Судья Ретивых А.Е. Дело № 21-407/2023
УИД 22RS0066-01-2023-001800-75
№12-65/2023 (в 1 инстанции)
РЕШЕНИЕ
6 октября 2023 года г. Барнаул, пр.Ленина,25
Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе министерства здравоохранения Алтайского края на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО от ДД.ММ.ГГ Министерство здравоохранения Алтайского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Правонарушение выразилось в неисполнении в срок до ДД.ММ.ГГ, установленный судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГ после взыскания исполнительского сбора, требований исполнительного документа, выданного на основании решения Железнодорожного районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ, подлежащего немедленному исполнению, о возложении на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанности обеспечить ФИО медицинскими изделиями: сенсором для мониторирования глюкозы <данные изъяты> к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы <данные изъяты> – <данные изъяты> в количестве 5 штук в месяц, зарядным устройством <данные изъяты> трансмиттером <данные изъяты>, устройством для установки сенсора <данные изъяты> тестовым разъемом <данные изъяты> в соответствии со сроком службы медицинских изделий и необходимостью в их обеспечении на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии. Возложена обязанность на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность по обеспечению ФИО медицинскими изделиями: ручкой – скарификатором <данные изъяты> и наконечниками к ручке – скарификатору в соответствии с медицинскими показаниями лечащего врача к количеству измерений уровня сахара в крови.
Министерством здравоохранения Алтайского края на указанное постановление подана жалоба в районный суд со ссылкой на отсутствие вины должника в совершении правонарушения, принятие своевременных и надлежащих мер к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В обоснование указано, что в ДД.ММ.ГГ Министерством здравоохранения Алтайского края был заключен государственный контракт на поставку сенсоров для мониторирования глюкозы марки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***. Пациент ФИО обеспечивался медицинскими изделиями для мониторирования глюкозы, поставленными по указанному государственному контракту.
Для обеспечения льготных категорий пациентов сенсорами для мониторирования глюкозы марки <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГ Министерством здравоохранения Алтайского края ДД.ММ.ГГ на общедоступном портале zakupki.gov была инициирована закупочная процедура за ***. ДД.ММ.ГГ состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, был определен поставщик. ДД.ММ.ГГ был заключен государственный контракт на поставку сенсоров для мониторирования глюкозы марки <данные изъяты> ***.
Однако поставка по вышеуказанному государственному контракту не осуществлена. В связи с задержкой поставки Министерством здравоохранения Алтайского края было направлено претензионное письмо в адрес ООО «Фармацвет» от ДД.ММ.ГГ исх. *** о неисполнении обязательств по контракту. Ответным письмом от ДД.ММ.ГГ ООО «Фармацвет» уведомил Минздрав Алтайского края о задержке поставки по заключенному государственному контракту по причине логистических проблем.
Информация, изложенная в письме поставщика о невозможности осуществить поставку, также подтверждена информационными письмами представителя производителя ООО «ФИО» от ДД.ММ.ГГ исх. ***, а также письмами официальных дистрибьютеров ООО «Холдинг Юнона» от ДД.ММ.ГГ ***, ООО «Медимпульс» от ДД.ММ.ГГ ***.
Кроме того, в соответствии с Клиническими рекомендациями <данные изъяты> (утв. Минздравом России), в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Основным средством измерения глюкозы в крови является самоконтроль посредством глюкометра и тест-полосок. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени или ФМГ, однако полностью не заменяет его.
При временном отсутствии датчиков/сенсоров непрерывного мониторинга для измерения уровня глюкозы пациенты обеспечиваются тест-полосками в объеме, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», а именно <данные изъяты> штук в год, если иное не установлено протоколом врачебной комиссии. Указанными медицинскими изделиями пациент ФИО обеспечивается на постоянной основе и на дату подачи жалобы обеспечен на срок до ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, в целях недопущения нарушения прав пациентов на получение медицинских изделий для измерения уровня глюкозы в крови, на период отсутствия датчиков непрерывного мониторинга глюкозы марки <данные изъяты> возможно использование датчиков флэш-мониторинга <данные изъяты> Для обеспечения пациентов на территории Алтайского края датчиками для мониторирования глюкозы марки <данные изъяты> Министерством здравоохранения Алтайского края на общедоступной интернет-площадке zakupki.gov ДД.ММ.ГГ был проведен электронный аукцион *** (закупочная процедура размещена на электронной площадке ДД.ММ.ГГ). По итогам закупочных процедур был заключен государственный контракт на поставку датчиков для мониторирования глюкозы от ДД.ММ.ГГ ***. ДД.ММ.ГГ состоялась поставка по данному государственному контракту.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ постановление должностного оставлено без изменения, жалоба Министерстве здравоохранения – без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, выслушав защитника Министерства здравоохранения Алтайского края ФИО, возражавшего против удовлетворения жалобы, дополнительно пояснившего, что циклом работы трансмиттера являются периоды между его подзарядкой и поскольку они не регламентированы и зависят от пользователя, следует исходить годичного срока гарантийной работы устройства, исследовав материалы исполнительного производства ***-ИП, материалов гражданских дел *** года, ***, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дел, исполнительного производства, материалов гражданских дел *** года, *** решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями.
На Министерство здравоохранения возложена обязанность обеспечивать ФИО: сенсором для мониторирования глюкозы <данные изъяты> к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы <данные изъяты> <данные изъяты> в количестве 5 штук в месяц, а также зарядным устройством <данные изъяты> трансмиттером <данные изъяты>, устройством для установки сенсора <данные изъяты> тестовым разъемом <данные изъяты> в соответствии со сроком службы медицинских изделий и необходимостью в их обеспечении на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии. Возложена обязанность на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность по обеспечению ФИО медицинскими изделиями: ручкой – скарификатором <данные изъяты> и наконечниками к ручке – скарификатору в соответствии с медицинскими показаниями лечащего врача к количеству измерений уровня сахара в крови.
ДД.ММ.ГГ в МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств возбуждено исполнительное производство ***-ИП, требования подлежали немедленному исполнению.
ДД.ММ.ГГ ведущим судебным приставом МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ Министерство здравоохранения Алтайского края освобождено от оплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ отдельным постановлением должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГ, впоследствии должнику неоднократно устанавливался новый срок, ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ. Копия постановления вручена должнику ДД.ММ.ГГ.
В связи с тем, что в срок до ДД.ММ.ГГ решение суда не исполнено, вынесено оспариваемое постановление должностным лицом службы судебных приставов.
Соглашаясь с выводом должностного лица административного органа, о наличии в действиях Министерства здравоохранения Алтайского края состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ судья районного суда указал, что из материалов дела об административном правонарушении и исполнительного производства не следует, что должником после установления нового срока предпринимались исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда, учитывая, что задолго до его окончания было известно о логистических проблемах, не состоявшихся электронных аукционах, на которые ссылается должник, однако, последним не принято исчерпывающих мер, направленных на обеспечение пациента медицинскими изделиями.
Согласно карточке льготного отпуска медицинских изделий, а также письму заместителя министра здравоохранения Алтайского края в адрес УФССП по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ для обеспечения пациента ФИО были закуплены и отпущены необходимые медицинские изделия:
трансмиттер <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГ;
зарядное устройством <данные изъяты>- ДД.ММ.ГГ;
устройство для установки сенсора <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГ;
тестовый разъем <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГ;
ручкой – скарификатором <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГ;
наконечниками к ручке – скарификатору- ДД.ММ.ГГ.
Согласно информации, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГ директора ООО «Медтроник» указанные медицинские изделия не нуждаются в регулярной замене. Расходным материалом при использовании мониторинга является сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями.
Согласно информации, полученной по телефонограмме ДД.ММ.ГГ от законного представителя ФИО – ФИО перечисленные медицинские изделия были получены по рецепту в аптеке по месту жительства и да настоящего времени находятся в рабочем состоянии и используются по принадлежности.
Согласно инструкции по использованию указанных медицинских изделий и письма ООО «Медтроник» на исх.*** от ДД.ММ.ГГ, трансмиттер <данные изъяты> имеет неограниченный срок годности и минимальный гарантированный срок службы - 1 год или 122 циклов работы в зависимости от того, что наступит раньше. Гарантия составляет 1 год с момента выдачи устройства пользователю. Зарядное устройством <данные изъяты>, тестовый разъем <данные изъяты>, устройство для установки сенсора <данные изъяты> имеют неограниченный срок годности и срок службы, гарантия на эти изделия не предусмотрена.
Таким образом, в части обеспечения перечисленными медицинскими изделиями (кроме сенсора для мониторирования глюкозы <данные изъяты>) на дату ДД.ММ.ГГ, требования исполнительного документы нельзя признать неисполненными.
В вину Министерству здравоохранения Алтайского края вменяется также неисполнение требования об обеспечении взыскателя сенсорами для мониторирования глюкозы <данные изъяты>
Оставляя без изменения постановление должностного лиц, судья районного суда пришел к выводу о том, что после установления нового срока должником в период ДД.ММ.ГГ не были приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГ Министерством здравоохранения Алтайского края с ООО «Фармацвет» заключен государственный контракт на поставку сенсоров для мониторирования глюкозы марки <данные изъяты> ***, по условиям которого поставка должна осуществляться поэтапно: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Пунктом 7.4 контракта предусмотрено, что на момент поставки остаточный срок годности оборудования должен был быть не менее 2,5 месяцев.
Из письма Минздрава Алтайского края от ДД.ММ.ГГ года следует, что условия контракта поставщиком не исполнены.
ДД.ММ.ГГ Министерство здравоохранения Алтайского края заявило об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из материалов внеплановой проверки Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в отношении ООО «Фармацвет» следует, что ООО «Медтроник» является уполномоченным представителем «Медтроник МиниМед» на территории Российской Федерации.
Согласно письму ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГ сенсор для мониторирования глюкозы <данные изъяты> доступен на российском складе Медтроник с остаточным сроком годности до ДД.ММ.ГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГ ООО «Холдинг Юнона», являющееся официальным дистрибьютером ООО «Медтроник» сообщило ООО «Фармцвет» об отсутствии сенсоров для мониторирования глюкозы, срок годности которых превышает ДД.ММ.ГГ.
Аналогичные ответы получены от ООО «Вэлтрейд», ООО «Дастан-С», ООО «Медимпульс».
На запрос суда апелляционной инстанции ООО «Медтроник» подтвердило наличие перебоев с сенсорами мониторирования глюкозы.
По сообщению Минздрава России сбои поставок продукции «Медтроник» в России связаны с новыми мерами экспортного контроля.
При таких обстоятельствах при исполнении решения суда в части обеспечения ФИО сенсорами для мониторирования глюкозы со стороны Министерства здравоохранения Алтайского края не установлено виновных просрочек в совершении действий и принятии решений по обеспечению пациента соответствующими изделиями медицинского назначения в указанный в постановлении должностного лица период, а неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок было вызвано отсутствием сенсоров на российском рынке.
Из информационного письма ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГ следует, что срок годности сенсоров для мониторирования глюкозы <данные изъяты> составляет <данные изъяты> месяцев с даты производства, срок службы составляет <данные изъяты> дней, в связи с чем имевшиеся в спорный период сенсоры с остаточным сроком годности до ДД.ММ.ГГ не могли являться предметом поставки по контракту, заключенному с ООО «Фармцвет».
При таких обстоятельствах решение судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и постановление начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Алтайского края прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Алтайского краевого суда Е.М.Зацепин