Решение по делу № 2-2660/2021 от 24.11.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года                 г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балаганской И.В.,

при секретаре судебного заседания Кубис М.Н.,

в присутствии представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2021 № НК-09/4097, действительной по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2660/2021 по иску Шестаковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконными решений об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

Установил:

В обоснование исковых требований Шестакова О.В. указала, что является неработающим пенсионером по старости с 31.10.2011. С 17.06.2021 по 30.06.2021 ездила на отдых в г. Ларнака Кипр. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 64 728,83 рублей. Решением Управления установления социальных выплат ОПФР по Иркутской области от 08.09.2021 ей частично произведена оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Братск-Новосибирск, Новосибирск-Братск в размере 24 182,00 рублей. Однако в выплате по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск отказано по причине отсутствия итоговой стоимости перевозки, не представлена копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа о месте пересечения государственной границы РФ. Вторично, она обратилась в ОПФР, но решением от 01.11.2021 ей вновь отказано по тому же основанию. Просит признать решения Управления установления социальных выплат ОПФР по Иркутской области от 08.09.2021, 01.11.2021 незаконным в части отказа в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск в размере 24 315,03 рублей.

В судебное заседание истец Шестакова О.В. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика Макарова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные суду доказательства с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

        В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

        В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).

        Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

        Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).

        Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

        Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6).

        Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).

        В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

        Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

        Судом установлено, что Шестакова О.В. является неработающим пенсионером - получателем трудовой пенсии по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области и имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года. Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом на имя истца.

        Истец находилась на отдыхе в г. Ларнака Кипр, к месту проведения которого следовала по маршруту: Братск-Новосибирск-Ларнака-Новосибирск-Братск.

        Как следует из заявления от 26.08.2021 Шестакова О.В. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха г.Ларнака и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по маршруту следования.

        Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 048-21-001-7689-9481 от 08.09.2021 Шестаковой О.В. оплачено 24 182 рублей. В выплате части стоимости проезда по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск отказано, отсутствует обязательный реквизит - итоговая стоимость в рублевом эквиваленте. Не предоставлена копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ.

    Повторно Шестакова О.В. обратилась в ОПФР согласно заявления от 19.10.2021, Место отдыха указала г. Ларнака.

    Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 048-21-002-1605-2576 от 01.11.2021 Шестаковой О.В. в выплате стоимости проезда по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск отказано, отсутствуют обязательные реквизиты, фактически понесенные расходы не подтверждены.

    Доводы истца о том, что она имеет право на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации, суд находит обоснованными, возмещению истцу подлежат расходы по оплате стоимости проезда с учетом ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

    Согласно пункту 5 Правил при следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

    В соответствии с пунктом 10(1) Правил при следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

    При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

Компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета).

Указанная в документе, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта, стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно проездному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Таким образом, нормативные положения, содержащиеся в Правилах, не исключают возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям страховых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха, в том числе и за пределы территории Российской Федерации.

Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 Закона № 4520-1 и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей страховых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха, в том числе и за пределами Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, но в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.

Факт пребывания истца в месте отдыха в г. Ларнака Кипр подтвержден маршрутными квитанциями электронного билета, а также посадочными талонами, заграничным паспортом, подтверждающими факт перелета.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что не подлежит компенсации стоимость проезда истцу к месту отдыха и обратно, поскольку в маршрутной квитанции электронного билета отсутствуют обязательные реквизиты – итоговая стоимость перевозки.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 года «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 года № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).

Реализация права истца на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиками правил оформления проездных документов.

Отсутствие в авиабилете обязательных реквизитов (наименование проездного документа, форма оплаты, тариф, сборы, код статуса бронирования, итоговая стоимость) не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.

Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.

В подтверждение несения расходов на оплату проезда по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск истцом представлена маршру-квитанция электронного билета, посадочные талоны, справка АО "Авиакомпания "Россия", согласно которой на рейсы по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск был принят электронный билет, оформленный на Шестакову О.В. Для расчета стоимости перелета по территории РФ ортодромическое расстояние по маршрутам составляет: Новосибирск-Ларнака общее расстояние 4244 км, расстояние по территории РФ 3543 км, что составляет 81,56% от общего ортодромического расстояния по маршруту Новосибирск-Ларнака. Ларнака-Новосибирск: общее расстояния 4344 км, расстояние по территории РФ 1667 км, что составляет 38,37 % об общего ортодромического расстояния по маршруту Ларнака-Новосибирск. Расчет стоимости участка 1: (3543/8688)*40 546,83 руб. РФ= 16 535,15 руб. Участок 2: (1667/8688)*40 546,83-7779,88 рублей. Таким образом, стоимость перелета по территории РФ по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск по электронному билету, оформленному на Шестакову О.В. составила 24 315,03 рублей.

Согласно справке ООО «Туроператор БГ» от 07.07.2021 стоимость авиаперелета по маршруту Новосибирск-Ларнака-Новосибирск на даты вылета 17.06.2021 (туда) и 30.06.2021 (обратно) составила на одного пассажира 40 546,83 рублей.

Согласно Приказу Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении.

Таким образом, суд находит, что предложенные истцом к возмещению расходы на проезд к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации в размере 24 315,03 руб., и не превышают фактически произведенные ею расходы на оплату стоимости проезда, следовательно, подлежат взысканию в пользу истца в пределах заявленных требований.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

        При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в выплате компенсации и необходимости взыскания в пользу истца 24 315,03 рублей в счет понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Шестаковой Ольги Владимировны удовлетворить.

Признать решения Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 08.09.2021 № 048-21-001-7689-9481, от 01.11.2021 № 048-21-002-1605-2576 в части отказа Шестаковой Ольге Владимировне в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконными.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области в пользу Шестаковой Ольги Владимировны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 24 315,03 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья И.В. Балаганская

Мотивированное решение составлено 28.12.2021

2-2660/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шестакова Ольга Владимировна
Ответчики
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Балаганская И.В.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее