Дело №2-32/2022 УИД 22RS0054-01-2021-000645-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Староалейское 11 февраля 2022 года
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,
при секретаре Даниловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Третьяковского района Алтайского края к Мещеряковой Т.Н. об отчуждении земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину,
у с т а н о в и л:
Администрация Третьяковского района Алтайского края обратилась в суд с исковыми требованиями к Мещеряковой Т.Н. об отчуждении земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, указывая в иске, что на территории муниципального образования Третьяковский район Алтайского края в собственности иностранного гражданина - Мещеряковой Т.Н. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Сведениями о приобретения гражданства Российской Федерации Мещеряковой Т.Н. миграционный пункт не располагает.
Ссылаясь на ст.15 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.238 ГК РФ, перечень приграничных территорий, утвержденный Указом Президента РФ от 09.01.2011 №26 истец просил обязать Мещерякову Т.Н. в течение шести месяцев с момента вынесения решения суда произвести отчуждение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Мещерякова Т.Н. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрация Третьяковского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в постановлении №8-П от 23.04.2004 «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы», приводя положения упомянутой нормы Основного закона РФ, указал, что тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статья Конституции РФ, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел определенные ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
Статья 238 Гражданского кодекса РФ также предусматривает, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункты 1, 2).
Кроме того, на основании части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента РФ от 09.01.2011 №26 утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. В данный Перечень входит и муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края.
Из материалов дела следует, что решением Третьяковского районного суда от 27.12.2017 за Мещеряковой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право собственности на недвижимое имущество, оставшееся после смерти Маликовой А.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде квартиры и земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенное по адресу <адрес>.
Государственная регистрация права собственности на указанное недвижимое имущество произведена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Мещерякова Т.Н. документирована паспортом иностранного гражданина №№, выданным ДД.ММ.ГГГГ, МВД Республики Казахстан.
Данные обстоятельства усматриваются из выписки из Единого государственного реестра прав о правах отдельного лица, в которой указаны соответствующие данные о правообладателе.
В соответствии со ст.4 Закона Республики Казахстан от 20.12.1991 №1017-XII «О гражданстве Республики Казахстан» документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 29.01.2013 №73-V «О документах, удостоверяющих личность» паспорт гражданина Республики Казахстанпаспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам Республики Казахстан по их желанию независимо от возраста и удостоверяет личность гражданина Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и за ее пределами.
Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается сроком действия на десять лет (ч.1, 4 ст.8 Закона Республики Казахстан №73-V).
Согласно сообщению ГУ МВД России по Алтайскому краю Мещерякова Т.Н. по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации в УВМ ГУ МВД России не обращались, документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, не документировались.
Таким образом, Мещерякова Т.Н. является гражданином Республики Казахстан, а соответственно по нормам законодательства Российской Федерации - иностранным гражданином.
Исходя из вышеупомянутых положений статей 3, 5 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.238 Гражданского кодекса РФ Мещерякова Т.Н. как иностранный гражданин, не вправе владеть на территории Российской Федерации, в приграничной территории, на праве собственности земельным участком, который подлежал отчуждению ею в течение года с момента возникновения права собственности на него, однако такого отчуждения ответчиком не произведено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец обоснованно обратился в суд с настоящим иском о понуждении Мещеряковой Т.Н. к продаже земельного участка, который суд удовлетворяет в полном объеме.
В соответствии с п.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины и исковые требования были удовлетворены, с Мещеряковой Т.Н. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования администрации Третьяковского района Алтайского края к Мещеряковой Т.Н. об отчуждении земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину удовлетворить.
Обязать Мещерякову Т.Н. продать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащий ей земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Взыскать с Мещеряковой Т.Н. в доход бюджета муниципального образования Третьяковский район Алтайского края госпошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2022 года.
Судья Е.А. Гончарова