УИД 34RS0001-01-2023-002746-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 6 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М., Марчукова А.В.,
при секретаре Объедковой О.А.,
с участием прокурора Бережного А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2569/2023 по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах Жирнова Анатолия Николаевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 30 августа 2023г., которым исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах инвалида Жирнова Анатолия Николаевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации – удовлетворены частично,
возложена на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанность обеспечить Жирнова Анатолия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации – <.......> в количестве 2 изделия на год, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя ответчика –_Апарневу Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Волгоградской областной прокуратуры Бережного А.И., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области, действующий в интересах Жирнова А.Н., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее – ОСФР по Волгоградской области) о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации, инвалиду Жирнову А.Н. рекомендованы средства реабилитации - <.......> в количестве 2 изделия на год. Жирнов А.Н. <.......> не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать ответчика обеспечить Жирнова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, средствами технической реабилитации - <.......> в количестве 2 изделий на год.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Указанный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации: кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные (пункт 7).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 887н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Из положений подпункта "а" пункта 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом ФСС РФ от 16 мая 2019 г. № 256, (далее - Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги является, в частности, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации (далее - технические средства), протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Судом установлено, что Жирнов А.Н., <.......> года рождения, является инвалидом.
Экспертным составом Бюро МСЭ № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» проведено освидетельствование инвалида Жирнова А.Н. и разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида № <...>, которой рекомендованы технические средства реабилитации - <.......> в количестве 2 изделия на год – бессрочно.
20 мая 2022 г. Жирнов А.Н. обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации - <.......>.
Однако на момент проведения проверки прокурором Михайловской межрайонной прокуратуры Волгоградской области инвалид Жирнов А.Н. не был обеспечен данным техническим средством реабилитации по ИПРА.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не обеспечил инвалида в полном объеме необходимыми техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, в частности, <.......>, пришел к выводу о том, что требования прокурора, действующего в интересах инвалида Жирнова А.Н., к ОСФР по Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации подлежат удовлетворению.
Право Жирнова А.Н., как инвалида, на обеспечение указанным средством реабилитации, предусмотренное вышеуказанным Федеральным законом, подтверждено материалами дела.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем установил юридически значимые обстоятельства для дела, а потому выводы суда о нарушении ответчиком прав Жирнова А.Н. на обеспечение техническими средствами реабилитации, восстановление которого возможно путем возложения на ответчика обязанности предоставить инвалиду техническое средство реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида - <.......>, правомерны.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что непринятие мер по обеспечению Жирнова А.И. техническими средствами реабилитации повлекло нарушение его прав как инвалида, гарантированных федеральным законодательством, в связи с чем исковые требования удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик совершил все необходимые действия для обеспечения инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в суде апелляционной инстанции ответчиком доводы о фактическом исполнении решения суда, со ссылкой на факт выдачи направления на получение средства технической реабилитации № <...> от 2 ноября 2023 г. и получение инвалидом Жирновым А.И. технических средств реабилитации – <.......> в количестве 2 штук 15 ноября 2023 г. на правильность выводов суда не влияют, кроме того, на момент вынесения решения суда указанные сведения в материалах дела отсутствовали. Данные доводы подлежат учету при исполнении решения суда.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 30 августа 2023г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>