Решение по делу № 12-256/2020 от 22.06.2020

Дело № 12-256/20

УИД 25 RS0010-01-2020-003542-22

РЕШЕНИЕ

04 августа 2020 года г. Находка, Приморский край

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев жалобу КГУП «Примтеплоэнерго» на постановление начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Гришина Д.В. от 02.06.2020 года № 07/60 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ в отношении юридического лица КГУП «Примтеплоэнерго»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением Приморского ТУ Росрыболовства от 02.06.2020 № 07/60 КГУП «Примтеплоэнерго» привлечено к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, КГУП «Примтеплоэнерго» обратилось в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник КГУП «Примтеплоэнерго» Лахно И.А. доводы жалобы полностью поддержала, просила постановление Росрыболовства в отношении КГУП «Примтеплоэнерго» отменить, производство по делу прекратить.

Начальник Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Гришин Д.В. в суде с жалобой не согласился, пояснив, что вина Общества полностью доказана, действия квалифицированы верно, постановление вынесено законно и обоснованно.

Судья, выслушав защитника КГУП «Примтеплоэнерго», должностное лицо, чьё постановление оспаривается, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

На основании постановления Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства от 02.06.2020 № 07/60 юридическое лицо – КГУП «Примтеплоэнерго» за указанное нарушение привлечено к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб., в связи с нарушением ст.ст. 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. ст. 56, 65 Водного кодекса РФ; ст. 11 Положения об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1046; ст. 17 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.38 КоАП РФ, признается производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ, представляет собой действия или бездействие, состоящие: в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов; незаконности этих действий; угрозе причинения общественно опасных последствий; причинной связи между ними.

При этом для целей привлечения к ответственности по статье 8.38 КоАП РФ необходимо наличие всех данных условий. Обязательным условием привлечения к ответственности по указанной статье является доказанность наличия возможности наступления массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия в связи с произведенными виновным лицом действиями (бездействием).

Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Из представленных материалов дела установлено, что в 14.03.2020 Находкинским межрайонным отделом по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства в отношении юридического лица КГУП «Примтеплоэнерго» было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования по факту аварии, произошедшей в ночь с 13.03.2020 на 14.03.2020 на топливном складе Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» по адресу: г. Находка, ул. Красноармейская, 21 «а», в результате которой произошла утечка топочного мазута (Паспорт № 216 АО «АНХК»), вследствие чего произошло загрязнение мазутом озера Соленого и его водоохраной зоны.

В результате проведенного административного расследования было установлено, что мазут растекался по дороге, идущей от котельной по склону до низменности рельефа озера Соленого. В водоохранной зоне разлив проходил по дороге, разливаясь в зарослях камыша, и вытекал на ледовую поверхность озера Соленого, площадь загрязнения акватории при первичном осмотре от 14.03.2020 составляла 690 кв., координаты крайних точек: 1) 42°828904" СШ, 132°883527" ВД, 2) 42°828904" СШ, 132°883873" ВД. Также при первичном осмотре выявлены следы проникновения нефтепродуктов (мазута) непосредственно под лед озера, площадь распространения мазута подо льдом на 14.03.2020 определить не представилось возможным. Площадь загрязнения почвы в водоохранной зоне составляла 683,4 кв.м. На момент осмотра в районе разлива нефтепродуктов сотрудниками МЧС, совместно с сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и ледовой поверхности озера Соленого от нефтепродуктов (акт осмотра от 14.03.2020, фототаблитца к акту осмотра от 14.03.2020, схема места совершения административного правонарушения от 14.03.2020).

17.03.2020 в ходе проведенного совместно с представителями Природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора, КГУП «Примтеплоэнерго» обследования территории (акватории) к топливно-сливочному участку № 2 Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго», загрязненной топочным мазутом, по адресу: г. Находка, ул. Красноармейская, 21 «а» были произведена фиксация площадей загрязнения и составлена схема места совершения административного правонарушения. Площадь акватории озера Соленого, загрязненного нефтепродуктами, составила – 6553,6 кв., площадь водоохранной зоны составила – 4549,37 кв.м. На момент осмотра в районе разлива нефтепродуктов сотрудниками МЧС, совместно с сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и ледовой поверхности озера Соленого от нефтепродуктов. С применением бензопил осуществлялись пропилы льда для определения разлива нефтепродуктов (мазута), после установления границ разлива были установлены боновые заграждения (акт осмотра территории от 17.03.2020, акт обследования территории (акватории) от 17.03.2020, фототаблица, карта-схема Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора).

