем которых Министерство не является. Министерство не вправе распоряжаться доходами учреждения. Здания и сооружения больницы находятся в оперативном управлении ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ», которое имеет вещный характер (статья 216 ГК РФ) и, как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, надлежащей эксплуатации имущества, с соблюдением всех требований законодательства. Таким образом, бремя содержания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в том числе оформление соответствующей документации и регистрацию имущества в уполномоченных органах, несет учреждение. Положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Согласно Уставу ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» является бюджетным учреждением, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, которое отражается на самостоятельном балансе. ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью (статья 49 ГК РФ), и надлежащим ответчиком по данному делу, на которого суд вправе возложить обязанности, перечисленные в просительной части искового заявления. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Порядком осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 05.02.2018 № 34-пп, Министерство – отраслевой орган исполнительной власти в рамках осуществления функций и полномочий учредителя бюджета учреждения не имеет обязанности по обеспечению финансирования подведомственных учреждений. В силу статьи 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются как средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, так и средства обязательного медицинского страхования, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования и иные, не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Законом не предусмотрено устранение спорных нарушений учреждением здравоохранения из конкретного источника финансирования. Законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях (только в отношении казенных учреждений), исчерпывающий перечень которых установлен частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп утвержден Порядок определения объема субсидий на иные цели и условия ее предоставления (далее Порядок). ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» вправе обратиться в Министерство по вопросу предоставления данной субсидии в установленном порядке. Из ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в Министерство соответствующих документов в порядке, предусмотренном п. 4 Порядка, в 2022 г. не поступало. Понуждение судом Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Тверской области, предусмотренных на содержание учреждений здравоохранения, и реализацию возложенных на него функций, самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Министерство обязанности осуществить финансирование ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» для приобретения учреждением оборудования является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа исполнительной власти.

Представитель третьего лица – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – Министерство финансов Тверской области в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Судом требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Тверской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Министерству здравоохранения Тверской области отказать.

Повторяя доводы отзыва Правительства Тверской области, автор жалобы дополнительно отмечает, что Министерство обладает полномочиями главного распорядителя только в отношении денежных средств, поступающих из бюджета Тверской области. Иные денежные средства, поступающие в учреждение от оказания платных услуг, безвозмездные взносы, денежные средства обязательного медицинского страхования, амортизационные отчисления являются внебюджетными средствами, главным распорядителем которых Министерство не является. Министерство не вправе распоряжаться доходами учреждения. Ежегодно Министерство утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Направление расходования денежных средств в разрезе кодов КОСГу ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» определяет самостоятельно. Здания и сооружения больницы находятся в оперативном управлении ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ», которое имеет вещный характер (статья 216 ГК РФ) и, как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, надлежащей эксплуатации имущества с соблюдением всех требований законодательства. Таким образом, бремя содержания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в том числе оформление соответствующей документации, регистрацию имущества в уполномоченных органах, несет учреждение. Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения исключается. ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью, и надлежащим ответчиком по делу, на которого суд вправе возложить обязанности по устранению недостатков. Учреждения здравоохранения Тверской области в соответствии с законом имеют три ключевых источника финансирования: средства Фонда обязательного медицинского страхования; средства от приносящей доход деятельности (платные медицинские услуги); субсидии на обеспечение исполнения государственного задания (при его наличии). Законом не предусмотрено устранение спорных нарушений учреждением здравоохранения из конкретного источника финансирования. Законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях (только в отношении казенных учреждений), исчерпывающий перечень которых установлен частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и статьей 123.22 Гражданского кодекса РФ. Полномочия собственника областного имущества Тверской области в отношении ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Однако, рассматриваемый спор не связан с деликтными обязательствами ответчиков. Пунктом 4 Порядка определения размера субсидии и условий ее предоставления, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп, установлены требования к представляемым документам для получения субсидии. Документов в порядке, предусмотренном п. 4 Порядка в 2021-2023 гг., равно как и письмо от 20.02.2022 исх. , на выделение дополнительного финансирования, из ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в Министерство не поступало. Доказательств недостаточного финансирования деятельности учреждения материалы дела не содержат. Кроме того, постановив решение о возложении на Министерство обязанности произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку прокурор просил возложить на министерство обеспечение финансирования ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» для проведения указанных мероприятий.

В апелляционной жалобе Правительство Тверской области просит решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Тверской области произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием отменить, принять по делу новое решение, которым в иске к Министерству здравоохранения Тверской области отказать, ссылаясь на те же доводы, что и Министерство.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора Торопецкого района Пилипенко Д.Н., критикуя доводы жалоб как несостоятельные, просит оставить решение суда без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что учреждением не представлено доказательств невозможности самостоятельного финансирования необходимых расходов, в том числе, с учетом того, что большая часть оборудования не требует значительных финансовых затрат.

Представитель Правительства Тверской области Суязова А.В. поддержав позицию Министерства, просила удовлетворить апелляционные жалобы.

Прокурор Обиход И.Д доводы письменных возражений на апелляционные жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные участники процесса, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения явившихся в судебное заседание участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9 Положения).

В соответствии с п. 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

В соответствии с Уставом ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Тверской области № 700 от 30 декабря 2011 года, с учетом изменений от 20.09.2019 данное учреждение имеет обособленные структурные подразделения, в том числе: <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (Тверская <адрес>).

В ходе проведенной прокуратурой Торопецкого района Тверской области проверки установлено, что в указанных фельдшерско-акушерских пунктах не соблюден стандарт оснащения, установленный Приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.

11 февраля 2022 года прокурором Торопецкого района Тверской области главному врачу ГБУЗ ТО «Торопецкая ЦРБ» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан.

27 февраля 2022 года в ответ на представление главным врачом ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» представлена информация об устранении нарушений не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования.

9 марта 2023 года ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» направило информацию о фактическом исполнении акта прокурорского реагирования, с указанием на то, что <данные изъяты> в <адрес> не оснащены медицинским оборудованием, а именно отсутствуют:

-электрокардиограф портативный 3- или 6- канальный в количестве 1 шт. на каждый ФАП, (п. 14 Стандарта);

-автоматический дефибриллятор в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 15 Стандарта);

-сейф для хранения наркотических и психотропных лекарственных препаратов, и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 18 Стандарта);

-бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/ устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей не менее 1 шт. на каждый ФАП (п. 20 Стандарта);

-носилки в количестве 2 шт. на каждый ФАП (п. 21 Стандарта);

-щит спинальный с устройством для фиксации головы в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 22 Стандарта);

-костыли в количестве 2 шт. на каждый ФАП (п. 23 Стандарта);

-одеяло с подогревом в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п.п. 24, 25 Стандарта);

-кислородный ингалятор в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 33 Стандарта);

-экспресс — анализатор уровня холестерина в крови портативный в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 36 Стандарта);

-спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 46 Стандарта);

-тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 57 Стандарта).

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие вышеуказанного оборудования, средств первой медицинской помощи нарушает права жителей, обслуживаемых данными фельдшерско-акушерскими пунктами на получение надлежащей, в полном объеме первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также в плановых и неотложных формах, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья.

При установленных обстоятельствах суд правомерно возложил на ГБУЗ Тверской области «Торопецкая центральная районная больница» обязанность оснастить фельдшерско-акушерские пункты в <адрес> медицинским оборудованием согласно стандарту, установленному Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.

Возлагая на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность произвести финансирование ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в объеме, необходимом для обеспечения оснащения вышеуказанных фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года №70-пп, Устава ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», правомерно исходил из того, что Министерство здравоохранения Тверской области, как учредитель ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории <адрес> в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием, обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.

Данные выводы суда основаны на представленных в дело доказательствах, оцененных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормах действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела, являются верными.

Доводы апелляционных жалоб о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Согласно Уставу ГБУЗ ТО «Торопецкая ЦРБ» учредителем учреждения является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению имуществом Тверской области в рамках их компетенции.

Из п. 18 Устава следует, что имущество учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления органом по управлению государственным имуществом Тверской области.

Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, являются: имущество, закрепленное за ним собственником имущества в установленном законом порядке; имущество, приобретенное за счет финансовых средств учреждения, в том числе доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, субсидии из областного бюджета Тверской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), субсидии на иные цели, иные источники в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 70-пп утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Тверской области.

Согласно п. 10 вышеуказанного Положения основными задачами Министерства являются, в том числе, обеспечение разработки и реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области; разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения; повышение доступности и качества медицинской помощи для населения Тверской области.

Пунктом 11 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области определено, что основными функциями Министерства, в частности, являются установление перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно п. «д» ст. 1 Закона Тверской области от 18 января 2006 года № 13-ЗО «О бюджетном процессе в Тверской области» главный распорядитель средств областного бюджета - орган государственной власти Тверской области (государственный орган Тверской области), наиболее значимое государственное учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов областного бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств областного бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Тверской области, Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области (п. 1).

Министерство финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет субвенций, предоставляемых в областной бюджет Тверской области из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством (п. 4).

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения, предприятия, территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области во взаимодействии с другими органами государственной власти, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественными объединениями и иными организациями (п. 5).

Таким образом, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Тверской области, одной из основных функций которого является участие в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.

При этом в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение в соответствии с законодательством.

ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области на основании бюджетной сметы. При этом учреждение является в соответствии с бюджетным законодательством получателем бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств – Министерства здравоохранения Тверской области.

Таким образом, Министерство здравоохранения Тверской области, как главный получатель и распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляющий материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений здравоохранения Тверской области, обязано выделить бюджетные средства для устранения выявленных нарушений, направленных на исполнение ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ» требований законодательства.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу пунктов 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (пункт 6 статьи 9.2 указанного выше Федерального закона).

Следовательно, Министерство здравоохранения Тверской области обязано осуществлять финансирование подобного рода учреждений, в том числе и ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ».

Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений только на ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», которое должно за счет собственных средств устранить нарушения, а также о не предоставлении учреждением документов в порядке, предусмотренном п. 4 Порядка в 2021-2023 гг., равно как и писем на выделение дополнительного финансирования, судебной коллегией отклоняются, так как изложенные в жалобе обстоятельства не освобождают учредителя медицинского учреждения в силу норм приведенного законодательства от принятия должных мер по обеспечению финансовой деятельности учреждения здравоохранения, поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАПов необходимым медицинским оборудованием является также и обязанностью Министерства здравоохранения Тверской области.

Как справедливо отмечено судом, бездействие Министерства в области финансирования мероприятий по оснащению ФАПов медицинским оборудованием, с учетом результатов рассмотрения учреждением представления прокурора, а также пояснений представителя учреждения о нехватке собственных средств, влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности устранению выявленных нарушений законодательства, что недопустимо.

Вопреки доводам апеллянтов, избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц в виде требований о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечить финансирование мероприятий по оснащению ФАПов на территории <адрес> не основан на привлечении Министерства здравоохранения Тверской области к субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ» и соответствует содержанию компетенции Министерства здравоохранения Тверской области по участию в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.

Доводы апеллянта о неправомерности формулировки решения в части возложения на Министерство обязанности произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, а не «обеспечить» такое финансирование, как указано прокурором в просительной части иска, с учетом смысла заявленного прокурором требования, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены существенные нарушения норм права, в частности положений п.3 ст.196 ГПК РФ, которые могли бы служить основанием для отмены обжалованного судебного акта.

В целом доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в обжалуемом решении, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торопецкого районного суда Тверской области от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства здравоохранения Тверской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2023 г.

Председательствующий

Судьи

Дело № 2-128/2023 (33-3008/2023) Судья Павлова Е.Г. УИД № 69RS0033-01-2023-000190-47 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2023 г. г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,

судей Абрамовой И.В., Голубевой О.Ю.,

при секретаре Волкове И.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Долгинцевой Т.Е.

дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства здравоохранения Тверской области на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 11 мая 2023 года,

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Торопецкая центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности укомплектовать фельдшерско-акушерские пункты недостающим медицинским оборудованием, обеспечении расходов учреждения в объеме, необходимом для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов таким оборудованием.

Требования мотивированы тем, что предметом деятельности ГБУЗ ТО «Торопецкая ЦРБ» согласно его уставу является обеспечение квалифицированной стационарной и поликлинической помощи населению. При этом учреждение является центром организационно-методического и оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории Торопецкого района.

С учетом изменений в Устав от 20.09.2019 данное учреждение имеет ряд обособленных структурных подразделений, расположенных в <адрес>, в том числе <данные изъяты> в <адрес>.

По результатам проведенной прокуратурой Торопецкого района проверки установлено отсутствие в указанных фельдшерско-акушерских пунктах медицинского оборудования согласно стандарту, установленному приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н. Представление прокурора от 11.02.2022 с требованием устранения выявленных нарушений законодательства ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» выполнено не в полном объеме со ссылкой на отсутствие финансирования. По уточненным данным <данные изъяты> в <адрес> не в полном объеме оснащены необходимым медицинским оборудованием, средствами первой медицинской помощи, что нарушает права жителей, обслуживаемых данными фельдшерско-акушерскими пунктами на получение надлежащей, в полном объеме первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, также в плановых и неотложных формах и нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья.

На основании изложенного просил суд обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Торопецкая центральная районная больница» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вышеуказанные фельдшерско-акушерские пункты медицинским оборудованием согласно стандарту, установленному приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.

Возложить на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в объеме необходимом для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием.

В судебном заседании помощник прокурора Торопецкого района Тверской области Пилипенко Д.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГБУЗ Тверской области «Торопецкая центральная районная больница» Семенова Е.А. исковые требования признала. Указала, что устранить все выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых средств. 20 февраля 2022 года она обращалась в Министерство здравоохранения с просьбой приобрести оснащение для ФАП, однако ответа не получила. В 2023 году запланировано установка модульных ФАП в <адрес> и <адрес>.

Представитель ответчика – Министерство здравоохранения Тверской области в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица – Правительство Тверской области в судебное заседание не явился, Правительство Тверской области уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области (утверждено постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп) Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством. Однако Министерство обладает данными полномочиями только в отношении денежных средств, поступающих из бюджета Тверской области. Иные денежные средства, поступающие в учреждение от оказания платных услуг, безвозмездные взносы, денежные средства обязательного медицинского страхования, амортизационные отчисления являются внебюджетными средствами, главным распорядителем которых Министерство не является. Министерство не вправе распоряжаться доходами учреждения. Здания и сооружения больницы находятся в оперативном управлении ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ», которое имеет вещный характер (статья 216 ГК РФ) и, как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, надлежащей эксплуатации имущества, с соблюдением всех требований законодательства. Таким образом, бремя содержания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в том числе оформление соответствующей документации и регистрацию имущества в уполномоченных органах, несет учреждение. Положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Согласно Уставу ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» является бюджетным учреждением, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, которое отражается на самостоятельном балансе. ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью (статья 49 ГК РФ), и надлежащим ответчиком по данному делу, на которого суд вправе возложить обязанности, перечисленные в просительной части искового заявления. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Порядком осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 05.02.2018 № 34-пп, Министерство – отраслевой орган исполнительной власти в рамках осуществления функций и полномочий учредителя бюджета учреждения не имеет обязанности по обеспечению финансирования подведомственных учреждений. В силу статьи 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются как средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, так и средства обязательного медицинского страхования, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования и иные, не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Законом не предусмотрено устранение спорных нарушений учреждением здравоохранения из конкретного источника финансирования. Законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях (только в отношении казенных учреждений), исчерпывающий перечень которых установлен частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп утвержден Порядок определения объема субсидий на иные цели и условия ее предоставления (далее Порядок). ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» вправе обратиться в Министерство по вопросу предоставления данной субсидии в установленном порядке. Из ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в Министерство соответствующих документов в порядке, предусмотренном п. 4 Порядка, в 2022 г. не поступало. Понуждение судом Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Тверской области, предусмотренных на содержание учреждений здравоохранения, и реализацию возложенных на него функций, самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Министерство обязанности осуществить финансирование ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» для приобретения учреждением оборудования является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа исполнительной власти.

Представитель третьего лица – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – Министерство финансов Тверской области в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Судом требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Тверской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Министерству здравоохранения Тверской области отказать.

Повторяя доводы отзыва Правительства Тверской области, автор жалобы дополнительно отмечает, что Министерство обладает полномочиями главного распорядителя только в отношении денежных средств, поступающих из бюджета Тверской области. Иные денежные средства, поступающие в учреждение от оказания платных услуг, безвозмездные взносы, денежные средства обязательного медицинского страхования, амортизационные отчисления являются внебюджетными средствами, главным распорядителем которых Министерство не является. Министерство не вправе распоряжаться доходами учреждения. Ежегодно Министерство утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Направление расходования денежных средств в разрезе кодов КОСГу ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» определяет самостоятельно. Здания и сооружения больницы находятся в оперативном управлении ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ», которое имеет вещный характер (статья 216 ГК РФ) и, как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, надлежащей эксплуатации имущества с соблюдением всех требований законодательства. Таким образом, бремя содержания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в том числе оформление соответствующей документации, регистрацию имущества в уполномоченных органах, несет учреждение. Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения исключается. ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью, и надлежащим ответчиком по делу, на которого суд вправе возложить обязанности по устранению недостатков. Учреждения здравоохранения Тверской области в соответствии с законом имеют три ключевых источника финансирования: средства Фонда обязательного медицинского страхования; средства от приносящей доход деятельности (платные медицинские услуги); субсидии на обеспечение исполнения государственного задания (при его наличии). Законом не предусмотрено устранение спорных нарушений учреждением здравоохранения из конкретного источника финансирования. Законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях (только в отношении казенных учреждений), исчерпывающий перечень которых установлен частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и статьей 123.22 Гражданского кодекса РФ. Полномочия собственника областного имущества Тверской области в отношении ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Однако, рассматриваемый спор не связан с деликтными обязательствами ответчиков. Пунктом 4 Порядка определения размера субсидии и условий ее предоставления, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп, установлены требования к представляемым документам для получения субсидии. Документов в порядке, предусмотренном п. 4 Порядка в 2021-2023 гг., равно как и письмо от 20.02.2022 исх. , на выделение дополнительного финансирования, из ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в Министерство не поступало. Доказательств недостаточного финансирования деятельности учреждения материалы дела не содержат. Кроме того, постановив решение о возложении на Министерство обязанности произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку прокурор просил возложить на министерство обеспечение финансирования ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» для проведения указанных мероприятий.

В апелляционной жалобе Правительство Тверской области просит решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Тверской области произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием отменить, принять по делу новое решение, которым в иске к Министерству здравоохранения Тверской области отказать, ссылаясь на те же доводы, что и Министерство.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора Торопецкого района Пилипенко Д.Н., критикуя доводы жалоб как несостоятельные, просит оставить решение суда без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что учреждением не представлено доказательств невозможности самостоятельного финансирования необходимых расходов, в том числе, с учетом того, что большая часть оборудования не требует значительных финансовых затрат.

Представитель Правительства Тверской области Суязова А.В. поддержав позицию Министерства, просила удовлетворить апелляционные жалобы.

Прокурор Обиход И.Д доводы письменных возражений на апелляционные жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные участники процесса, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения явившихся в судебное заседание участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9 Положения).

В соответствии с п. 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

В соответствии с Уставом ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Тверской области № 700 от 30 декабря 2011 года, с учетом изменений от 20.09.2019 данное учреждение имеет обособленные структурные подразделения, в том числе: <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>), <данные изъяты> (Тверская <адрес>).

В ходе проведенной прокуратурой Торопецкого района Тверской области проверки установлено, что в указанных фельдшерско-акушерских пунктах не соблюден стандарт оснащения, установленный Приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.

11 февраля 2022 года прокурором Торопецкого района Тверской области главному врачу ГБУЗ ТО «Торопецкая ЦРБ» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан.

27 февраля 2022 года в ответ на представление главным врачом ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» представлена информация об устранении нарушений не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования.

9 марта 2023 года ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» направило информацию о фактическом исполнении акта прокурорского реагирования, с указанием на то, что <данные изъяты> в <адрес> не оснащены медицинским оборудованием, а именно отсутствуют:

-электрокардиограф портативный 3- или 6- канальный в количестве 1 шт. на каждый ФАП, (п. 14 Стандарта);

-автоматический дефибриллятор в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 15 Стандарта);

-сейф для хранения наркотических и психотропных лекарственных препаратов, и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 18 Стандарта);

-бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/ устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей не менее 1 шт. на каждый ФАП (п. 20 Стандарта);

-носилки в количестве 2 шт. на каждый ФАП (п. 21 Стандарта);

-щит спинальный с устройством для фиксации головы в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 22 Стандарта);

-костыли в количестве 2 шт. на каждый ФАП (п. 23 Стандарта);

-одеяло с подогревом в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п.п. 24, 25 Стандарта);

-кислородный ингалятор в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 33 Стандарта);

-экспресс — анализатор уровня холестерина в крови портативный в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 36 Стандарта);

-спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 46 Стандарта);

-тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления в количестве 1 шт. на каждый ФАП (п. 57 Стандарта).

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие вышеуказанного оборудования, средств первой медицинской помощи нарушает права жителей, обслуживаемых данными фельдшерско-акушерскими пунктами на получение надлежащей, в полном объеме первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также в плановых и неотложных формах, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья.

При установленных обстоятельствах суд правомерно возложил на ГБУЗ Тверской области «Торопецкая центральная районная больница» обязанность оснастить фельдшерско-акушерские пункты в <адрес> медицинским оборудованием согласно стандарту, установленному Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.

Возлагая на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность произвести финансирование ГБУЗ «Торопецкая ЦРБ» в объеме, необходимом для обеспечения оснащения вышеуказанных фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года №70-пп, Устава ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», правомерно исходил из того, что Министерство здравоохранения Тверской области, как учредитель ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории <адрес> в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием, обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.

Данные выводы суда основаны на представленных в дело доказательствах, оцененных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормах действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела, являются верными.

Доводы апелляционных жалоб о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Согласно Уставу ГБУЗ ТО «Торопецкая ЦРБ» учредителем учреждения является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению имуществом Тверской области в рамках их компетенции.

Из п. 18 Устава следует, что имущество учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления органом по управлению государственным имуществом Тверской области.

Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, являются: имущество, закрепленное за ним собственником имущества в установленном законом порядке; имущество, приобретенное за счет финансовых средств учреждения, в том числе доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, субсидии из областного бюджета Тверской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), субсидии на иные цели, иные источники в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 70-пп утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Тверской области.

Согласно п. 10 вышеуказанного Положения основными задачами Министерства являются, в том числе, обеспечение разработки и реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области; разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения; повышение доступности и качества медицинской помощи для населения Тверской области.

Пунктом 11 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области определено, что основными функциями Министерства, в частности, являются установление перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно п. «д» ст. 1 Закона Тверской области от 18 января 2006 года № 13-ЗО «О бюджетном процессе в Тверской области» главный распорядитель средств областного бюджета - орган государственной власти Тверской области (государственный орган Тверской области), наиболее значимое государственное учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов областного бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств областного бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Тверской области, Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области (п. 1).

Министерство финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет субвенций, предоставляемых в областной бюджет Тверской области из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством (п. 4).

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения, предприятия, территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области во взаимодействии с другими органами государственной власти, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественными объединениями и иными организациями (п. 5).

Таким образом, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Тверской области, одной из основных функций которого является участие в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.

При этом в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение в соответствии с законодательством.

ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области на основании бюджетной сметы. При этом учреждение является в соответствии с бюджетным законодательством получателем бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств – Министерства здравоохранения Тверской области.

Таким образом, Министерство здравоохранения Тверской области, как главный получатель и распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляющий материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений здравоохранения Тверской области, обязано выделить бюджетные средства для устранения выявленных нарушений, направленных на исполнение ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ» требований законодательства.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу пунктов 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (пункт 6 статьи 9.2 указанного выше Федерального закона).

Следовательно, Министерство здравоохранения Тверской области обязано осуществлять финансирование подобного рода учреждений, в том числе и ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ».

Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений только на ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ», которое должно за счет собственных средств устранить нарушения, а также о не предоставлении учреждением документов в порядке, предусмотренном п. 4 Порядка в 2021-2023 гг., равно как и писем на выделение дополнительного финансирования, судебной коллегией отклоняются, так как изложенные в жалобе обстоятельства не освобождают учредителя медицинского учреждения в силу норм приведенного законодательства от принятия должных мер по обеспечению финансовой деятельности учреждения здравоохранения, поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАПов необходимым медицинским оборудованием является также и обязанностью Министерства здравоохранения Тверской области.

Как справедливо отмечено судом, бездействие Министерства в области финансирования мероприятий по оснащению ФАПов медицинским оборудованием, с учетом результатов рассмотрения учреждением представления прокурора, а также пояснений представителя учреждения о нехватке собственных средств, влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности устранению выявленных нарушений законодательства, что недопустимо.

Вопреки доводам апеллянтов, избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц в виде требований о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечить финансирование мероприятий по оснащению ФАПов на территории <адрес> не основан на привлечении Министерства здравоохранения Тверской области к субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ Тверской области «Торопецкая ЦРБ» и соответствует содержанию компетенции Министерства здравоохранения Тверской области по участию в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.

Доводы апеллянта о неправомерности формулировки решения в части возложения на Министерство обязанности произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, а не «обеспечить» такое финансирование, как указано прокурором в просительной части иска, с учетом смысла заявленного прокурором требования, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены существенные нарушения норм права, в частности положений п.3 ст.196 ГПК РФ, которые могли бы служить основанием для отмены обжалованного судебного акта.

В целом доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в обжалуемом решении, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торопецкого районного суда Тверской области от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства здравоохранения Тверской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2023 г.

Председательствующий

Судьи

33-3008/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Торопецкого района
Ответчики
Министерство здравоохранения Тверской области
ГБУЗ Тверской области "Торопецкая ЦРБ"
Другие
Министерство финансов Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Правительство Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
04.07.2023Передача дела судье
18.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2023Передано в экспедицию
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее