РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 декабря 2014 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6478/14 по иску Юрченко О.В. о признании незаконным постановления Мэрии г.о.Тольятти об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Юрченко О.В. обратилась с иском о признании незаконным постановления Мэрии г.о.Тольятти об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве собственности № от 28.04.2011г. 19.09.2014г. заявителем было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства (вх. №) с приложением всех необходимых документов. 15.10.2014г. было получено постановление от 06.10.2014г. № «Об отказе О.В. Юрченко в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с местоположением: <адрес>» (далее по тексту «постановление «Об отказе в выдаче разрешения на строительство»). Данное постановление считаю незаконным и необоснованным, просит признать незаконным постановление мэрии г.о. Тольятти от 06.10.2014г. № «Об отказе О.В. Юрченко в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с местоположением: <адрес>»; обязать мэрию г.о. Тольятти выдать мне, О.В. Юрченко, разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Представитель Мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснив, что в выдаче разрешения на строительство Юрченко О.В. отказано в связи с несоответствием материалов, содержащихся в проектной документации, требованиям градостроительного плана предоставленного земельного участка.
Представитель 3-го лица ФИО4 возражал против удовлетворения требований Юрченко О.В.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействий) органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признанные судом недействительными.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
?????
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений.
Юрченко О.В. обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №1 в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям раздела 2 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, несоответствием строящегося объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ Юрченко О.В. отказано в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта.
Заявитель, не согласившись с решением органа местного самоуправления, считает оспариваемое постановление незаконным, однако, с доводами Юрченко О.В. согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч.2 названной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 13 названной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Специалистами управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти был проведен осмотр (обследование) ДД.ММ.ГГГГ года.
В результате осмотра земельного участка было установлено:
- по периметру земельного участка расположен котлован, залит фундамент;
- с восточной и западной стороны земельного участка возведены глухие
кирпичные стены высотой 3 м.
Расстояние от возводимого фундамента до границы соседнего участка составляет 0,3 - 0,5 м.
В результате чего на смежном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, наблюдается обвал грунта с образованием ям, имеются наплывы бетона.
Кроме того, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с главой 4 «Градостроительные регламенты и порядок их применения», главой 7 «Карта градостроительного зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территории» Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № расположен в территориальной зоне №).
Минимальные отступы до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям для индивидуальных жилых домов с участками составляют: от индивидуального жилого дома - 3 метра; от бани, гаража и других построек - 1 метр.
Таким образом, на момент обращения Юрченко О.В. с заявлением о выдаче разрешения на строительство ДД.ММ.ГГГГ года, строительство на земельном участке уже велось. Приведенное обстоятельство не оспаривалось и представителем истцов.
Согласно ст.222 ГК РФ, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Согласно п.2 ст.222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Возведение фундамента Юрченко О.В. велось с нарушением градостроительных норм и правил, без выданного в установленном порядке разрешения на строительство, следовательно, обратившись с заявлением об обжаловании отказа мэрии городского округа Тольятти в выдаче разрешения на строительство, Юрченко О.В. избран ненадлежащий способ защиты права.
Отмена постановления мэрии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе О.В. Юрченко в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с местоположением: <адрес>» не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку право на самовольную постройку может быть признано только в порядке 222 ГК РФ.
В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанных в Постановлении мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № мэрия г.о.Тольятти указала на ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Подпунктом б) пункта 3 Части 7 статьи 51 ГрК РФ к документам необходимым для получения разрешения на строительство отнесена схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Требования к содержанию и составу проектной документации на объекты капитального строительства утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (раздел II).
В графической части схемы планировочной организации земельного участка, подготовленной ООО «Промтехпроект», предоставленной Юрченко О.В., отсутствует пункт н) план земляных масс, предусмотренный постановлением Правительства РФ.
Согласно пояснений представителя мэрии г.о.Тольятти, отсутствие со стороны проектной организации детальной проработки, описания принятых технических и иных решений, результаты расчетов используемых при описании данного пункта является нарушением требований постановления Правительства РФ. В связи с чем, земляные массы, которые образовались на участке в результате образования котлована большой площади стали предметом разбирательств со смежным пользователем Камаевым Р.Я. (<адрес>), так как значительно увеличенная отметка уровня земли примерно на 1,5м (Юрченко О.В.), в результате распределения земляных масс по оставшейся небольшой части участка, грозит обвалом земляных масс на смежный (Камаева Р.Я.) земельный участок. Кроме того, нарушается инсоляция (обеспечение солнечным светом), проветриваемость земельного участка (Камаева Р.Я.) несмотря на то, что в Схеме на листе 5 под пунктом 4 указано: «конструкция по смежной границе должна обеспечить инсоляцию и проветриваемость смежного участка».
При таких обстоятельствах орган местного самоуправления, рассматривая заявление Юрченко О.В. о выдаче разрешения на строительство, обоснованно пришел к выводу о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана, что и послужило основанием к отказу в выдаче соответствующего разрешения.
Кроме того, оспариваемое в данном деле постановление содержит ссылку как на основание отказа в выдаче разрешения на строительство (несоответствие материалов, содержащихся в проектной документации, требованиям градостроительного плана), так и ссылку на ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, поэтому не может быть признано немотивированным.
Доводы заявителя о необоснованной отмене органом местного самоуправления ранее выданного Юрченко О.В. разрешения на строительство не имеют правового значения в данном деле, поскольку соответствующее постановление Мэрии г.о.Тольятти заявителем не оспаривалось, вопрос о признании названного постановления незаконным при рассмотрении настоящего заявления не ставился.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Юрченко О.В. о признании незаконным постановления Мэрии г.о.Тольятти об отказе в выдаче разрешения на строительство, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2014г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Секретарь