При полном освобождении от ледового покрова озера Соленого 12.04.2020 в период с 15 час. 00 мин. до 18 час. 30 мин. был произведен осмотр территории и акватории озера Соленого (акт осмотра от 12.04.2020, карта-схема от 12.04.202023, фототаблица от 12.04.2020), в ходе которого было установлено, что на акватории озера, вдоль береговой полосы, где нет камышового тростника, на расстоянии от 1 до 2 м, в месте, где происходит прорастание камышового тростника, в воде до 10 м. имеются разливы мазута, местами наблюдается засыпка химическими ингредиентами коричневого цвета. На момент осмотра сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и поверхности акватории озера Соленого от нефтепродуктов. Гибели водных биологических ресурсов не обнаружено. Площадь загрязнения водоема озера Соленого составила 6004 кв.м.

Таким образом, в ходе административного расследования было установлено, что общая площадь загрязнения акватории озера Соленого составила 12 557,6 кв.м., площадь загрязнения водоохранной зоны озера – 4549,37 кв.м., чем нарушены правила охраны среды обитания и путей миграции водных биоресурсов, установленные ст.ст. 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», административная ответственность за которые предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ.

В результате аварийного разлива нефтепродуктов (топочного мазута) и загрязнения озера Соленого и его водоохранной зоны мазутом причинен ущерб водным биоресурсам в натуральном выражении 6 186 кг, в стоимостном выражении – 2469705,60 руб. (письмо ФГБУ «Главрыбзавод» от 24.04.2020 № 07-11/620), чем нарушены правила охраны водных биоресурсов.

По данному факту 19.05.2020 в отношении юридического лица – КГУП «Примтеплоэнерго» был составлен протокол № 07-39/20 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ, а 02.06.2020 вынесено оспариваемое постановление № 07/60.

Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом Росрыболовства при рассмотрении дела была дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Вина КГУП «Примтеплоэнерго» в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, должностным лицом Росрыболовства при рассмотрении дела установлены правильно в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.

Обоснованность привлечения КГУП «Примтеплоэнерго» к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ сомнения не вызывает, поскольку совокупность имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о допущенных Обществом нарушениях природоохранного законодательства.

Доводы жалобы КГУП «Примтеплоэнерго» о том, что Предприятием не было совершено ни одного из деяний, образующих объективную сторону вменяемого правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ; вина Предприятия в произошедшей аварии и причины аварийной ситуации в ходе предварительного следствия не установлены, в связи с чем, в действиях КГУП «Примтеплоэнерго» отсутствует состав административного правонарушения.

Материалами дела подтверждено, что в результате аварии на топливном складе Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» произошла утечка топочного мазута, вследствие чего произошло загрязнение мазутом озера Соленого и его водоохраной зоны, ущерб водным биоресурсам составил 2469705,60 руб.

В силу положений ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (далее – Требования).

Пунктом 17 Требований установлено, что для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо: хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации; помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации; максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления; обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья; снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.

Ссылка административного органа в оспариваемом постановлении на ст. 11 Положения об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045, представляется несостоятельной, так как данный документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений"

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.

Согласно п.п. «г» п. 2 указанного Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является, в том числе: предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения;

Статьей 52 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица Росрыболовства, рассматривающего дело об административном правонарушении, о том, что действия (бездействие) КГУП «Примтеплоэнерго» образуют состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, является обоснованным.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ).

Из системного толкования положений главы 2 КоАП РФ следует, что к административной ответственности подлежат привлечению физические и юридические лица.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

Между тем в силу статьи 19 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного названным Кодексом.

Таким образом, привлечение к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ, не исключает возможности привлечения виновного в совершении противоправных действий (бездействия) физического лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 250 Уголовного кодекса РФ.

Что касается доводов КГУП «Примтеплоэнерго» о том, что в нарушение положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ предприятие незаконно дважды привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ и по ст. 8.38 КоАП РФ.

Статьей 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.

В рассматриваемом случае каждое из совершенных КГУП «Примтеплоэнерго» деяний содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения в связи с разностью их объективной стороны (ст. 8.38 КоАП РФ и ст. 8.33 КоАП РФ), и потому подлежит оформлению отдельным протоколом об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах, оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется и поводы к его отмене отсутствуют, наказание КГУП «Примтеплоэнерго» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 8.38 КоАП РФ, минимальное и в пределах срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены законного и обоснованного постановления и прекращения производства по делу, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Постановление начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Гришина Д.В. от 02.06.2020 года № 07/60 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ в отношении юридического лица КГУП «Примтеплоэнерго» оставить без изменения, жалобу КГУП «Примтеплоэнерго» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Елистратова О.Б.

12-256/2020

Категория:
Административные
Ответчики
КГУП "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Елистратова Ольга Борисовна
Статьи

8.38

Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
22.06.2020Материалы переданы в производство судье
22.06.2020Истребованы материалы
06.07.2020Поступили истребованные материалы
04.08.2020Судебное заседание
05.08.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее